Коляда, коляда: как справляли Рождество на Руси

От языческих колядок с вывернутыми наизнанку шубами до царских пиров с фаршированными поросятами, от тайной милостыни бедным до гаданий на суженого — Рождество на Руси всегда было больше, чем просто религиозный праздник. Оно объединяло в себе христианские и языческие традиции, превращаясь в двухнедельное торжество, где причудливо переплетались священные ритуалы и народные забавы, а границы между мирами становились тоньше. В этом калейдоскопе обычаев даже сам Пётр I не гнушался участвовать в колядках, а за отказ присоединиться к праздничным гуляниям можно было получить наказание плетьми.

От язычества к христианству: как Рождество пришло на Русь

История празднования Рождества на Руси началась с крещения страны князем Владимиром в 988 году. Однако новый христианский праздник не вытеснил полностью языческие традиции, а органично соединился с древним торжеством – праздником возрождения солнца. Интересно, что святки у восточных славян праздновали еще за пятьсот лет до принятия христианства. Некоторые исследователи связывают происхождение этого праздника с именем языческого бога Святовита, который, возможно, был одним из воплощений верховного божества Перуна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В дохристианские времена с наступлением святок люди бросали в печь немного праздничной еды, чтобы умилостивить богов и души предков, которые, по поверьям, спускались на землю с началом зимы. В этот период можно было просить у высших сил обильный урожай, удачное замужество, богатство и другие блага.

«Сочельник», В.Ю. Жданов
«Сочельник», В.Ю. Жданов
Legion-Media

До революции 1917 года и введения григорианского календаря православные отмечали Рождество 25 декабря. За ним следовал Новый год 1 января (что соответствует современному старому Новому году 14 января), а затем Крещение 6 января. Эти три праздника образовывали единый цикл – cвятки, который делился на две части: Святые вечера и Страшные вечера.

Святые вечера длились с 25 декабря по 1 января и считались радостным временем, когда люди славили рождение Христа. Страшные вечера продолжались с 1 по 6 января и были насыщены мистическими обрядами и гаданиями. В народе верили, что в это время граница между миром живых и миром мертвых становится особенно тонкой.

Фактически праздничный цикл начинался 24 декабря, в сочельник. Название этого дня имеет две версии происхождения, обе связаны с традиционными блюдами: либо от слова «сочень» (особая хлебная лепешка), либо от «сочива» (ритуальное блюдо из риса или ячменя с медом). Обе версии указывают на важность трапезы в этот день.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сочельник и рождественский стол: традиции и обряды

Сочельник завершал сорокадневный Рождественский пост, также известный как Филиппов пост. В этот день ограничения все еще действовали – принимать пищу разрешалось только после появления первой звезды на небе, что символизировало Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении Христа.

Весь день семья проводила в молитвах и приготовлениях к празднику. Дом тщательно убирали, готовили праздничные одежды, накрывали стол. Особое внимание уделялось количеству блюд – их должно было быть либо нечетное число, либо ровно двенадцать, по числу апостолов или месяцев в году.

«Елочный торг», Г.М. Манизер
«Елочный торг», Г.М. Манизер
Legion-Media

Центральное место на столе занимала кутья – особая каша, которую готовили из цельных зерен пшеницы, ячменя или риса. Ее заправляли медом, маком, изюмом и орехами. Каждый ингредиент имел символическое значение: зерна символизировали воскресение, мед – сладость райской жизни, мак и орехи – достаток. Кутью ставили на стол, покрытый сначала соломой (в память о яслях, где родился Христос), а сверху – праздничной скатертью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо кутьи, на столе обязательно присутствовали сочиво (взвар из пшеницы с медом), постные пироги, узвар (компот из сухофруктов), различные овощные блюда. Каждое блюдо имело свое место на столе и свой ритуальный смысл.

