Стратегия Вина Дизеля: почему мы продолжаем смотреть «Форсажи»
Люк Хоббс (Дуэйн Джонсон) — обаятельный отец-одиночка, фанатичный бодибилдер, белозубый мотоциклист и совестливый вояка, который на дух не переносит спецслужбы, но готов работать с ними во имя спасения мира. В общем, типичный герой американской экшен-саги. Декард Шоу (Джейсон Стэтхем) — английский гопник-аристократ, который спит с женщинами, не снимая шелковую пижаму, держит мини-бар прямо в гараже, а в лондонских пробках предпочитает стоять в оранжевом спорткаре. В общем, типичный герой английской шпионской саги. Хоббс и Шоу мельком познакомились в «Форсаже 7» и крепко поссорились в «Форсаже 8». Но в собственном спин-оффе им придется работать плечом к плечу, чтобы реабилитировать одну красивую шпионку (Ванесса Кирби) и остановить одного пуленепробиваемого злодея (Идрис Эльба).
Новый «Форсаж» прекрасен всем, кроме хронометража. Логическую точку в фильме можно поставить уже на отметке час двадцать — после бойни на одном вновь ставшем актуальным восточноевропейском курорте. Но потом блокбастеру понадобится еще целый час на тормозной путь. И этот час тоже будет вполне себе фееричным, хотя бы из-за экспедиции в самый экзотический пока что географический уголок франшизы. Но самые нетерпеливые зрители все равно почувствуют себя застрявшими в транспортной пробке.
Зато всех остальных ждет шумный и красочный летний фильм-фестиваль. Хоббс и Шоу — такой же искрометный дуэт, как и герои «Агентов АНКЛ», а Джонсон и Стэтхем — отличные комедийные актеры. Придумай бессменные сценаристы «Форсажей» Крис Морган и Гэри Скотт Томпсон еще шуток по семь, и фильм стал бы таким же смешным, как «Красная жара», «Смертельное оружие» и «48 часов» — эталоны жанра бадди-боевиков. Прекрасная британская актриса Ванесса Кирби, перебравшаяся из театральных постановок Теннесси Уильямса и Антона Чехова сначала в сериал «Корона», а затем и во франшизу «Миссия невыполнима», в одиночку гарантирует, что юный зритель покинет кинозал с правильными идеалами. Впрочем, не совсем в одиночку: в начале фильма будет еще и долгая и бесстыжая сцена во время показа нижнего белья в Лондоне, а в середине появится Эйса Гонсалес с отрядом девушек-киллеров. И эти внешне похожие на Тейлор Свифт и ее squad из клипа Bad Blood валькирии теоретически могут стать героинями собственного спин-оффа. А короткие камео нескольких суперзвезд — перечислить которых было бы спойлером, ведь некоторых нет даже в титрах — и вовсе превращают «Хоббса и Шоу» в самый смешной из всех «Форсажей».
Но не самый изобретательный — несмотря на усилия режиссера «Джона Уика» и «Взрывной блондинки» Дэвида Литча. До полетов в стратосферу, схваток с подводными лодками, нашествия автозомби и почти эйзенштейновской сцены с младенцем из «Форсажа 8» фильму, увы, далеко. Впрочем, экшен-сцены и комедийные разрядки в этом сериале давно поменялись местами: если раньше мы терпели шутки в перерывах между погонями, то теперь все стало наоборот. Последние «Форсажи» стремятся быть «эксцентричными комедиями» (screwball comedy) в том смысле, который вкладывал в этот жанр еще Голливуд времен Великой депрессии. Единственный участник нового фильма, который этого не понимает, — Идрис Эльба. Сценаристы заставили его играть злодея без малейшей эксцентрики, в самом что ни на есть трагическом ключе. У его героя такие скучные мотивация и диалоги, что Танос из «Мстителей» на его фоне выглядит интересным собеседником, которому впору записывать подкасты. Зато у Эльбы есть звериная харизма, а пугающая неуязвимость его героя создает напряжение в духе фильма «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо». Помните, там были негодяи в бронежилетах, убивавшие друзей героев одного за другим? В «Хоббсе и Шоу» уровень смертности ниже, но какой-никакой саспенс все же есть.
Впрочем, история сотворения этой вселенной все равно гораздо интереснее той буффонады, в которую в очередной раз пускаются ее боги и герои. Строго говоря, «Форсаж: Хоббс и Шоу» (на английском фильм и вовсе называется Fast & Furious Presents: Hobbs & Shaw — как будто без волшебных слов на букву F его никто не заметит) — не первый спин-офф в эпопее о дураках и дорогах. Пионером был «Тройной форсаж: Токийский дрифт» (2006) — самый провальный и по рейтингам, и по сборам ($158 млн). С оригинальной дилогией его связывало лишь короткое камео Вина Дизеля, на которое он согласился в обмен на права на франшизу «Риддик». С американских берегов фильм переносил действие в Японию, главному герою придавал черты Гамлета, а криминальному конфликту предпочитал экзистенциальный — строго говоря, это была подростковая драма о взрослении, одиночестве и трудностях перевода. После ее краха в Universal решили, что следующим «Форсажам» пора надевать зимнюю шину и выходить не в кинотеатрах в самое горячее время года, а прямиком на DVD — то есть конкурировать не с блокбастерами, а с треш-франшизами вроде «Смертельной гонки».
