Фелипе Пaнтоне — художник, который преврaщaет грaфику в трехмерные иллюзии
Возможно, имя Фелипе Пантоне вам не знакомо, но если вы хотя бы рaз бывaли в московском «Aтриуме», то знaкомы кaк минимум с одной рaботой художника. Огромнaя 24-метровaя инстaлляция Пaнтоне под нaзвaнием «Фонтaн дaнных» рaзмещенa в сaмом сердце торгового центра — и действительно нaпоминaет мaтрицу с big data. Кроме того, аргентино-испaнский художник вместе с коллегaми — Шепaрдом Фейри, Тристaном Итaном, Покрaсом Лaмпсом и другими — укрaсил грaффити одну из нaружных стен «Aтриумa».
Работы Пантоне также можно увидеть в арт-квартале Винвуд в Майами, Риме, Гонконге и других городах. Ну а если вы совсем далеки от искусства, то, возможно, видели маски авторства Пантоне в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) — аргентинец стал первым современным художником, сделавшим фильтры специально для соцсети.
Так кто такой Фелипе Пантоне? Уроженец Буэнос-Айреса, будущий художник в возрасте 10 лет переехал Испанию и уже через два года начал рисовать граффити, пробуя самые разные стили — от фотореализма до каллиграфии, — пока не нашел свой уникальный почерк. Журнал Forbes называет его стиль смесью «Бегущего по лезвию» и фотошопа», и это очень близко к правде: работы Пантоне основаны на смешении винтажной типографии, оптического искусства и кинетики с буйством красок, нетривиальной графикой и трехмерными иллюзиями.
Сам художник говорит, что нашел собственный стиль методом исключения: в начале пути ты еще не знаешь, чего хочешь, но, пробуя и экспериментируя, ты понимаешь, чего ты точно не хочешь. Пантоне, безусловно, абсолютный персонаж компьютерной эпохи, и технологии — важнейший элемент его творчества. Это даже сформулировано в его художественном манифесте Ultradynamic Manifesto, где Пантоне говорит о компьютерах как об эффективном инструменте для создания сложных и точных пространств.
Эта же тема отражена в одной из самых известных работ Пантоне — огромном мурале в виде QR-кода (самом большом в мире) высотой 25 метров и шириной 30, который расположен в городе Хасселт в Бельгии. Его действительно можно отсканировать, и для этого даже не обязательно ехать в Европу — это можно сделать на сайте художника (при наведении камеры на код на экране появится информация о том, сколько человек сделали то же самое). Эта работа — отсылка к тому, что искусство больше не относится к какому-то конкретному месту, оно глобально и вездесуще.
Один из последних проектов Пантоне Configurable Art — тоже вариация на тему технологий, интернета и искусства. Пантоне ломает границу между художественным произведением и его зрителем: на специальном сайте BuildYourOwn™ любой желающий может создать собственное визуальное произведение, используя готовые паттерны, глитчи и компьютерную графику. Проект охватывает все аспекты творчества художника — динамизм, трансформацию и вездесущность. Динамизм тут не просто красивое слово: Configurable art задуман так, что проект будет постоянно меняться: художественные элементы, которые можно использовать для создания рисунка, обновляются.
«Мы живем в мире, где любую вещь можно кастомизировать — машину, книжную полку, кроссовки. Почему нельзя сделать то же самое с искусством? Мне очень интересно, какие рисунки могут создать обычные люди, имея в руках минимальный инструментарий. Я люблю смотреть на их работы на своем сайте. Так что этот проект влияет и на мое творчество — и, таким образом, работает в обе стороны», — рассказал Пантоне Правила жизни.
Идея Configurable art легла в основу коллаборации художника с брендом Hennessy. Для компании, известной сотрудничеством с крупнейшими артистами современности (от Шепарда Фейри до KAWS), Пантоне создал специальную этикетку, соединив визуальное наследие бренда и собственные образы: так, три звезды Hennessy, впервые использованные в 1865 году Морисом Хеннесси, стали трехмерными, а на рисунке появилась молния — символ цифровой эры, метафора способности Hennessy улавливать импульс на протяжении веков.
Помимо этикетки Пантоне создал инсталляцию, состоящую из ста элементов, каждый из которых пронумерован. Каждый элемент арт-объекта можно купить и персонализировать.
Мы встретились с Пантоне в Валенсии на презентации его коллаборации с Hennessy и узнали, каким будет искусство будущего и почему художник скрывает свое лицо.
Наверное, все задают этот вопрос, но все же: какой месседж ты хочешь передать с помощью своих работ?
Я пытаюсь изобразить настоящее — так, как я его вижу и чувствую. У меня очень современный образ жизни: я много путешествую, знакомлюсь с новыми людьми и культурами, у меня есть друзья практически в каждой точке земного шара. И мне важно оставаться на связи с каждым из них. Поэтому такие вещи, как динамизм, общность и технологии, очень важны для меня — и они, безусловно, находят отражение в моей работе.
Кем ты себя видишь через десять лет?
Я надеюсь, что через десять лет я буду все еще голоден до всего нового. Что я не успокоюсь и буду в поисках. Мне кажется, очень важно не затонуть в болоте собственного успеха, нужно постоянно расти и развиваться. Так что я надеюсь, что через десять лет ничего не изменится и у меня будет так же много энергии на творческие эксперименты.
А каким будет искусство будущего?
Я думаю, связь искусства и технологий будет только усиливаться. Компании по всему миру тратят огромное количество денег, чтобы создавать новые продукты, и, думаю, искусство будет находиться в постоянной гонке за технологиями.
Существует мнение, что современное искусство слишком абстрактно и его постоянно нужно объяснять. Сталкивался ли ты с тем, что люди не считывают посыл твоих работ?
Я думаю, что действительно стоящее искусство должно оставлять пространство для интерпретации. Это как кино: хочется, чтобы фильм заставлял о чем-то задуматься, а не служил фоном для поедания попкорна.
Есть ощущение, что сейчас стрит-арт везде, хотя раньше к нему не относились серьезно. Что изменилось?
Изменилось время. Граффити активно развивается с конца шестидесятых. Прошло уже более 50 лет, это много. Музеи и арт-институции стали обращать внимание на этот вид искусства, хотя раньше относились к нему сдержанно из-за его нелегальности.
На стрит-арт обратили внимание и крупные компании и бренды. Их заинтересованность понятна, а зачем эти коллаборации нужны художникам?
В первую очередь для нас это возможность создать что-то масштабное. Побывать там, куда ты вряд ли доедешь самостоятельно. За время работы с Hennessy я многое узнал об истории бренда и его традициях, и мне было интересно перенести это на современный художественный язык. Кроме того, меня никак не ограничивали, мне было очень комфортно работать.
Почему ты прячешь лицо в соцсетях? У тебя много подписчиков в том же инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), и тебя отчасти можно назвать инфлюенсером.
Мне это не интересно. Я хочу, чтобы люди смотрели не на меня, а на мои работы, на которые я трачу много энергии и большую часть своего времени. Чего не могу сказать о своем внешнем облике — тут я не прикладываю никаких усилий. Так что если я и хочу как-то влиять на людей, то только через свои работы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Глаз божий: Известные художники, кураторы и руководители музейных институций выбирают для Правила жизни произведение искусства и объясняют, как на него смотреть.