Особенностью сочельника были обряды поминовения предков. Считалось, что в этот вечер души умерших родственников приходят в дом, чтобы разделить трапезу с живыми. Для них либо ставили дополнительные приборы, либо откладывали понемногу от каждого блюда в специальную миску, которую оставляли на ночь. Этот обычай отражал глубокую связь между поколениями и веру в то, что в такие священные дни стирается граница между миром живых и миром мертвых.

Рождественские угощения и милосердие

После окончания поста, в сам праздник Рождества, стол преображался. Если в сочельник трапеза была скромной и постной, то рождественское застолье поражало своим изобилием. Центральное место занимали мясные блюда, особенно из свинины. Традиция подавать на стол свинину имела глубокие корни: свинья считалась символом плодородия и достатка.

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Среди традиционных блюд были:

  • Жареный поросенок целиком, которого фаршировали гречневой кашей, грибами и потрохами
  • Фаршированная свиная голова, украшенная зеленью и овощами
  • Буженина – особым способом запеченная свинина
  • Холодец и заливное из разных видов мяса
  • Гусь или утка, фаршированные яблоками, капустой или грибами
  • Различные виды дичи: заяц в сметане, тетерев, рябчики
  • Особое внимание уделялось выпечке. Хозяйки готовили:
  • Крупитчатые калачи из лучшей пшеничной муки
  • Перепечи – небольшие ржаные хлебцы особой формы
  • Козули – фигурное печенье в виде животных
  • Пряники с различными начинками
  • Пироги с мясом, рыбой, грибами и ягодами

Рождество считалось не только временем застолья, но и периодом особого милосердия. Богатые люди считали своим долгом помогать бедным и нуждающимся. Они посылали анонимные пожертвования в приюты и богадельни, устраивали благотворительные обеды для неимущих, раздавали милостыню.

В городах устраивались благотворительные аукционы и балы, организовывались праздничные столы с «государевыми» пирожками, кренделями и графинчиками с «горькой» для нищего люда. Купцы и промышленники часто брали на себя организацию праздничных обедов для рабочих и их семей. В учебных заведениях устраивались елки для детей из малообеспеченных семей, где им дарили подарки и угощения. Даже в тюрьмах в этот день заключенные получали улучшенное питание – например, хлеб из белой муки высшего сорта.

Особенно трогательной была традиция «тайной милостыни» – когда состоятельные люди анонимно оставляли подарки и еду у дверей бедных семей. Считалось, что такая помощь особенно угодна Богу, поскольку оказывается без расчета на благодарность и признание.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Колядки и ряженые: народные забавы

Колядование было одной из самых ярких традиций рождественских праздников. Этот обычай, имеющий языческие корни, был связан с культом плодородия и почитанием предков. Существует версия, что само слово «колядки» происходит от римского «календы» – так называли начало нового года. По другой версии, название связано со славянским божеством Колядой, которого историк Карамзин называл «богом торжеств и мира».

Колядки начинались с рождественского сочельника и продолжались все святки. Молодежь облачалась в специальные костюмы, часто представляющие собой вывернутые наизнанку шубы и зипуны. Особое внимание уделялось маскам: их делали из бересты, луба или кожи, украшали льняными бородами и усами. Главным персонажем среди ряженых был медведь – эту роль традиционно исполнял самый крепкий парень в компании.

Новогодняя открытка Елизаветы Бем
Новогодняя открытка Елизаветы Бем
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важным элементом колядок было чучело «кобылы», которое несли четверо парней. На это чучело, изготовленное из соломы, сажали мальчика-подростка, наряженного горбатым старичком с длинной бородой. Также популярными были костюмы других животных: козла (который часто олицетворял самого Коляду), коня, коровы – все эти животные символизировали плодородие и благополучие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сам обряд колядования включал в себя несколько элементов: шествие по домам, исполнение обрядовых песен, получение даров от хозяев. Колядки содержали пожелания всяческих благ, восхваление щедрости хозяев и шутливые угрозы скупым:

«Коляда, моляда, Уродилась коляда! Кто подает пирога — Тому двор живота, Еще мелкой скотинки Числа бы вам не знать!»

