Николай, Карачун, Трескунец: правдивая история Деда Мороза
Языческие корни и темное прошлое зимнего духа
В северных широтах, где в борьбе с суровой природой выживали лишь самые стойкие, люди издревле наделяли силы природы чертами одушевленных существ. Каждой стихией, каждым проявлением природы «заведовал» тот или иной могущественный дух. Одним из таких воплощений стал предшественник современного Деда Мороза — грозное божество зимы. Это был повелитель холода и метели, чей приход не сулил ничего хорошего. В разных славянских племенах его называли по-своему: Трескунец, Студенец, Морозко, Карачун или Зимник.
Карачун обитал под землей и управлял жестокими морозами, являясь людям в образе медведя-шатуна. По поверью, когда медведь переворачивался в берлоге, это означало, что прошла половина зимы. Трескунец олицетворял трескучие морозы, от которых скрипел снег и трещали деревья. Морозко считался помощником бога Перуна и обладал властью сковывать реки льдом, раздаривать серебро и помогать людям в трудную минуту.
Студенец и Зимник выступали хранителями холода, их часто изображали как седобородых старцев. При этом Студенец, также являвшийся помощником Перуна, считался более суровым и мрачным — встреча с ним могла закончиться для человека гибелью.
В те времена люди пытались умилостивить грозное божество жертвоприношениями. Самой страшной традицией было принесение в жертву юных девушек, которых раздевали и привязывали к дереву в лютый мороз. Если девушка замерзала в течение дня, считалось, что жертва принята. Этот жуткий обычай нашел отражение в русской народной сказке «Морозко», где падчерицу отправляют в зимний лес на верную смерть.
От языческих ритуалов к христианским традициям
В скандинавских мифах на обледенелом севере располагалось царство мертвых, где правила жуткая богиня Хель — прототип Снежной королевы из сказки Андерсена. Неслучайно дома современных Дедов Морозов также помещают на севере: Лапландия, Гренландия, Аляска, Северный полюс, полюс холода Оймякон в Якутии. Российский Великий Устюг в Вологодской области и белорусская Беловежская пуща считаются самыми южными резиденциями зимнего волшебника.
В древнегерманской, языческой традиции существовал праздник Йоль, отмечавшийся в самую длинную ночь года — в зимнее солнцестояние, с 21 на 22 декабря. Люди украшали дома вечнозелеными ветками падуба, плюща и омелы, пили горячий эль с пряностями, сжигали в камине специальное «йольское полено», ходили в гости к соседям. Эти обычаи после христианизации Европы стали атрибутами Рождества и Нового года.
Праздник был посвящен Вотану (Одину), богу мудрости, владыке жизни и смерти. Согласно легенде, пересказанной Якобом Гриммом, Вотан в эту ночь скакал по небу во главе Дикой охоты, присоединяя к своей свите неосторожных путников. Возможно, отсюда берет начало традиция считать Рождество семейным праздником: в самую длинную ночь года все члены семьи должны были оставаться у родного очага.
Христианское влияние и европейские традиции
Но при чем тут Дед Мороз? На самом деле при всем, поскольку современный образ доброго дедушки тесно связан с западноевропейской традицией празднования Рождества.
Значительное влияние на формирование образа доброго дарителя оказал святой Николай, живший в III веке в римской провинции Ликия. С детства решив посвятить себя религии, после смерти родителей он раздал все свое наследство бедным. Став епископом Мирликийским, он прославился своей щедростью и помощью нуждающимся, особенно детям, хотя старался делать это тайно.
Известна легенда, как он помог трем сестрам-красавицам, чей отец из-за бедности не мог дать за ними приданого и собирался продать их в публичный дом. Николай подбросил в их дом три мешочка с золотом через окно или печную трубу, и они попали в чулки, сушившиеся у очага.
В память о щедрости святого Николая день его памяти (6 декабря по старому стилю) стал праздником дарения подарков. Детям рассказывали, что подарки приносит сам святой — седобородый старец в епископском облачении с высокой митрой.
В эпоху Реформации протестанты перенесли традицию дарения подарков на Рождество — в память о дарах, принесенных младенцу Христу волхвами. Однако в некоторых странах, таких как Польша, Украина, Австрия, Чехия, Венгрия, и части Нидерландов дети до сих пор получают основные подарки именно в День святого Николая.
