Больше, чем орган слуха: насколько важны наши уши
Как мы ориентируемся в пространстве с помощью ушей?
«Когда мы говорим об ухе, мы обычно представляем его наружную часть, которая всем хорошо знакома, — объясняет Ольга Сибирякова, кандидат биологических наук. — Но все самое главное на самом деле скрыто внутри. В отличие от животных, у нас внешнее ухо даже не двигается, оно нужно только для фокусировки звука — недаром мы прикладываем к нему руку, когда хотим лучше что-то расслышать». Внутреннее ухо, помимо прочего, помогает нам ориентироваться в пространстве, и этот механизм у живых существ зародился еще очень давно начиная с рыб.У водных позвоночных есть особый орган восприятия, который откликается на колебания воды и чувствует движение предметов поблизости, — он называется боковой линией, потому что проходит по телу рыбы, а на голове разветвляется сетью каналов. Там можно обнаружить сенсорные клетки — невромасты, у которых торчат «реснички» с насаженной на них желеобразной куполой. Поток воды колеблет эту куполу, а вместе с ней и чувствительные волоски, что позволяет ощущать скорость потоков. Ученые считают, что часть этих невромастов в процессе эволюции погрузилась внутрь головы и превратилась в орган восприятия ускорений, который изнутри может понимать, что происходит снаружи. То есть рыба ощущает, когда она начинает плыть быстрее или поворачивается в другую сторону.
За ориентацию человека в трехмерном пространстве отвечают потомки этих невромастов. У нас внутреннее ухо устроено из мешочков и канальцев, и там есть три полукружных канала, которые расположены во взаимно перпендикулярных направлениях. В каждом из них как раз находятся отолиты — камешки, ставшие такими с течением времени, когда желеобразная купола обросла известью. И если мы резко двигаемся вперед, внутри канала окруженный жидкостью отолит смещается назад, и наоборот, — это наш естественный гироскоп.
Изучая эти преобразования, биологи пришли к выводу, что изначальная функция внутреннего уха заключалась именно в восприятии ускорений и ориентации в пространстве и лишь впоследствии добавилась ещё и слуховая чувствительность.
Правое и левое ухо по-разному воспринимают звуки?
Исходно наши уши равноценны: и правое, и левое ухо должны хорошо слышать. Но информация от них поступает в разные отделы мозга. Этот орган устроен так, что там все перекрещивается. И поэтому информация от правого уха идет в левое полушарие, а от левого — в правое полушарие. В левой части мозга у человека расположено больше зон, которые отвечают за речь, а в правой — тех, которые отвечают за другие звуки, например музыку. Это объясняет, почему мы интуитивно подставляем правое ухо, когда пытаемся расслышать собеседника: эта информация автоматически идет в соответствующее полушарие.
Еще из-за того, что уши расположены с обеих сторон головы, звук до них доходит с чуть разной скоростью. И мы понимаем, где источник шума, причем точность определения — около 15 градусов. В животном мире в этом плане отличились совы, которые умело охотятся и выживают благодаря именно слуху. Эти птицы определяют источник звука с точностью до одного градуса! Но и этому им приходится учиться: молодые совы еще не умеют точно определять местонахождение добычи и им приходится «настраивать» свой слух (на видео, где они забавно наклоняют головы в разные стороны, они как раз занимаются этим, чтобы стать мастерами распознавания шума и добывать грызунов из-под снега).
С хорошими наушниками переживать за скорость и чистоту звука не придется, так, например, наушники HUAWEI FreeBuds Pro 4 поддерживают передачу аудио без потери качества со скоростью 2,3 Мбит/с. Модель понравится тем, кто устал через каждое слово переспрашивать собеседника во время телефонных разговоров: все слышно даже при порывах ветра скоростью до 10 м/с, а функция активного шумоподавления заглушает окружающие звуки, даже если их громкость достигает 100 дБ (так шумно бывает, например, в вагоне метро). А благодаря трехслойным насадкам с эффектом памяти не придется постоянно поправлять наушники — они сами адаптируются под форму ушных каналов.
Слушать любимую музыку тоже станет приятнее. Если вы включите классику, сможете буквально почувствовать себя на симфоническом концерте: звук HUAWEI FreeBuds Pro 4 настраивали эксперты из консерватории.
