Что не так с образом Брюса Ли в «Однажды в Голливуде» и почему сцена драки так разозлила часть зрителей
«Однажды в Голливуде» стал самым кассовым стартом в карьере Квентина Тарантино и превзошел все ожидания, несмотря на длинный хронометраж (почти три часа), рейтинг R и выход на экраны параллельно с «Королем Львом». Несмотря на хорошую критику, без вопросов не обошлось. Так, некоторым не понравилось малое количество реплик у женских персонажей, в частности у героини Марго Робби Шэрон Тейт, — об этом Тарантино даже спрашивали на премьере в Каннах. Но главным поводом для недовольства стала сцена драки между Брюсом Ли (в исполнении очень похожего на мастера боевых искусств актера Майка Мо) и героем Брэда Питта, вымышленным каскадером Клиффом Бутом.
Что происходит в спорной сцене?
Сцена драки с Брюсом Ли показана в виде флешбэка: Клифф Бут чинит антенну в доме своего коллеги и друга Рика Далтона (Леонардо ДиКаприо) и вспоминает встречу с мастером боевых искусств во время съемок фильма «Зеленый Шершень». Брюс Ли в окружении съемочной команды и каскадеров произносит пафосную речь и заявляет, что, доведись ему драться с Кассиусом Клеем (в 1960-е Мухаммеда Али еще называли старым именем), он «сделал бы того калекой». На это заявление Клифф Бут с усмешкой замечает, что Ли «всего лишь зарвавшийся, говорливый коротышка» и что ему должно быть «совестно за то, что [Ли] мог подумать, что сможет оставить в жизни Мухаммеда Али больший след, чем пятно на его боксерских шортах».
Слово за словом, и в итоге герои решают померяться силами. В первом раунде Ли бьет Бута ногой в грудь и валит на землю. Затем он атакует каскадера в прыжке, но Бут успевает поставить блок, схватить Ли за ногу и силой бросить его на припаркованную на площадке машину так, что на ней остается внушительная вмятина. До третьего раунда дело не доходит: Бута и Ли прерывает режиссер и героя Питта увольняют за драку.
Возвращаясь в настоящее, мы видим Бута, сидящего на крыше дома Далтона. Вспоминая эту историю, он приходит к выводу, что его уволили «за дело».
Могла ли эта сцена иметь место в реальной жизни?
Ли действительно снимался в «Зеленом Шершне», где сыграл напарника главного героя, Като. Но биограф актера Мэттью Полли утверждает, что сцена из фильма Тарантино во многом искажает действительность.
— Ли благоговел перед Мухаммедом Али, — рассказал Полли Правила жизни. — Сцена, в которой Ли говорит: «Я сделал бы из него [Али] калеку», не только искажает действительность, но и выставляет Ли как непочтительного выпендрежника и настоящего придурка.
И хотя по возвращении в Гонконг Ли действительно участвовал в драках с каскадерами на съемочных площадках, «он никогда не был инициатором, наоборот, его всегда провоцировали», говорит Полли. А еще Ли был настоящим мастером боевых искусств и любую схватку выигрывал менее чем за 20 секунд.
— Помимо этого Ли очень по-доброму относился к нижестоящим по статусу членам съемочной площадки, к каскадерам в частности. Он часто платил за их ужин, а когда прославился, выводил их в свет, давал деньги и следил за их дальнейшей карьерой, — рассказывает Полли. — У Тарантино же, по сути, Брюс Ли провоцирует своего каскадера на драку, а затем добивается того, чтобы его уволили. Но в реальной жизни Брюс Ли был совершенно другим человеком.
Почему эта сцена так сильно не понравилась некоторым зрителям?
Конечно, «Однажды в Голливуде» основан на реальных событиях, но все же это вымышленная история — о чем свидетельствует ее концовка. Но Ли был реальным человеком, и он до сих пор остается любимым актером многих тысяч людей во всем мире. Он не только выдающийся мастер боевых искусств, но и человек, который вопреки проявлениям расизма в те годы смог стать звездой мирового масштаба.
Короче говоря, наследие этого актера заслуживает такого же почтительного обращения, с каким Тарантино отнесся к Шэрон Тейт, Джею Себрингу и Стиву Маккуину — коллеге Ли на голливудском небосклоне тех лет. Вместо этого Ли изображен как заносчивый балабол, чья роль сводится лишь к тому, чтобы добавить немного юмора и представить героя Питта хорошим бойцом. Даже сцена с дракой была не в пользу Ли: да, Бут проигрывает первый раунд, но Ли достается сильнее.
— Никем, кроме как объектом шуток, Ли в этом фильме не представлен, и все, благодаря чему он был известен, используется, чтобы выставить его дураком, — говорит кинокритик Нэнси Вонг Йен в интервью для LA Times. — Кунг-фу Ли стало объектом насмешек, его философствование сводится к печеньям с предсказаниями, а над звуками, которые Ли издает во время приемов кунг-фу, Бут откровенно насмехается.