Становление современного образа Санта-Клауса
Как раз из Голландии святой Николай (Синтерклаас) переехал в Америку вместе с волной голландских переселенцев в XVIII веке. Изначально его так называли только в Нью-Йорке, бывшем Новом Амстердаме. Английские пуритане, жившие по соседству, Рождество не отмечали. Кто такие пуритане и почему они не отмечали Рождество? Ну если в двух словах, то пуритане (от слова pure, то есть «чистые») — это такие очень радикальные протестанты и христианские фундаменталисты, которые считали, что жить нужно так, как жили первые христиане, — в скромности и аскезе. Только упорный труд и молитва, и никаких тебе праздников, потому что праздники — это вредное нововведение. Естественно, пуритане, будучи радикальными протестантами, не признавали папу римского. Проблема была в том, что они и государственную англиканскую церковь, главой которой был монарх, тоже не признавали. Посему их в Англии не очень-то и любила власть.
Впрочем, в пока-еще-не-США из старушки Англии в те времена перебирались не только пуритане. Чуть южнее поселились так называемые кавалеры — сторонники свергнутой династии Стюартов. У себя на родине они проиграли гражданскую войну, в новом государстве Кромвеля им места не нашлось, поэтому они поехали кто куда, и многие — в Новый Свет. Селиться рядом с пуританами кавалеры не стали и двинули южнее, в итоге осев в Виргинии, которая в наши дни является одним из штатов США. И вот кавалеры Рождество и прочие праздники отмечали, да еще как.
В английском фольклоре существовал персонаж Отец Рождество (Father Christmas) — толстый бородач в коротком камзоле на меху, любитель пива, плотной еды и танцев. В Викторианскую эпоху ему поручили миссию дарить детям подарки. В Америке его черты постепенно слились с обликом голландца Синтерклааса, ставшего Санта-Клаусом. От епископского облачения остался только красный цвет одежды.
В 1821 году Синтерклаас появился в детской книжке, а в 1823 году — в стихотворении Клемента Кларка Мура «Визит святого Николая» (ныне известном как «Ночь перед Рождеством»). Там впервые упоминаются восемь оленей из упряжки Санты: Дэшер, Дэнсер, Прэнсер, Виксен, Комет, Кьюпид, Дондер и Блитцен. Девятый олень, Рудольф, с сияющим носом появился более века спустя, в 1939 году.
Становление российского Деда Мороза
В XVIII-XIX веках персонаж с именем Дед Мороз или какой-либо дух, отвечающий за мороз и холод, не был известен среди русского крестьянства. Единственным отголоском древних верований оставался ритуал, сохранившийся в некоторых деревнях Западной и Северной России, где крестьяне во время святочных дней приглашали «Мороза» к столу, угощая его блинами, киселем и кутьей. При этом Мороз не являлся божеством, которому следовало поклоняться, а скорее олицетворял зиму в целом. Крестьяне не ждали от него подарков, напротив, угощали его в надежде на хороший урожай.
Несмотря на то что Рождество в России отмечали издавна, само празднование мало напоминало то, что было распространено в Европе. И никакого доброго старика с мешком подарков тоже не было. Отмечать Рождество «по-западному» стали только в XIX веке. И вот тут-то как раз и вспомнили о суровом духе зимы — с оглядкой на «импортного» Николая-Клауса.
В 1840 году князь Владимир Одоевский опубликовал сказку «Мороз Иванович», где впервые представил литературную обработку образа фольклорного Мороза. Действие сказки происходило весной, а Мороз Иванович жил в ледяной стране, куда можно было попасть только через колодец. Этот персонаж еще не был связан с Рождеством или Новым годом и не приходил к детям сам — напротив, дети должны были найти путь к нему. Он давал детям различные задания и щедро награждал за их выполнение. Образ уже имел узнаваемые черты: «седой-седой» старик, с волос которого сыплется иней, живущий в ледяном доме и спящий на перине из пушистого снега.
В 1856 году вышел сборник сказок, записанных фольклористом Александром Афанасьевым, среди которых была история про Морозко. Афанасьев сохранил народную версию сказки, где Морозко предстает суровым и жестоким. В том же духе создал свой образ Николай Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос», где Мороз приносит смерть крестьянке Дарье. В поэме он является истинным воплощением суровой зимы, ходит по деревьям и повелевает лютыми морозами.
Примерно со второй половины 1860-х годов в Российской империи начала набирать популярность немецкая традиция украшения елки на Рождество. В крупных городах стали появляться наряженные деревья, под которыми обязательно ставили старика, олицетворявшего зиму, — Мороза Ивановича. Его фигура обычно была покрыта сосульками и инеем. Этот немецкий ритуал пришелся по душе горожанам и укоренился.
При Александре II предпринимались попытки ввести новых персонажей. Появился старый Рупрехт (Кнехт Рупрехт) — персонаж из немецкого фольклора, впервые упомянутый в письменных источниках XVII века как спутник святого Николая. Его изображали с длинной бородой, одетым в меха или солому. По поверьям, Рупрехт спрашивал у детей, умеют ли они молиться, и мог наказать непослушных ударом мешка с пеплом. В более поздних версиях он стал добрее и вместо наказания предпочитал давать детям бесполезные вещи. Также появились святой Николай и «дедушка Николай», но эти персонажи не прижились.
