Нет, Дед Мороз, погоди: пятиминутный путеводитель по образу Снегурочки
Из сказок — на сцену Мариинки
Обычно Снегурочка для нас — это образ типично фольклорный, пришедший из добрых сказок нашего детства. Но прежде, чем попасть на новогодние утренники и в нашу общественную память, Снегурочка «жила» на сцене, в звуках скрипки и рояля — в постановках Николая Римского-Корсакова по пьесе Александра Островского.
Идея возникла в голове Островского во время деревенского отдыха близ «Ярилиной долины» (сейчас — музей-заповедник «Щелыково» в Костромской области), где он наблюдал за обычаями местных, вдохновлялся глубинными легендами славян и их весенними обрядами. Да, драматичная история Снегурочки на сюжет народной сказки «Девочка Снегурочка» созвучна изменениям в природе, когда зима «умирает» под весенними лучами солнца, и изначально была завязана именно на смену сезонов, а не на Новый год.
Как признавался композитор, первое время он никак не мог принять чрезмерно фантазийный мир пьесы. Примерно семь лет понадобилось Римскому-Корсакову, чтобы влюбиться в причудливые истории Островского раз и навсегда. Премьера состоялась в феврале 1882 года в Мариинском театре.
Костюмы для постановки разработал художник Михаил Клодт, настолько вдохновленный фресками древнегреческих богов, что решил объединить русский фольклор с античными преданиями. Поэтому Снегурочка получила не только традиционный для русской зимы меховой кафтан, но и платье с жемчужными подвесками и аппликациями, цветочной вышивкой и кружевом.
Снегурочка — жена Врубеля?
В легкой снежной дымке или под лучами зимнего солнца, в отделанной горностаем накидке или пальто со сложной вышивкой и с традиционными узорами — такой образ Снегурочки часто появляется в картинах русских художников.
У Василия Перова это красота увядающей природы, запечатленная в печальном взгляде и призрачном силуэте Снегурочки. Виктор Васнецов же увидел сказочную героиню в момент ее соприкосновения с миром простых людей — в образе девушки, укутанной в жемчужную шубу из парчи с меховым воротником.
Своя Снегурочка была и у Михаила Врубеля. И не только в виде одноименной картины, но и наяву: музой для произведения художник выбрал жену Надежду Ивановну Забела-Врубель. Смоляные локоны, чистый взгляд, подернутые морозцем щеки и лоб — все это досталось врубелевской Снегурочке именно от Надежды. Сама Забела-Врубель тоже примеряла этот образ в опере Римского-Корсакова, а костюмы для той постановки также создавал Врубель.
Символ Нового года нашего детства
С театральной сцены и живописных холстов образ Снегурочки переместился и в мультипликацию. Советский мультфильм «Снегурочка» вышел на экраны в 1952 году и сразу покорил детей, да и взрослых тоже. Художники «Союзмультфильма» создавали образ главной героини все так же по мотивам пьесы Островского. «Снегурочка» должна была стать советским ответом студии Уолта Диснея, поэтому за дело взялся один лучших мультипликаторов того времени Иван Петрович Иванов-Вано (его «Коньком-Горбунком» засматривался и сам Дисней, показывая своим сотрудникам, «как надо»).
Снегурочка носит и традиционные сарафаны с сине-голубой вышивкой, волосы привычно подвязывает белоснежной лентой. А в зимний лес выходит только в кафтане с отделкой из искрящегося меха, цвет которого мультипликаторы подчеркнули люминесцентной краской, что тогда было в новинку, — именно она дает такой «светящийся» эффект.
Снежная принцесса появляется и в сказочном фильме «Снегурочка» 1968 года режиссера Павла Кадочникова и художника Алексея Федотова. Благодаря последнему фильм получился полным фольклорных элементов и сказочных мотивов — и этот образ вообще настолько прочно вошел в наш культурный код, что каждый год на больших и малых экранах мы видим очередную реинкарнацию любимой героини.
У каждого своя
Как обычно мы представляем себе Снегурочку — ту, которая приходит на анимированный спектакль или предлагает вам сделать фотографию на центральной площади вашего города? Обязательно синий костюм из ближайшего магазина, серебристая шапка с мехом и какие-нибудь белые (или уже не очень) сапоги на серьезном каблуке. Но в моде бывали и куда более изящные и интересные интерпретации знаменитого образа.
Париж еще помнит зимний показ Валентина Юдашкина, который в марте 2013 года продемонстрировал свою зимнюю сказку: расшитые стеклярусом платья, аппликации в виде снежинок, килограммы бусин и стразов, меховые платья и юбки — такую Снегурочку мир еще не видел.
Все-таки Снегурочка у каждого своя, как и детские воспоминания, связанные с ней.