Если родственники Шэрон Тейт после прочтения сценария отказались от возможных претензий к изображению актрисы, то с Шэннон Ли, дочерью Брюса Ли, никто консультироваться не стал.
— Мне было по-настоящему некомфортно видеть, как люди смеются над моим отцом, — говорит Шэннон в интервью The Wrap. — Все его заслуги и хорошие качества создатели фильма смыли в унитаз этой сценой, в которой мой отец показан высокомерным куском постного мяса.
Более того, выяснилось, что изначальная версия сцены драки Брюса Ли и Клиффа Бута была еще унизительнее для актера. В интервью HuffPost координатор трюков «Однажды в Голливуде» рассказал, что по первоначальной задумке битва должна была длиться три раунда и в конце Ли должен был проиграть.
— Брэд сомневался, стоит ли снимать сцену именно в таком виде, и другие ребята тоже были не в восторге, — говорит координатор трюков Роберт Алонзо. — Я сам американец азиатского происхождения, и я ожидал, что в этом фильме Брюс станет образцом того, как азиатских персонажей нужно показывать в кино, но вместо этого... Мне было по-настоящему сложно поставить драку, в которой он в конечном счете должен был проиграть. И все, кто принимал участие в съемках этой сцены, чувствовали себя так же неловко, особенно Брэд. Это же Брюс Ли, в конце-то концов.
— Я люблю Квентина Тарантино. Я просто обожаю его фильмы, и я не считаю, что режиссеры, снимая фильмы по реальным событиям, должны неотступно следовать истории, — говорит Полли. — Но что меня по-настоящему настораживает — так это то, что Тарантино очень почтительно обошелся со Стивом Маккуином, Шэрон Тейт и Джеем Себрингом, в то время как персонаж Брюса получился комичным. Учитывая, что за весь фильм он был единственным не белым и реально существовавшим человеком, получилось не очень красиво.
А что говорят защитники Тарантино?
Защитники Тарантино обращают внимание на то, что режиссер всегда был фанатом Брюса Ли — и даже одел героиню Умы Турман в фильме «Убить Билла» в такой же желтый костюм, как у Ли в его последнем фильме.
Критик Уолтер Чоу, называющий Ли своим героем, говорит, что Ли в исполнении Майка Мо кажется более реальным и человечным.
— Я бы поспорил с тем, что решение Тарантино устроить драку между Бутом и Ли было направлено на то, чтобы унизить Ли; скорее она была снята для того, чтобы разрушить тот образ таинственности, который актеру постоянно приходилось поддерживать, — пишет Чоу для Vulture. — Таким образом, показав Ли более реальным и приближенным к обычным людям, Тарантино демонстрирует иной, более богатый вариант репрезентации персонажа азиатского происхождения.
Тем не менее критик видит проблему в реакции публики на образ Ли в исполнении Майка Мо.
— Если вы будете смотреть новый фильм Тарантино в кино, посмотрите, как будут вести себя остальные зрители, — пишет Чоу в своем твиттере. — Именно так выглядит систематический расизм. Проблема не в актерской игре, которая была бесподобной, а в реакции, прочно засевшей в представителях нашей культуры.
Исполнитель роли Брюса Ли Майк Мо тоже высказал свое мнение по поводу этой сцены.
— Когда я впервые увидел сценарий, я подумал: «Ничего себе». Я не буду говорить, что изначально задумывалось, но я скажу, что после прочитанного я был в шоке, ведь для меня Брюс Ли был как бог, — заявил он в комментарии сайту Birth. Movies. Death.
При этом актер согласен с критиками, считающими, что Тарантино делает посмертный образ Ли более реальным и человечным.
— Готовясь к роли и изучая материалы о Брюсе Ли, я отчетливо понял, что больше всего он хотел, чтобы окружающие видели в нем человека. И, зная, через какие трудности ему пришлось пройти в связи со своей популярностью, я уважаю его еще больше.
Зачем Тарантино понадобилась эта сцена?
У сцены драки с Брюсом Ли была четкая цель. Бут — безработный каскадер, который проводит свои дни, выполняя поручения Далтона. Режиссеру надо было обосновать его физическую силу и способность противостоять в конце главным антагонистам фильма. Сцена драки с Брюсом Ли подтверждает, что Бут превосходный боец.
Эта сцена также гармонично смотрится с общим ностальгическим настроением фильма по старым вестернам.
— Мне кажется, что Тарантино почувствовал необходимость «опустить» Брюса Ли, потому что именно с него начался бум восточных боевых искусств в Голливуде, отодвинувший на задний план таких парней, как Клифф Бут, которые в своем большинстве не сумели приспособиться к новой эре, — говорит Полли в комментарии The Wrap. — Симпатии фильма однозначно на стороне ковбоев.
Оригинал материала опубликован в американском Правила жизни.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: