Все это — только декорации: письмо Сергея Минаева о правде и лжи
Скорее всего, вы знаете, что по четвергам на YouTube выходит программа «Минаев live». Это получасовой сатирический выпуск, состоящий из моих комментариев к произошедшим за неделю событиям.
Не проходит ни одного эфира, чтобы я не оглашал стены студии криками: «Ну хватит, ну вы чего, сами это придумали?!».
«В городе Кумертау работники мясоперерабатывающего комбината представили публике самый большой в мире вертолет, сделанный из колбасы», или вот «в Новосибирске прошел первый чемпионат по скоростному копанию могил», или даже «в Севастополе дыру в асфальте залатали ковром». Согласитесь, что в мире психически здорового человека такие новости не могут быть настоящими. Тем не менее все это чистая правда.
С другой стороны, есть новости, не вызывающие сомнения. Например, «в 2022 году Роскосмос впервые отправит на орбиту клоуна и жонглера», или «Следственный комитет проверит картины Третьяковки на наличие порнографии».
Ну да, отправят в космос клоуна. А чем, собственно, клоун хуже робота Федора? Проверят Третьяковскую галерею на предмет порнухи? Ну логично же – и давно пора, вроде бы к стоящему в Пушкинском музее Давиду подобные вопросы уже были.
Тем не менее обе новости – всего лишь фейк-ньюс, придуманные сатирическим агентством «Панорама». То есть клоун не полетит. Как, впрочем, и вертолет из колбасы.
Мы считаем свершившимся событием только то, о котором нам рассказали в фейсбуке (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)/телевизоре/ютьюбе. Всего остального для нас не существует.
Фотография в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), запись на ютьюбе, мелькнувший в тиктоке человек – это как бы свидетельства события. Мы не знаем и, скорее всего, не узнаем, происходило ли оно в реальности или существовало исключительно в медиасреде.
Ньюс и фейк-ньюс следуют друг за другом, меняются местами, чтобы, наконец, слиться в одно целое. В полотно, которое мы называем теперь информационным полем. В нем дипфейки выглядят органичнее оригиналов, фотошоп смотрится натуральнее фотографии, а искусственный интеллект пишет тексты уровнем выше среднего журналиста (по крайней мере, забавнее). В конце концов ты приходишь к выводу о том, что правда – всего лишь одна из победивших версий фейк-ньюс.
В этом номере мы попытались зафиксировать момент, когда новости из точного описания происходящих событий превращаются всего лишь в декорации общественного пространства, из которых каждый строит модель окружающей действительности на свой вкус.
Этот номер полностью посвящен исследованию проблемы фейк-ньюс. Половина материалов в нем правда, а половина выдумана редакцией. Верить категорически нельзя ничему – ни тексту, ни фотографии – все может оказаться фейком. Вам предлагается совершить увлекательное путешествие по страницам вашего любимого журнала и попытаться отличить правду от выдумки.
Впрочем, помните, что правда – это всего лишь то, что мы сегодня договорились называть этим словом. ≠