Письмо главного редактора. Cергей Минаев — о русском авангарде
Глядя на эту картину, можно подумать, что перед нами современная зарисовка с небоскребами Дубая, Сингапура, Нью-Йорка или «Москва-Сити». На самом деле это «Композиция номер 15» графика и теоретика архитектуры Якова Чернихова, одного из героев русского авангарда.
В 30-х годах прошлого века Чернихов нарисовал конструктивистские фантазии о городах будущего, кото- рыми позже вдохновлялись многие звезды современной архитектуры — от Рема Колхаса до Захи Хадид.
Россия начала ХХ века — территория новых смыслов, слома старого и рождения нового, непонятного мира. Уникальный коктейль из политики, крови, философии, богемы и новой любви. Очевидно, что авангард, параллельно развивавшийся в те годы в Европе, не мог не расцвести здесь, на развалинах Российской империи.
Современные тексты феминисток и активистов новой этики, в сравнении с манифестами советской коммуны, перформансами авангардистов и поэтическими баталиями футуристов, кажутся школьными дневниками наблюдений за живой и неживой природой. Настолько яростной, бескомпромиссной и поражавшей общепринятые устои была общественная дискуссия 1920-х годов.
Татлин, Малевич, Кандинский, Родченко, Эль Лисицкий, Экстер — эти люди за десятилетие придумали новый язык живописи и архитектуры, сконструировали каркас нового мира. Мира домов-коммун, нудистских маршей, абстрактных скульптур и городов из фантастических романов.
Дискуссия о том, почему столь стремительный взлет авангарда оказался столь же и скоротечным, до сих пор не закрыта. Одни историки считают, что новое искусство не нравилось Сталину, который, как известно, старался лично влиять на культурный контекст. Другие небезосновательно утверждают, что столь радикальное творчество не было и не могло быть понятно новой, еще вчера большей частью крестьянской, стране. Стране, оказавшейся ввергнутой в водоворот революций и войн, погрузившейся в голод и экономический кризис.
Русский авангард, пожалуй, самое яркое и самое недооцененное у нас культурное событие XX века. Безусловно, все знают «Черный квадрат» Малевича, картины Шагала и Кандинского, превратившиеся в объекты массовой культуры. Но за ними – огромная плеяда архитекторов-конструктивистов, графиков, скульпторов и инженеров, чье наследие можно увидеть в объектах самых различных эпох и течений — от немецкого Баухауса до современных творений Калатравы.
В этом номере мы собрали большой путеводитель по удивительному миру русского авангарда. Миру, придуманному безумно талантливыми людьми, в котором им самим, к сожалению, жить не довелось.