Мячей и зрелищ: что такое медиабаскетбол и почему он набирает популярность в России
Медиаспорт — совсем новое явление в российской поп-культуре. Однако скорость, с которой развивается эта ниша, сочетающая в себе спорт, музыку, шоу-бизнес и дух улиц, не знает предела. Селебрити, профессиональные спортсмены и любители уже успели побороться за звание лучших на футбольных полях, хоккейных аренах и баскетбольных площадках. Последние, став центром притяжения рэперов и участников крупных музыкальных лейблов, дали баскетболу шанс выйти из тени народных видов спорта. Как уверяют организаторы медиатурниров, это только начало.
Медиабаскетбол устроен по тому же принципу, что и любой спорт с приставкой «медиа»: он сочетает в себе элементы спорта и развлечения, шоу. В медийном баскетболе правила несколько отличаются от большого спорта: например, там иной формат площадки (3×3 на два кольца), сокращенный тайминг (десять минут чистого времени) и есть элементы, которых нет в классическом баскетболе (буллиты). А в турнирах принимают участие не только профессиональные спортсмены, но и селебрити (блогеры, музыкальные исполнители, актеры) и даже просто любители. Условие одно — любовь к баскетболу. Без любви не получится, уверяет организатор баскетбольных медиатурниров из Basement Сергей Мардоян.
История Basement начиналась вовсе не с баскетбола, а с тусовок. Как соотносятся эти вещи?
Мы в Basement действительно начинали с организации вечеринок. Ночная жизнь Москвы была нам хорошо знакома, и мы хотели как-то ее разнообразить, внести новое. Начали устраивать закрытые тусовки для блогеров и селебрити, где экспериментировали с музыкой, искусством, танцами, андерграундом. Это была эпоха. Но у нас всегда были завышенные ожидания от того, что мы делаем. Меньше всего хотелось, чтобы вечеринка была просто вечеринкой, — мы старались подходить к проекту концептуально и делать событие, которое не пройдет бесследно. В какой-то момент мы поняли, что уперлись в потолок. Вечеринки — это классно, их все любили. Но мы росли как личности, и хотелось не просто масштаба и вау-эффекта, но и ощущения, что своим делом мы несем пользу. Как раз тогда мы познакомились с ребятами из футбольного мира, а спустя какое-то время сошлись на том, что попробуем создать нечто, где шоу и спорт сольются воедино. Так появилась медийная футбольная лига — наш первый спортивный проект.
Футболом дело не ограничилось — вскоре появился медийный баскетбол. Почему он?
О том, чтобы попробовать ворваться с ивентами в спорт, мы периодически думали еще до того, как затеяли историю с медиафутболом. Тогда еще не было четкой концепции, но было понимание, что хотим заниматься баскетболом. Баскет нам всем ближе по духу. Я рос в 1990-е. В Америке это была золотая эра баскетбола: «Чикаго Буллз» в своем легендарном составе с Майклом Джорданом и Скотти Пиппеном, «Лос-Анджелес Лейкерс», «Орландо» с Шакилом О’Нилом. Это сейчас многие думают, что «Джордан» — это кроссовки, а мы росли на американской баскетбольной культуре, которая только-только начинала проникать в Россию. Помню, как каждые выходные с замиранием садился перед телевизором и ждал начала матча. Это была настолько яркая картинка на контрасте с угрюмыми политическими телешоу: динамичные заставки, нарезки, музыка. Один внешний вид Денниса Родмана чего стоил — для нас это был просто инопланетянин. Мы собирали наклейки с игроками. Стас и Вова на все это смотрели через призму своего увлечения хип-хопом, так что для них это целый мир. Потом пошли американские фильмы, где чуваки повсюду играли в баскетбол, где над каждым гаражом висело кольцо. Одним словом, баскетбол — это любовь с детства. Как бы то ни было, сложилось так, что жизнь свела нас с ребятами из футбольной индустрии. Так что первые шишки мы набили там. Это был очень полезный опыт, и без него у нас, наверное, не получилось бы сделать то, что мы сделали.
И все же в России никогда не было такого повального увлечения баскетболом, как в Штатах. Когда вы начинали, не было опасений, что с таким нишевым спортом будут проблемы?
Конечно, в США другой масштаб. Но мы изначально шли в эту историю не для того, чтобы привлечь уже существующих фанатов. Наоборот, мы поставили себе цель вывести баскетбол на новый уровень в нашей стране. Мы хотим, чтобы он стал массовым модным видом спорта. Чтобы люди просто начали выходить по вечерам кидать мяч в корзину, чтобы открывалось больше баскетбольных школ, чтобы просмотр матча в Международном центре бокса стал частью досуга выходного дня для совершенно разных категорий людей — вот к чему мы на самом деле стремимся.
T-Killah, Элджей, Obladaet, PLC, Niletto, Сергей Карасев, Дмитрий Тарасов — основательный состав команд. Звезды и спортсмены сразу поддержали идею или были скептики?
