Что такое коливинг по-берлински и почему это не имеет ничего общего с коммуналками
Что такое коливинг
Коливинг (co-living) как новая форма совместного проживания существует достаточно давно и востребован в городах, где рост цен на недвижимость опережает рост зарплат. В США тренд получил такое распространение, что вошел в топ-8 явлений, которые определяют состояние американской социальной экономики, по версии Bloomberg. Этот формат совместного проживания еще называют «коммунами» или «взрослыми общежитиями», их главные принципы — общее пространство и комьюнити взрослых людей, объединенных общими интересами.
Бум коливингов в США случился в середине 2000-х в Сан-Франциско на фоне растущих цен на недвижимость, новой волны венчурных инвестиций в стартапы и ипотечного кризиса. Молодые предприниматели и исследователи — сотрудники крупных технологических компаний Tesla, Apple, Google и других — стали коллективно арендовать пустующие особняки, превращать их в рабочее и жилое пространство с общими гостиными, кухнями, санузлами, доставкой еды и уборкой.
Средний возраст жителей коливингов — от 23 до 35 лет. Это обязательно комьюнити: стартаперы, программисты, представители творческих профессий — музыканты или художники. Стоимость аренды делится поровну, как и расходы на еду и уборку. Житель одного из самых известных коливингов в Силиконовой долине The Rainbow Mansion называет это «семейной экономикой».
Baugruppen, или кохаузинг по-берлински
Формат совместного проживания, при котором вы сами решаете, с кем будете жить, как будет выглядеть ваш будущий дом и где он будет расположен, в Германии называется baugruppen, дословно в переводе с немецкого — building groups.
Baugruppen — это формат кохаузинга, явления, которое зародилось в конце 1960-х в Дании и Швеции в результате тренда «быть ближе к природе» и в дальнейшем получило распространение в Великобритании, США, Франции и других европейских странах. Авторитетный архитектурный журнал Arch+ называет отличительной особенностью современного городского кохаузинга нацеленность на эффективную организацию семейной жизни: тут важны близость детских садов и школ, культурно-досуговых пространств, офисов и сервисов — и желательно в пешей доступности. Но при этом большинство проектов предусматривают и атрибуты загородной жизни — сады, пространства для детей и так далее. Baugruppen не обязательно предполагают создание общественных пространств, хотя в большинстве проектов они все же есть — это прогулочные зоны, бассейны, террасы на крыше, общее пространство для мероприятий и так далее.
Не путать с кондоминиумами: главное отличие берлинского кохаузинга в том, что главная движущая сила тут — архитектура. Будущие жильцы принимают непосредственное участие в проектировании и сами выступают спонсорами своего будущего дома (банки сейчас довольно охотно выдают кредиты под строительство baugruppen, хотя пионерам приходилось финансировать проекты самостоятельно). Отсутствие звена «девелопер» в цепочке строительства жилья значительно его удешевляет — в Берлине, в частности, совместные строительные предприятия (joint building ventures) позволяют сэкономить до 30 % от стоимости жилья.
Появление такого формата организации жизни продиктовано стремительно дорожающей недвижимостью. В Берлине цены на аренду жилья растут быстрее, чем где бы то ни было в мире: с 2006 по 2016 год они выросли на 20,5 %. В городе, где большая часть населения (85 %) арендует жилье, а не владеет им, это проблема национального масштаба.
Джентрификация охватила даже такие ранее непопулярные места, как Кройцберг. Это один из самых интересных районов в Берлине, облюбованный панками, ЛГБТ-активистами и молодежью, с круглосуточными вечеринками, дешевой турецкой едой, большим количеством граффити, пестрых вывесок и доступными наркотиками. Вплоть до нулевых Кройцберг считался бедным и опасным: в основном здесь селились нищие студенты, иммигранты из Турции, маргиналы, сквоттеры, а каждый год в день труда проходили ожесточенные демонстрации, которые заканчивались столкновениями с полицией.
В «бедном» Кройцберге цены за аренду жилья с 2006 по 2016 год выросли на 71 %; для сравнения: в зажиточном Шарлоттенбурге в Западном Берлине жилье подорожало на 48 %. Жители Кройцберга как могут противостоят джентрификации: в ходе двухлетних протестов им даже удалось не допустить строительство кампуса Google. В результате демографических и экономических изменений стали появляться и новые архитектурные проекты.
В рамках исследовательской программы архитекторы.рф (бесплатная лидерская программа профессионального развития, организованная единым институтом развития в жилищной сфере ДОМ.РФ и Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». — Правила жизни) мы посетили Берлин и изучили, как устроены местные baugruppen.
