Письмо главного редактора. Трифон Бебутов — о значении семьи

Двенадцатый номер «Правил жизни» посвящен династиям. Главный редактор Трифон Бебутов объясняет, почему редакция решила обратиться к такой объемной и сложной теме.
Письмо главного редактора. Трифон Бебутов — о значении семьи
«Правила жизни»

Представим себе следующий сюжет: в семье регионального предпринимателя, торгующего пушниной и золотом, рождается сын. Когда сыну тридцать, семья, уже очень состоятельная, переезжает в Москву, где молодой человек, уже после смерти отца, продолжает развивать бизнес. Он его, как сейчас сказали бы, масштабирует – занимается банковским делом, кредитами, инвестициями в промышленность и недвижимость. А еще открывает первые в России фабрики химических красителей, завод «Электросталь», Московское товарищество автомобильного завода – сокращенно АМО, а во время Первой мировой его синдикаты переходят на обслуживание военного госзаказа. Через год после революции, в 1918 году, он будет убит при невыясненных обстоятельствах. Из поселка при его сталеплавильном производстве в Московской области вырастет город Электросталь. А его особняк с 1933 года будет арендовать правительство США в качестве резиденции посла. Этого мальчика, рожденного в семье иркутского купца, звали Николай Второв, а его судьба созвучна многим семьям своей эпохи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если сейчас спросить людей с разных концов света и из разных поколений, что такое семья, ответы будут качественно разными. Традиционалисты скажут, что времена изменились и что раньше все было иначе, что когда-то мы знали некий правильный ответ, а теперь интернеты, феминистки, карьеристы и капиталисты уничтожили светлый образ семьи. Мол, пропал дом, а представления о семье разбились на тысячи осколков, которые разлетелись по разным странам и в каждом из которых есть лишь фрагмент отражения с правильным представлением о семейном счастье.

Но на самом деле так было всегда – во все времена вопрос о создании семьи, рождении детей и их воспитании стоял весьма остро. Семьи создавались в условиях, о которых современный человек имеет крайне поверхностное представление. Всего век или полтора назад из десяти детей могли выжить шестеро или пятеро. Обстановка тоже была не так чтобы благоприятная для семейного счастья: революции, войны и другие потрясения, как сейчас бы сказали, были дискомфортным контекстом. И тем не менее семьи создавались, дети рождались, Земля продолжала вращаться вокруг своей оси. Современная культура не перестает реагировать на дела семейные: от шоу «Холостяк» и «Четыре свадьбы», от сериала «Наследники» до Sex Education, от астрологов и тарологов из запрещенной соцсети до инфобизнесменов – все пытаются рассказать нам, что такое актуальный формат семейных отношений, как жить и кто убил Авеля. Каким бы разнообразным ни был калейдоскоп семейных портретов, тема заботит всех, и при этом нет ни одного не то что правильного, а хотя бы однозначного ответа – как создавать семью и как – что еще важнее – ее сохранить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы часто говорим о роли личности в истории, но куда реже вспоминаем об исторической роли семей. В дореволюционной России династии играли особую роль — их представители поколениями служили государству на поле сражений, развивали легкую и тяжелую промышленность, направляли и формировали культуру, создавали рабочие места и определяли судьбу целых городов. Потом буря исторического времени смыла эти династии – но не плоды их труда. Мы помним о них именно потому, что в свое время они чего-то достигли.

На страницах нового номера мы рассказываем о разных династиях, говорим с потомками разных семей. Отдельные человеческие истории сливаются в одну большую. И одновременно чуть больше узнаем о традициях и ценностях, которые — в отличие от правильного или модного представления о счастье — выдержали испытание временем.