Парное интервью: пианист Алексей Любимов и элекронщик Рома Литвинов (Mujuice) отвечают на вопросы о музыке

В Новой Третьяковке на Крымском Валу стартовал фестиваль SOUND UP, который объединил на одной площадке людей, создающих совершенно разную музыку. Это академические музыканты и современные электронщики, старое поколение и новое. По просьбе Правила жизни пианист Алексей Любимов (74 года) и электронный музыкант Роман Mujuice Литвинов (35 лет) ответили на 10 одинаковых вопросов о музыке и рассказали, как ее сочиняют, исполняют и что ждут от музыки в будущем.
Парное интервью: пианист Алексей Любимов и элекронщик Рома Литвинов (Mujuice) отвечают на вопросы о музыке

Каких современных музыкантов не забудут через 100 лет?

Алексей Любимов: Музыка очень быстро исчезает. Ее забывают. Создать что-то прочное очень сложно. Мне кажется, через сто лет не останется ни одного сегодняшнего музыканта, которого будут вспоминать. Они останутся только в архивах. Сейчас такой темп — музыка постоянно меняется и каждое следующее десятилетие отбрасывает в прошлое, предыдущее. Я думаю, все наши звезды будут забыты уже через 20 лет. Но я отношусь к этому абсолютно оптимистически. Ведь раньше многие композиторы мечтали остаться в истории. А сейчас спросите любого: хотят они этого? Никто не хочет. Им важно жить сегодняшним днем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рома Литвинов (Mujuice): Мне кажется, это все непредсказуемо. Чем культура хороша — она умеет спустя время доставать совершенно забытые вещи. Проводить работу после того, как эпоха завершилась. Я думаю, есть шанс что-то сделать сегодня и когда-то в будущем быть найденным, вновь открытым и на кого-то повлиять.

Как вы относитесь к музыке, которую слушает молодежь?

Алексей Любимов: Очень позитивно. Но давайте подумаем, для чего молодежь слушает свою музыку? Тут опять-таки задача. Потому что она может ее слушать как фон или же получая истинное наслаждение. Если первый случай — плохо; если второй — хорошо. Музыка должна задевать особые струнки души человека.

Mujuice: Я не уверен, что она слушает определенную музыку. Но я в любом случае двумя руками за молодежь, и пусть она делает что угодно, слушает что хочет.

Есть ли музыка, которую вы терпеть не можете?

Алексей Любимов: Да, это музыка, которая играет в местах общего пользования. Та, от которой ты не можешь уйти. В принципе, всякую музыку можно перетерпеть, кроме той, что навязывается повседневным окружением в такси, на улице и в магазинах. Почему-то другие люди этого не замечают. А для меня эта музыка вокруг звучит очень интенсивно, поэтому я стараюсь убегать из таких мест.

Mujuice: Есть большое количество стилистических зон, которые мне недоступны, исходя из моего культурного опыта, я просто не могу ими воспользоваться. Например, скорее всего, я не буду слушать шансон. Но я допускаю, что там может быть что-то интересное. Конкретных имен называть не буду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нужно ли музыканту музыкальное образование?

Алексей Любимов: Во все века представителю традиционной культуры, музыканту из народа, не нужно было никакого музыкального образования. Он брал все на слух. Я думаю, что сейчас примерно такая же тенденция, назовем ее неоязыческой. Тенденция вернуться к донотированной музыке. А так, в принципе, любая классическая музыка нуждается в образовании. На протяжении всей европейской музыки с XII века это образование необходимо, чтобы делать музыку доступной другим людям. Есть отличные музыканты без образования, но даже джазмены и рокеры должны кодировать свои музыкальные идеи так, чтобы их было просто передать своим партнерам. Это ноты.

Mujuice: Я бы разделил этот вопрос на две части. Что такое образование? Это опыт, без которого ни один музыкант не может обойтись. Но в то же время это система записи, язык, терминология. Если коммуникация не является приоритетом, то язык может быть не очень универсальным. Нужно ли современному музыканту знать ноты? Я, к примеру, не пишу в нотах, но та форма в которой я пишу, может быть переведена в ноты. В целом мой ответ такой: у человека не может отсутствовать опыт, а система записи может быть разная.

Как вы готовитесь к выступлению?