К началу XX века сложился привычный облик новогоднего волшебника, и в 1910-х годах Дед Мороз начал «вживую» появляться на праздничных елках. Однако его первые появления не всегда были удачными: известен случай, когда в 1910 году дети в одном детском саду расплакались от страха, услышав, как актер в образе Деда Мороза исполняет некрасовское «Не ветер бушует над бором». Воспитательнице пришлось снять с актера фальшивую бороду, чтобы успокоить малышей.
Советская эпоха: запрет и возрождение
После революции 1917 года судьба Деда Мороза висела на волоске. Начались Первая мировая война, революция, за ней последовала Гражданская война. Когда к власти пришли большевики, они начали уничтожать все традиции и ритуалы империи. В рамках антирелигиозной политики конца 1920-х — начала 1930-х годов советская власть пыталась искоренить празднование Рождества и Нового года. В 1929 году Рождество официально стало обычным рабочим днем.
Во второй половине 1920-х годов началась масштабная кампания по дискредитации сказочного персонажа. Распространялась история о том, что Дед Мороз являлся злым языческим божеством, «духом елки», которому славяне приносили жертвы, развешивая их на ветках деревьев. И якобы в память об этом появился ритуал с украшением ели, в том числе фигурой Деда Мороза. Дореволюционные ритуалы были осмеяны и разоблачены, старшее поколение стало о них забывать, а молодое находилось в неведении.
Однако в конце 1935 года политика молодого советского государства начала меняться. После знаменитой фразы Сталина «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселее» 28 декабря в газете «Правда» появилась статья Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Праздник «Новый год» должен был заменить Рождество, а с новогодней елки снималось клеймо «поповского пережитка». Советскому государству срочно требовался новый ритуал, пусть даже он и уходил корнями в дореволюционное прошлое.
В 1937 году Дед Мороз стал обязательной составляющей новогодних торжеств. Чтобы смягчить образ сурового старика, которого дети по-прежнему боялись, ему добавили внучку Снегурочку, ласково называющую его дедушкой, и свиту из лесных зверюшек. В сказочных представлениях Дед Мороз выступал добрым волшебником, спасающим Новый год от козней Бабы-яги, Лешего, Кощея Бессмертного и прочей нечисти.
В январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой, одетой в голубой наряд, впервые приветствовали гостей праздника в московском Доме Союзов. С этого момента празднование Нового года с присутствием Деда Мороза стало обязательным для всех советских учреждений. От этой традиции не отказались даже в тяжелые фронтовые годы – праздник устраивали даже в блокадном Ленинграде, где в качестве подарков была еда.
В первые годы существования советского Деда Мороза его костюм создавался по образцам нарядов из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Изначально он появлялся в белой шубе или тулупе и обязательно с посохом. В красное он «переоделся» уже во время Великой Отечественной войны — предположительно, это было сделано целенаправленно, чтобы Дед Мороз олицетворялся с Красной армией. Позднее в его гардеробе появилась еще и синяя шуба.
Особое внимание уделялось сценарию праздника, чтобы задействовать как можно больше детей. Подразумевался полноценный спектакль, в котором дети сначала звали Деда Мороза, потом искали его, а затем уже вместе со сказочным героем выполняли различные задания и получали подарки. В качестве эксперимента на новогодних торжествах в некоторых школах и домах пионеров пытались задействовать различных сказочных персонажей – Петрушку, зайчиков и белочек, но они не могли сравниться по популярности с Дедом Морозом.
В послевоенные годы профсоюзы предприятий формировали целые «отряды» Дедов Морозов, направляя их по домам сотрудников. Позже уже сами родители начали разыгрывать спектакли перед своими детьми. Таким образом, Новый год и Дед Мороз стали неразделимы, а сам праздник превратился в важнейшее событие года для советских детей и взрослых.
Резиденции Деда Мороза и современное развитие образа
В конце 1980-х годов в Архангельске появилась первая резиденция Деда Мороза и его официальная почта. В 1995 году открылся проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза» на Кольском полуострове. В 1999 году стартовал масштабный проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза», который включает дом волшебника, почту, столярную мастерскую, кузницу и пасеку.
С 2005 года отмечается официальный день рождения Деда Мороза — 18 ноября, когда в Великом Устюге обычно начинаются первые сильные морозы. В Москве тоже существует усадьба Деда Мороза с теремом Снегурочки и другими постройками и аттракционами. В других городах также появляются резиденции доброго деда.
Поскольку Дед Мороз — волшебник, считается, что он может находиться одновременно во всех своих резиденциях. Однако письма, на которых не указан конкретный адрес, отправляются в Великий Устюг. А вы не забыли отправить письмо?