Тексты часто импровизировались на ходу, но существовали и традиционные формулы:

«А дай бог тому, Кто в этом дому! Ему рожь густа, Рожь ужиниста! Ему с колосу осьмина, Из зерна ему коврига, Из полузерна — пирог...»

Интересно, что царь Петр I, известный своими реформами и европеизацией России, активно поддерживал традицию колядования. Он не только сам участвовал в обходах домов с ряжеными, но и издал указ, согласно которому отказывавшихся участвовать в этой забаве следовало наказывать плетьми.

После длительной борьбы с этим языческим обычаем православная церковь нашла компромиссное решение: колядки были включены в христианскую традицию. Появился обычай христославия – исполнения духовных песен о рождении Христа. Церковные служители создавали специальные религиозные колядки – «канты», в которых языческие мотивы плодородия и благополучия соединялись с христианскими сюжетами.

Святочные обряды и запреты

Святочный период регулировался сложной системой правил и запретов, которые определяли жизнь общины на протяжении двух недель. В это время действовал строгий запрет на многие виды работ. После захода солнца запрещалось прясть, ткать, заниматься шитьем. Считалось, что нарушение этого запрета может привести к несчастьям в новом году. Однако существовали и разрешенные виды деятельности – например, женщины могли мотать пряжу в клубки, что, по поверьям, способствовало хорошему урожаю капусты. Запрещалась также охота на зверей и птиц – считалось, что в святые дни нельзя проливать кровь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особое место в святочном цикле занимали гадания. Им посвящались две особые ночи: канун Васильева дня (с 13 на 14 января) и ночь перед Крещением (с 18 на 19 января). Гадания были преимущественно женским занятием и часто касались замужества и будущей семейной жизни. Девушки собирались группами и проводили различные обряды: бросали за ворота валенок (в какую сторону носок указывает – оттуда жених придет), слушали под окнами чужих домов (если услышат слово «иди» – выйдут замуж в этом году), растапливали воск и по получившимся фигурам пытались угадать будущее.

«Ночь под Рождество (Интерьер с елкой», С.Ю. Жуковский, 1918
«Ночь под Рождество (Интерьер с елкой», С.Ю. Жуковский, 1918
Legion-Media

Одним из популярных способов гадания было гадание на урожай: в сочельник из-под скатерти вытаскивали соломинку – если длинная, то лен уродится хорошим, если короткая – будет неурожай. Также гадали по звуку падающего снега: девушки выходили за околицу и бросали снег против ветра – звонкое падение предвещало молодого и красивого жениха, глухое – старого или больного.

Считалось, что в период от Рождества до Крещения особенно активны темные силы. Именно поэтому ряженые часто надевали страшные маски и костюмы – считалось, что, изображая нечистую силу, они тем самым отпугивают настоящих демонов. Однако само ряжение считалось греховным занятием, требующим последующего очищения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очистительные обряды были важной частью святочного цикла. В течение всех святок проводились различные ритуалы очищения: окуривали ладаном и окропляли святой водой хозяйственные постройки, выбрасывали накопившийся за праздники мусор (но только в определенные дни и определенным образом), освящали воду в природных водоемах. Кульминацией очистительных обрядов становилось крещенское купание – считалось, что оно смывает все грехи, накопленные за время святочных забав.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересной особенностью святок было временное ослабление социальных норм и запретов. В эти дни допускалось необычное поведение: девушки могли наряжаться в мужскую одежду, а парни – в женскую, что в обычное время строго осуждалось. Молодежь могла свободнее общаться друг с другом, что часто приводило к образованию новых пар. Неслучайно после святок наступал период свадеб.

Завершались святки праздником Крещения, который символизировал очищение и возвращение к обычному порядку жизни. В этот день все жители участвовали в крестном ходе на иордань – прорубь в форме креста, прорубленную во льду реки или озера. После освящения воды все набирали ее для домашних нужд, многие окунались в прорубь, смывая грехи святочного веселья. С этого момента жизнь возвращалась в привычное русло до следующего рождественского цикла.