R50 (Ritterstrasse 50)
Архитектурные бюро: ifau и Jesko Fezer + Heide & Von Beckerath
Несколько лет назад департамент городского развития сената Берлина предоставил по жесткой цене несколько государственных участков строительным компаниям. Земля на Риттерштрассе, 50 в районе Кройцберг досталась группе архитекторов, среди которых были специалисты бюро Fezer Сюзанна Хайсс и Йеско Фецер и основатель Heide & Von Beckerath Тим Хайде. Они презентовали проект семиэтажного здания на 19 жилых апартаментов, который был сдан в 2013 году.
Чтобы собрать деньги на строительство, они искали будущих «инвесторов» среди своих коллег, друзей и знакомых. Каждый платил за то количество квадратных метров, которое мог себе позволить, — планировки и расположение квартир обсуждались на начальном этапе. Разумеется, у идеологов проекта были опасения, смогут ли все ужиться в одном пространстве, поэтому к выбору будущих жильцов подошли с особой тщательностью. Новые потенциальные жильцы (если вдруг кто-то решит продать квартиру и съехать) должны будут пройти анкетирование (вообще плохие соседи — самый большой страх людей, живущих в кохаузингах).
У R50 бетонный каркас, деревянный фасад и подвесная стальная конструкция, обрамляющая здание по всему периметру, — простые и экономные материалы. Решения по дизайну квартир и общих помещений принимались коллективно: был разработан единый стандарт для освещения, водопроводной системы и материалов для внутренней отделки, но желающие могли планировать свои квартиры индивидуально.
Общих пространств в R50 много: во-первых, это балкон без перегородок, который летом позволяет расширить пространство жилой комнаты, крыша с общей кухней, сад во дворе, прачечная, мастерские, подвал и гостевая комната (каждый житель может поселить туда своего гостя). Также на первом этаже расположен большой общий холл с библиотекой и столом для пинг-понга, который можно использовать для проведения как коллективных мероприятий, так и частных — чтобы отпраздновать день рождения или свадьбу.
Spreefeld
Архитектурные бюро: Carpaneto Architekten, Fatkoehl Architekten, BARarchitekten
Кохаузинг Spreefeld расположен на правом берегу реки Шпрее в берлинском районе Митте, на месте, где некогда процветал полулегальный пляжный бар Kiki Blofeld. Он представляет собой три здания общей площадью 7400 квадратных метров, где расположены как отдельные квартиры, так и апартаменты в формате кластеров, где могут разместиться до 21 человека, — жители делят между собой кухню, ванную, гостиную, террасу и имеют возможность уединиться в собственных комнатах. Среди пространств общего пользования — несколько террас, садов, прачечные, гостиные, у них есть собственный выход на пляж и небольшой навес, где можно взять лодку. На первых этажах расположены открытые для публики столярная мастерская, кухня для кейтеринга, студии, детский сад и место для совместной работы.
Особенность этого кохаузинга в том, что здесь имеются так называемые option rooms, опциональные комнаты, доступные любому жителю района. Они специально остаются незавершенными, чтобы растущее (и меняющееся) комьюнити проживающих в Speefeld людей могло адаптировать их под свои нужды — в том числе для различных социальных и культурных проектов.
Это экодружелюбный кохаузинг: при строительстве использовались только экологически чистые строительные материалы; наружные стены зданий выполнены из деревянных панелей, звукоизоляция — из древесной шерсти, балконы — из цельной древесины. В домах есть собственные когенерационные установки и устройства для преобразования солнечной энергии в электроэнергию.
IBeB
Архитектурные бюро: ifau, Heide & Von Beckerath
Кохаузинг с практически непроизносимым названием Integratives Bauprojekt am ehemaligen Blumengroßmarkt расположен на месте бывшего цветочного рынка все в том же Кройцберге в окружении знаковых берлинских зданий. Прямо напротив — Еврейский музей, в пешей доступности — Башня Кройцберга (архитектор Джон Хеждек), принадлежащая медиаконцерну Alex Springer AG золоченая высотка, исторические здания XIX века и небоскреб GSW-Hochhaus.
IBeB придумали специалисты тех же архитектурных бюро, которые строили R50, но если последний был полностью жилым домом, то IBeB — это многофункциональное четырехэтажное здание с 66 жилыми апартаментами, как частными, так и в формате кохаузинга (75 % из них находятся в собственности, остальные сдаются в аренду), 17 студиями, коммерческими помещениями, которые можно арендовать под бизнес, и помещениями, которые выделяются под нужды социальных организаций. К слову, многофункциональность здания была одним из главных условий местных властей, выделивших землю под проект по заниженной цене.
Снаружи здание примечательным не назовешь: фасад украшают темные керамические плитки и большие окна, в остальном это обычный дом прямоугольной формы со скошенным углом. Внутри тоже кругом минимализм — за счет использования в интерьере бетона. Но это не скучный минимализм, а напротив: в доме очень много «воздуха» за счет широких коридоров, панорамных окон, как внешних, так и внутренних, и открытых участков под стеклянной крышей. На крыше есть терраса, где можно проводить вечеринки или завтракать на свежем воздухе.