За пределами джаза: как прошел 53-й Montreux Jazz Festival в швейцарской горной долине
Сегодня фестиваль в Монтрё — срез музыки разных направлений, и сыграть здесь — большая честь для музыкантов. В этом году — и, кстати, впервые — фестиваль представил новую сцену под открытым небом, где первым выступил сэр Элтон Джон. Напомним, музыкант сейчас находится в трехлетнем прощальном турне, так что момент был историческим.
Поначалу организаторы, предвидя ажиотаж, запланировали два концерта в главном зале Stravinsky Hall. Но желающих попрощаться с легендой оказалось значительно больше, sold out на оба концерта случился уже на второй день продаж. Да и пятитысячная площадка технически не была способна принять огромную саунд-машинерию артиста. Для выступления музыканта такого масштаба с нуля возвели стадион Saussaz на 15 тысяч человек: есть надежда, что в следующем году здесь выступят другие стадионные артисты, которым раньше для приезда в Монтрё не хватало масштаба.
Наряду со всеми любимыми хитами Элтон Джон исполнил саундтреки из фильма-байопика о его жизни «Рокетмен», который в России подвергся цензуре. В своем двухчасовом выступлении он несколько раз обращался к публике с речами социального характера. Самая проникновенная из них была о любви, однополой в том числе, проблемах СПИДа и фонде, организованном им для поддержки людей с ВИЧ.
Помимо Элтона Джона, с публикой и сценой попрощалась фолк-певица Джоан Баэз (Joan Baez). Сама Джоан сказала: «В первую очередь я человек, во вторую — пацифист, а уж потом фолк-певица». Более 35 дисков, записанных за 50 лет, божественный голос, узнаваемый стиль игры на гитаре и честность, с которой она защищает права человека, — в свои 78 Джоан можно без преувеличения назвать важной политической фигурой. В разгар прощального тура, который начался в прошлом году релизом альбома Whistle Down the Wind, автор бессмертного хита Here’s to You (написан совместно с Эннио Морриконе в 1971 году) очаровала публику Монтрё в последний раз.
А в день открытия также с новым альбомом My Songs выступил Стинг: бывший фронтмен The Police подарил зрителям динамичное шоу, состоявшее из его сольных песен и старых хитов, записанных с группой. «В Монтрё я чувствую родство с большим сообществом музыкантов. Моя музыка тщательно выстроена, но все же во мне еще достаточно от джазмена, чтобы позволить себе импровизировать», — сказал он.
Пару же дней спустя главную сцену фестиваля заняла Джанет Джексон.
Самая младшая из семьи Джексонов, Джанет — не просто автор ряда мировых хитов (Nasty, Rhythm Nation, Got till its gone). Она занимает значимое место среди артистов, причастных к глубокому обновлению R&B-культуры в начале 1990-х. Смешение соула, рока, рэпа и электронной музыки — таким получилось выступление Джанет на фестивале 2019-го, куда она, как и сэр Элтон Джон, приехала в рамках своего мирового тура. Неискушенная публика танцевала под бессмертные хиты и наслаждалась хореографией коллектива, а вот эксперты и критики отметили плохой вокал и в целом неготовность артистки к выступлению подобного уровня.
Пожалуй, главной неожиданностью стало выступление Тома Йорка. За визуальный ряд отвечал немецкий художник Тарик Барри.
На сцене Jazz Club, второй по величине площадке фестиваля, выступила американская звезда джаза Мелоди Гардо, обладатель десяти премий «Грэмми» Бобби Макферрин, славящийся своими босоногими концертами в самых престижных залах мира, а также Чик Кориа, Джейкоб Колье и еще более 40 артистов.
16 дней фестиваля, 250 000 посетителей, 100 000 проданных билетов, 12 музыкальных сцен, 6 из которых бесплатные, — таким получился Montreux Jazz Festival 2019.