Нам удалось найти ребят, которые так же страстно любят баскетбол, как и мы. С этого все и началось. В самом начале нас поддержали Элджей и Алексей Швед. Алексей, к сожалению, не смог принять участие, но нам было важно услышать его одобрение. А дальше уже и остальные подтянулись. Очень с хорошей позицией выступил Данил Прытков (Niletto). Он настоящий энтузиаст в этом деле и постоянно призывает медийных ребят выходить и играть. Так и говорит: «Не бойтесь облажаться, не надо трястись за свой статус». В этом сезоне у нас в составе участников легенда стритбола Ларри Уильямс, известный как Bone Collector. Это игрок главной американской уличной баскетбольной площадки Rucker Park. В целом все, кто к нам присоединился на разных этапах, говорят, что это очень живая история, яркий проект, который всем только на пользу. Ведь и профессиональным спортсменам это тоже на руку. Привлекая широкую аудиторию через селебрити, мы фактически создаем платформу, которую спортсмены могут использовать для повышения своей медийности. Это возможность заявить о себе людям, которые пока не интересуются большим спортом, но активно следят за трендами в поп-культуре. Если баскетболист будет классно играть, взаимодействовать с аудиторией в своих соцсетях, его так или иначе заметят. Так что здесь все построено на взаимной выгоде.
Понятно, что вывести баскетбол в широкое поле помогают селебрити, за которыми как раз следит массовая аудитория. Но в ваших турнирах есть место и третьей категории участников — любителям, которые не имеют отношения к шоу-бизнесу. Как вы пришли к тому, чтобы дать дорогу людям, для которых баскетбол — это просто увлечение?
Мы с самого начала понимали, что вопрос не в сиюминутном, а в долгосрочном эффекте от того, что мы делаем. В этом сезоне мы провели несколько выездных турниров, показали людям из регионов, что такое медиабаскетбол, и устроили масштабный всероссийский драфт, в результате которого несколько ребят из регионов попали в нашу лигу. Они оставили заявки, прошли отбор и теперь участвуют в московском драфте, откуда их могут отобрать в команды. Один парень попал к нам совершенно фантастическим образом: он рассказал в стриме, что хочет участвовать в медиабаскете, ему скинули донат, он купил билет, прилетел на отбор и прошел его. Нам нравится, что через медиабаскет люди, которых раньше никто не замечал, получают возможность засветиться в медиапространстве. Чем не социальный лифт? Тот, кто мечтал, но не смог стать профессиональным спортсменом в силу каких-то причин, может начать блистать на наших турнирах. Важно давать людям шанс жить мечтой, а не компромиссом. Приведет ли это к успеху, зависит от того, как они будут использовать эту возможность, но мы как минимум даем арену для самовыражения. Нам кажется, что это наша социальная миссия перед спортивным комьюнити, перед людьми, которые обожают баскетбол и хотят в него играть. Мы не видим себя без этого.
Медиаспорт не только про долгосрочные цели, но и про долгосрочную выгоду. Требует крупных вложений на старте и не сразу окупается. Уже чувствуется отдача от инвестиций?
Мы действительно много вкладываем в это дело, и речь не только о материальном аспекте. Сейчас баскетбол — это детище, в которое мы инвестируем 100% нашего времени и ресурсов. Все лето мы занимались региональными выездами. Это очень энергозатратная и дорогостоящая задача. С учетом того, что мы придумали собственные правила игры, мы даже не можем провести матч на рандомной баскетбольной площадке. Приходится в каждый город возить с собой свой сборно-разборный паркет. К примеру, в Екатеринбурге мы стелили его прямо в торговом центре. Торговый центр, кстати, буквально трещал по швам от людей. Был колоссальный интерес со стороны екатеринбуржцев. Сам матч получился очень атмосферным, да и жители города поразили уровнем игры и интереса к происходящему. Это очень заряжает эмоционально. Поэтому верим, что вложения окупятся и все это выйдет на общенациональный уровень. В этом сезоне у нас будет гранд-финал на «ЦСКА Арене» на 10 тыс. человек. Это уже большой скачок для нас, но мы целимся еще выше.
Нынешний сезон медиабаскета — уже четвертый. Волнительно было открывать его? Или с каждым разом все проще, учитывая накопленный опыт?
Мы вплоть до последней минуты, последнего гостя, последнего звука и последней лампочки были как на иголках. Каждый сезон нам кажется, что мы делаем это впервые. Подготовка и сам процесс в любом случае проходят волнительно, потому что это наше детище. Хочется, чтобы все было на высшем уровне. Другой вопрос, что мы уже знаем, как все устроено технически и чего ожидать. Мы давно сплотились внутри команды и уже словно одна семья. Конечно, мы все время учимся. Это дает свои плоды. В этот раз на открытии было огромное количество гостей. Снова накал страстей, эмоциональная отдача и уникальный опыт. Приятно, что люди за нами следят и сами хотят о нас рассказывать. У нас огромный поток на сайте, очереди на входе, весь московский бомонд на трибунах — мы видим, что интерес есть, и он только растет. Для нас это сигнал, что мы на верном пути.