Сергей Минаев — о дивном новом мире (колонка главного редактора, март 2022 года)

Очевидно, что мир стоит на пороге глобальных, необратимых перемен, и мы все стоим перед открытой дверью, за которой — туман холод неизвестности.
Сергей Минаев — о дивном новом мире (колонка главного редактора, март 2022 года)

В школе история каждой страны представлялась мне каким-то отдельным процессом. Вот у викингов в XI веке происходило одно, у мавров на Пиренейском полуострове – другое, а на Руси третье. В какой-то момент у меня появилось ощущение, что все это единый исторический процесс. Потомок викинга, удачно махнувшего мечом в Нормандии, создал династический ураган на Британских островах. Сам викинг махал мечом в Нормандии просто потому, что арабы, захватившие нынешнюю территорию Испании и Португалии, к тому моменту создали армию, не позволившую викингу бесшабашно грабить Пиренейский полуостров, и он вынужден были уйти грабить Запад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Всемирные географические открытия сделали Испанию богатейшей страной своего времени – золото инков и ацтеков позволило испанской элите беспечно жировать целое столетие. Каждый корабль, приплывавший из Мексики, приносил столько прибыли, сколько не приносило ни одно натуральное хозяйство. В тот же момент не имевшая колоний Британия, чтобы выжить, перестраивала свою экономику и военную промышленность: так появилась английская мануфактура и британский флот. И настал момент, когда произошла промышленная революция. Отчаянный бросок «Великой армады» к британским берегам уже практически ничего не решал – начиналась капиталистическая экономика, вход в которую испанцы проспали. Могли ли предвидеть доблестные конкистадоры, какую злую шутку с их страной сыграет чужое золото. Вряд ли.

Глобальная ошибка людей – не видеть причинно-следственных связей. Если вам постоянно говорят, как нелепо вы выглядите в этой дурацкой шапочке, будьте уверены, что где-то далеко уже построены склады, набитые новыми столь же дурацкими шапочками, и в скором времени будет сделано все, чтобы заставить вас потратить на них свои деньги. На языке геополитики это означает, что если кто-то большой и сильный приходит на территорию маленького и слабого соседа – то совсем не обязательного затем, чтобы накормить его, сделать сильным, богатым и процветающим, а скорее чтобы качать чужие материальные и интеллектуальные ресурсы и превратить территорию соседа в рынок сбыта собственной продукции. В этом нет заговора мирового правительства, сионских мудрецов или Бильдербергского клуба. Просто где-то стоит склад с шапочкам, которые необходимо реализовать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Политические решения продиктованы экономическими интересами, под которые подводятся новые идеологические базисы, а улей специально обученных или вовлеченных медиаторов целыми днями гудит, обслуживая одну и ту же парадигму: ужасный старый мир должен смениться дивным новым. Будет ли новый мир дивным, нам еще предстоит выяснить, но то, как он изменит старый, – становится очевидным уже сейчас.

К примеру, модная зеленая энергетика, скорее всего, хороша для экологии планеты, но ровно до того момента, пока она не лишает тебя возможности зарабатывать на своем главном предмете экспорта – природных энергоресурсах. Это вовсе не значит, что нужно возглавить движение новых луддитов и громить производства электромобилей, но как минимум это повод задуматься, что ты будешь делать, когда из-за повсеместного распространения «чистых» автомобилей твой экспортный бюджет сократится вдвое. Кажется, что до этой точки еще очень долго – двадцать или тридцать лет. Но посмотрите, что стало с Китаем за тот же отрезок времени.

В номере, посвященном геополитике, мы попытались показать, как взмах крыла бабочки на площади Тяньаньмэнь отражается на стоимости молока в ближайшей «Пятерочке»; почему интересы основных игроков теперь глобальны, а политические карты – слишком уж контурны.

Мир, где Турция – уже не большая Анталья; Европа – не так едина; куда несет Америку поток новой этики и новой экономики, а главное – где мы с вами в этом потоке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очевидно, что мир стоит на пороге глобальных, необратимых перемен. Будет ли это большая война, или появление нового убийственного вируса, или могущественного искусственного интеллекта?

Сметет ли нас природное цунами или волна новой этики – совершенно не ясно. Ясно другое: мы стоим перед открытой дверью – за ней туман холод неизвестности. Многие не без оснований предполагают, что ничего хорошего
эта неизвестность нам не принесет. Тем не менее шаг за дверь сделать придется. И в этом смысле в будущее возьмут всех.

Мы просто зафиксировали тот момент когда нога человечества еще занесена над порогом.