Алексей Любимов: Прежде всего мне надо хорошо выспаться. Это настраивает на нужный лад. Я должен понимать, что у меня в голове и в пальцах все наработано, я знаю все схемы и интерпретации, и при этом я должен чувствовать себя свеженьким. Самое главное для меня — идти к выступлению в состоянии свежести.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Mujuice: Для электронного продюсера подготовка к выступлению — это скрипты, программирование, оптимизация, настройка, тесты, проверки, кнопки, ручки, назначение, контроль, модуляция. И попытка как-то настроиться на пространство, в котором ты будешь выступать: на людей, быть открытым и чутким. Готовым к зрительской реакции.

Что подталкивает вас на импровизацию во время концерта?

Алексей Любимов: Часто это чувство появляется само собой. Вообще, состояние при выходе на сцену может быть разное. Может быть самое бесшабашное. А может быть открытое, когда ты осознаешь свои силы. Но в каждом случае ты должен ждать... Нет, не вдохновения, это затертое слово. Ждать неких решений, которые на сцене приходят внезапно. Они бывают спровоцированы залом, или публикой, или светом, или инструментом. Или собственным настроением. А иногда бывает, что тебе надо выходить на сцену, а ты с удовольствием отдал бы эту обязанность кому-то другому и послушал бы со стороны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Mujuice: Мне, как электронному музыканту, очень просто провести параллель с дирижером и его трактовкой произведения. Я, конечно, могу больше играть со структурой, чем он, но все это про какие-то нюансы. Импровизация на концерте влияет на динамику крещендо, скорость, акценты и в конечном итоге на реакцию зала. Тебе все равно приходится выстраивать драматургию на ходу.

Расскажите про свой самый необычный концерт.

Алексей Любимов: Самые необычные мои концерты были в моей молодости, до сорока лет. Давно, в СССР, мы выступали с авангардными выходками. Мы устраивали целые хэппенинги прямо на сцене. С современными танцами и странной для советского слушателя музыкой. В общем, мы погружались в медитацию, и из нее протуберанцами проявлялись то музыка, то танцы. Это было вообще непонятно что. Мы выступали в маленьких помещениях, в домах культуры, в школах и училищах, в разных периферийных залах не в Москве, за которыми особо не наблюдали. Мы делали все, что хотели. Играть такую музыку в СССР — была своеобразная фронда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Mujuice: Не знаю, я с таким вопросом периодически сталкиваюсь и каждый раз не знаю, что отвечать. Какие-то неожиданные концерты были у меня в юности. Все были связаны с какими-то выставками либо дружескими опен-эйрами. Было много интересных локаций, сцен и ситуаций.

Что для вас самое главное в музыке?

Алексей Любимов: Это очень трудно. Наверное, это те моменты, когда я, играя музыку, могу услышать содержащуюся в музыке тайну. Услышать не банальность, а тайну.

Mujuice: Противоречие и идея. И какое-то конструктивное их оформление.

Звук какого инструмента вам нравится больше всего и почему?

Алексей Любимов: Мне очень нравится звук ударных инструментов. Потому что это звук не темперированный, он связан с шумом, то есть он вбирает в себя некую часть природы. Это не искусственный звук, который мы слышим на скрипке, рояле или даже на синтезаторе. В целом мне нравятся инструменты, которые имеют наибольший радиус спектральных возможностей. Гонги, тамтамы, тибетские хрустальные чаши, колокольчики. Они имеют неуловимые тембровые характеристики.

Mujuice: Виолончель люблю. Не люблю звучание выше. Ощущаю в виолончели свой тембр, гармонически приятный. Какой-то низкий и при этом шершавый.

Какое будущее у музыки?

Алексей Любимов: Авангард в XX веке исследовал самые разные пути развития музыки, открывал новые миры, и тогда казалось, что в этих мирах скрывается невероятное будущее. Но сегодня авангардом занимается только маленькая группа людей. Я думаю, что весь ХХ век был полемикой между разными музыками. Одни композиторы были традиционалисты, другие революционеры. Что же в будущем? Мне кажется, что формы постоянно мутируют, а в будущем нас ждет совершенно любая музыка на любое ухо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Mujuice: Смотря о чем мы говорим: об эстетике или о потреблении. Если говорить о рынке, то стриминг и социальные медиаплатформы со смешными видео меняют принцип доставки и популяризации музыки. Вслед за ними меняется и музыка. Это как после повсеместной автомобилизации поп-песни стали быстрее и громче. Что же касается эстетики, то сейчас такое время, когда довольно разные вещи существуют одновременно и друг с другом пересекаются. Я думаю, так и будет продолжаться.