Но реакция фанатов на камео Дизеля заставила студию дать киносериалу второй шанс. И актер получил полномочия, которые теперь позволяют ему называть себя «визионером саги». Начиная с 2007 года Дизель работает не только над сюжетом и кастингом, но даже над саундтреком, лично выбирая песни для фильмов. Его первое креативное решение — сделать стержнем истории дружбу собственного героя с персонажем Пола Уокера. Ведь без участия Дизеля снизились (по сравнению с первой частью) североамериканские сборы «Двойного форсажа», а Уокера явно не хватало в «Тройном». Шаг номер два — оттолкнуться от имеющей ограниченную аудиторию стритрейсерской субкультуры в направлении семейных криминальных саг. Шаг номер три — сделать ставку на понятные и «четкие» ценности вместо инфантильной драматургии из конкурирующих франшиз про пиратов, трансформеров и супергероев. В мире «Форсажа» принято ужинать большой семьей, а перед трапезами молиться. Мужчины в этой вселенной ценят внешние атрибуты успеха (тачки, подружки, золотые кресты), но при этом ведут спартанский образ жизни: качалка в гараже им милее виллы в Майами. Все это привело в кино огромную мужскую аудиторию — и породило подозрения в том, что диалоги «Форсажа» пишутся по мотивам пабликов «ВКонтакте».
А шагом номер четыре было сделать прайд Доминика Торетто (семьей это лежбище львов и львиц уже не назовешь) по-настоящему мультикультурным и многонациональным. О важности инклюзивности продюсеры «Форсажа» догадались еще за десять лет до того, как о ней заговорили на церемониях Киноакадемии США. Результат — самая необычная среди всех кинофраншиз пропорция национальных и международных сборов. Почти любой «Форсаж» за рубежом зарабатывает в три-четыре раза больше, чем в Америке. Хотя «нормальные» блокбастеры, как правило, собирают в международном прокате до 66 % всех своих денег. А порой и меньше.
Стратегия Вина Дизеля приводит к тому, что четвертый, пятый и шестой «Форсажи» последовательно увеличивают сборы. Вот $363 млн, вот $626 млн, а вот и $728 млн. Главная причина резкого рывка пятой части — появление в команде Дуэйна «Скалы» Джонсона, голливудского актера, фильмы которого до сих пор гораздо охотнее смотрят за пределами США, а не в самой Америке. Но настоящей — и до сих пор непревзойденной — сенсацией становятся сборы седьмой части. Это немыслимые $1,5 млрд. Восьмая часть соберет на $300 млн меньше и тем самым докажет: все дело было в гибели Пола Уокера. Седьмой «Форсаж» стал для фанатов прощанием с актером. А для того, чтобы он в последний раз появился в кадре, пришлось обрабатывать с помощью компьютерной графики его брата. «Форсаж 7» — не единственный фильм Уокера, вышедший после смерти, но именно он стал мемориалом для фанатов. Это можно объяснить лишь семейной драматургией киносериала.
Главное новое реалити-шоу, которое используется в продвижении следующих серий «Форсажа», — это личный конфликт между Вином Дизелем и Дуэйном «Скалой» Джонсоном. Актеры якобы так сильно поссорились на съемках, что в некоторых общих сценах их заменяли дублерами и спецэффектами. Перепалка, как и положено в случае конфликта двух цистерн с тестостероном, велась в основном в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). А маркетинговая логика в забавном, но все же некрасивом конфликте появилась лишь тогда, когда был анонсирован «Хоббс и Шоу» — собственный «Форсаж» Дуэйна Джонсона. Вин Дизель в нем не появляется — то ли потому, что не успел подкачаться к лету, то ли чтобы дать коллегам проверить гипотезу, много ли денег они соберут без него. Креативными продюсерами в этот раз выступают Джонсон и Стэтхем — и каждый из них знает, как эффективнее использовать собственную харизму и на экране, и в промокампании.
Стэтхем — настоящий супергерой, но все же плохиш; тем смешнее смотрятся его трогательный номер с младенцем в «Форсаже 8» и семейные переживания в «Хоббсе и Шоу». А вот Джонсон — живой пример того, что можно стать сверхчеловеком, не растратив скромность, самоиронию и простоту: надо было видеть, как искренне и дружелюбно он общался в этом году на «Сандэнсе» с фанатами после премьеры «Борьбы с моей семьей». Кстати, этот частично основанный на его биографии фильм — настоящий комедийный «Рокки» наших дней, трогательный и вдохновляющий. Да еще и с девушкой — выдающейся Флоренс Пью — в главной роли! В общем, не кино, а витрины всех ценностей и выставка достижений «Скалы». Проект не коммерческий, но репутационный — и очень личный. А в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) Джонсона 151 миллион подписчиков — в четыре раз больше, чем у Зендаи Коулман, и в шесть раз больше, чем у Хью Джекмана. Среди мужчин на этой планете «Скала» уступает лишь Криштиану Роналду со 177 миллионами подписчиков. Так что его участие автоматически выводит в плюс даже такие фильмы, как «Рэмпейдж», «Небоскреб» и «Спасатели Малибу». А уж «Джуманджи» и «Разлом Сан-Андреас» благодаря ему и вовсе превращаются во франшизы.
Сборы «Хоббса и Шоу», вероятно, не дотянут до символического миллиарда и уж точно не доберутся до $1236 млн «Форсажа 8». Но они принесут Universal сотни миллионов прибыли — а там, глядишь, и подоспеет возможный спин-офф с Шарлиз Терон в роли хакерши Сайфер. Подходящий женский ансамбль для него уже собран: чего стоят хотя бы Хелен Миррен, Ванесса Кирби и Эйса Гонсалес с ее интернациональным отрядом длинноногих бандиток. Сам же Вин Дизель уверяет, что девятый и десятый номерные «Форсажи» станут завершением саги. Что ж, тем больше доводов в пользу того, чтоб «Хоббс и Шоу» стал самостоятельной франшизой — очень веселой и не боящейся выглядеть глупо.