«Это право на качество жизни до последнего дня»: что изменится после принятия закона о паллиативной помощи

В России впервые на законодательном уровне закреплено право пациента на обезболивание, в том числе наркотическими препаратами, и право получения паллиативной помощи на дому. Эксперты приветствуют закон, но отмечают, что он требует доработки.
«Это право на качество жизни до последнего дня»: что изменится после принятия закона о паллиативной помощи
Getty Images

6 марта Владимир Путин подписал закон о паллиативной медицинской помощи, который впервые на законодательном уровне закрепляет за пациентом право на паллиативную помощь на дому и право на обезболивание, в том числе наркотическими веществами, которые облегчат его состояние и улучшат качество жизни.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

По данным президента, в настоящее время в помощи нуждаются более 800 тысяч россиян.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тема оказания помощи неизлечимо больным активно обсуждается в СМИ как минимум последние несколько лет, поэтому эксперты в целом благосклонно приняли документ. Глава фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер отметила, что «этот закон — начало новой эры в паллиативной помощи». «Это право на качество жизни (а не только на медпомощь) до последнего дня. Теперь минимальный уровень паллиативной помощи прописан законодательно и приблизился к мировым стандартам. Осталось только внедрить и реализовать», — сказала она.

Что такое паллиативная помощь

В законе формулировка паллиативной медицинской помощи звучит так: «комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания».

Как объяснила Правила жизни директор по методической работе Детского хосписа «Дом с маяком» Наталья Савва, ранее под паллиативной помощью понимались только медицинские действия. «Никто не учитывал потребность пациентов в психологической и душевной поддержке. В этом плане есть шаг вперед».

Однако, по ее мнению, нужно также понимать, что паллиативная помощь ― это не только улучшение качества жизни умирающего больного, сопровождение в период умирания и в момент смерти, это еще и помощь близким после его смерти. «Этого в законе не прописали. Получается, ребенок умер, и мы больше не занимаемся этой семьей. А ведь специалисты паллиативной помощи должны в среднем два года после смерти ребенка еще вести эту семью, следить, чтобы она встала на ноги, социализировалась и начала жить дальше без ребенка. Это очень большая работа психологов и всей команды», ― отметила Савва.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Доступность лекарств и специального оборудования

Теперь пациенты могут получить паллиативную помощь не только в медицинском стационаре, но и на дому. Такие меры предприняты, чтобы неизлечимо больные люди могли быть рядом с близкими, а не в больницах, тем более что многие из них болеют годами.

Закон предусматривает их обеспечение специализированным уходом, лекарственными препаратами, в том числе наркотическими и психотропными, а также медицинскими изделиями, которые требуются для поддержания функций органов. Так, например, пациенты, живущие на аппарате искусственной вентиляции легких, должны получить такой аппарат домой (перечень изделий определит Минздрав).

В фонде помощи хосписам «Вера» отмечают важную деталь: получить паллиативную помощь можно будет только по месту регистрации. Для тех, кого болезнь застала в другом городе или на отдыхе, проблема остается открытой. Также на качественную паллиативную помощь пока не могут претендовать пациенты, которые находятся в закрытых учреждениях, куда не допускают медицинских специалистов со стороны, — это учреждения социального обслуживания, места лишения свободы, психоневрологические интернаты.

Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ответственность за отказ от обезболивания

Закон закрепляет право пациента на облегчение боли, в том числе наркотическими средствами. При этом исключен тезис об обезболивании «доступными лекарственными препаратами». Раньше эта фраза позволяла применять только те препараты, которые были доступны врачу (например, в случае, если организация не закупила неинвазивные обезболивающие препараты ― человек оставался необезболенным). Теперь, если пациент не получит необходимые препараты, то медорганизация будет нести уголовную ответственность.

Как рассказывает Наталья Савва, уголовное наказание за неоказание медицинской помощи (в том числе и за необезболивание) предусматривалось и до принятия закона. «Но несмотря на это, у нас в больницах все равно не обезболивали как надо, ― говорит Савва. ― В результате чего больные мучались. В основном врачи так поступали, не потому, что они злые, а потому, что российским специалистам не хватает знаний в этой области. Врачей не учат в институтах современным методам обезболивания. Поэтому я считаю, что следующий шаг в работе по улучшению паллиативной помощи ― вводить в институтах специальные программы, где будущие врачи научатся правильно определять уровень боли и в соответствии с этим назначать верные лекарства».

Правила жизни обратился за комментарием о том, насколько врачи подготовлены к работе с обезболивающими препаратами, в пресс-службу Департамента здравоохранения Москвы. Получить ответ на момент публикации статьи не удалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Решение об оказании паллиативной помощи теперь могут принять врачи

Если человек оказался в больнице уже в тот момент, когда он не в состоянии самостоятельно подписать добровольное согласие на получение помощи, то решение об оказании паллиативной помощи сможет принимать врачебная комиссия, консилиум врачей или непосредственно лечащий врач.

Что предстоит доработать

В фонде «Вера» отметили, что необходима декриминализация статьи 228.2 УК РФ (незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление наркотических средств, психотропных веществ и содержащих их растений), так как врачи боятся назначать обезболивающие, опасаясь уголовной ответственности. «То есть нужно произвести юридическую переквалификацию части уголовно наказуемых деяний (связанных с нарушением оборота наркотических средств и психотропных веществ) и перевести их в разряд административных, дисциплинарных и иных правонарушений либо правомерных действий. Чтобы врачи шли работать с неизлечимо больными людьми и не боялись назначать нужные препараты», ― пояснили в фонде.

Кроме того, по мнению экспертов, необходимо учитывать, что помимо «пропаганды» наркотических веществ есть такое понятие, как «информирование о медицинском применении». Тогда у медицинских организаций появится возможность информировать людей, публиковать материалы для онкологов, студентов-медиков, врачей паллиативной помощи.

Также эксперты отметили необходимость разработки региональных программ развития паллиативной помощи для каждой области и края с учетом их особенностей.

Закон о паллиативной помощи вступит в силу по истечении десяти дней после его официальной публикации.