Музыка как раз может показаться главным ассоциативным мостиком между понятиями «уши» и «культура», но все намного шире и интереснее — мы разобрались в этом вместе культурологом и музыковедом Анастасией Четвериковой.
Что означают уши в мировых культурах?
В истории мировой культуры этому органу с древних времен отводилась особая роль, ведь уши нужны, чтобы не только слышать, но и внимательно слушать, а для этого их надо держать востро. Если посмотреть на изображения фараонов, можно заметить интересную деталь: немес, царский головной убор, напоминающий платок, полностью закрывал верхнюю и затылочную часть (чтобы защищать от пыли и солнца), но уши всегда оставались открытыми. Из того же Древнего Египта до нас дошла любопытная фраза: «Уши мальчика на спине его; как только он услышит голос палки, то впредь не допустит небрежности» — эти слова, конечно, намекают на телесные наказания, распространенные в то время.
В индуизме этот орган — олицетворение божественного слуха. Неспроста многих индуистских божеств обычно изображают с большими ушами — это чтобы они лучше слышали молитвы. Яркий пример — богиня Лакшми, покровительница богатства и процветания. Округлые крупные ушные раковины нужны ей, чтобы до нее легче доходили желания многочисленных просящих. Украшения в индуистской традиции носят не только для красоты, но и с религиозным посылом: так, проколы в левом ухе связывают верующего с духовным слухом, а в правом — с материальным миром.
Еще более наглядная иллюстрация значимости ушей — Будда, чьи мочки на изображениях свисают практически до плеч. Во многих восточных культурах их намеренно оттягивают, будучи уверенными, что это способствует долголетию. Ученые считают, что основатель буддизма прожил 80 лет — по меркам тех времен это действительно можно считать продолжительной жизнью.
В Евангелии есть фраза «Кто имеет уши слышать, да слышит!» — подразумевается, что, помимо физического слуха, верующие должны использовать слух духовный, чтобы слова Божьи становились для них жизненным руководством и моральным ориентиром по жизни, а не просто набором фраз.
Какие самые известные уши в живописи?
На триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» есть любопытно изображенные уши. Найти их можно на правой створке, названной «Музыкальный Ад», — это уши, верхнюю часть которых пронзает стрела, а между ними торчит широкое лезвие. Возможно, отрезанные уши — предостережение для тех, кто вместо божественного слова слушал сплетни.
Зачастую первая ассоциация с Винсентом Ван Гогом — не «Цветущие ветки миндаля» и даже не «Звездная ночь». И вообще не его творчество, а факт из биографии — отрезанный орган слуха (впрочем, картина в голове все же может всплыть — «Автопортрет с перевязанным ухом»). Это увечье настолько известно, что в психиатрии нанесение телесных самоповреждений до сих пор называют «синдромом Ван Гога».
Есть три основные версии, как нидерландский художник лишился мочки левого уха (и не все, между прочим, связаны с селфхармом). Настя Четверикова описывает их в книге «Искусство для пацанчиков. По полочкам».
Согласно первой из них, под Рождество Винсент с Гогеном отправились наблюдать за традиционным арлезианским развлечение — корридой. «Там Ван Гог увидел кровавый обычай, когда тореадору в честь победы дарили отрезанное ухо бычка. Винсент и так был впечатлительный, а тут был просто шокирован», — говорится в книге. У обоих художников были очень непростые характеры, и их отношения от этого страдали. Не выдержав приятеля в быту, Гоген заявил, что уезжает. В порыве ярости во время бурных разбирательств Ван Гог выхватил бритву, чтобы поранить оппонента, «но, встретив абсолютно ледяной взгляд, забрал лезвие и удалился в свою комнату». Там он и нанес увечье, но уже себе. А потом, как известно, попросил знакомую проститутку отдать отрезанное ухо Гогену — якобы в знак победы в их личной «корриде».
По второй версии, Гоген и Ван Гог начали сражаться на шпагах, пытаясь решить, кому достанется проститутка Рашель, и в результате этого странного поединка первый отсек второму мочку уха.
Третья интерпретация событий (которая принадлежит британскому ученому Мартину Бейли) гласит, что Ван Гог нанес себе увечье, узнав о женитьбе младшего брата Тео. Это событие грозило художнику потерей и материальной, и моральной поддержки — «в дело пошла физическая боль, чтобы заглушить душевную».