В мыле: краткая история стирки от древнего Вавилона до наших дней
Вся человеческая цивилизация неразрывно связана с созданием тканей — полотна из растительных волокон требовались повсюду, от одежды до парусов, от домашних нужд до медицины. А где ткани, там и потребность очищать их от загрязнений.
Вода сама по себе отлично справлялась с большей частью стирки, особенно проточная, но люди быстро обнаружили, что вывести пятна и загрязнения могут некоторые химические вещества. Упоминания первых средств для стирки датируются приблизительно 2800 годом до нашей эры: на клинописных табличках из древнего Вавилона рассказывалось о применении пены, которая облегчала стирку. По-видимому, это были мылоподобные материалы естественного происхождения, возможно, какие-то растительные вытяжки.
В Древнем Египте в дело шли также древесный уголь, зола и сода: не зная основ химии, люди экспериментальным путем выяснили, что щелочная среда отлично помогает с отстирыванием жирных пятен и большинства естественных пигментов. Стирали, само собой, в водах Нила. Именно реки выполняли роль первых проточных стиральных машин. В Древней Греции добавился еще один этап: одежду складывали в залитые водой ямы из глинозема и топтали ногами, после чего промывали. В Индии ткань замачивали и били о камни — все лучше, чем тереть полотнища руками.
На Руси белье кипятили в больших корытах, добавляя золу, а еще помогали стирке рубелем — продолговатой деревянной доской с поперечными ребрами, — его также использовали потом для глажки. В «Толковом словаре русского языка» Дмитрия Ушакова есть понятие «портомойня», которое объясняется как «прачечная (при военных, рабочих или арестантских казармах), место на берегу реки, приспособленное для полоскания белья. От старинного слова "порт" — одежда».
Есть легенда, что мыло человечество изобрело тогда, когда прачки стирали белье ниже по реке от мест, где пылали жертвенные костры: зола, смешанная с жиром и взбитая в пену течением очень помогала в стирке. Даже латинское слово sapo, от которого происходит и английское soap — «мыло», связывают с названием горы Сапо: на ней в Древнем Риме совершали жертвоприношения — и стекающая оттуда дождевая вода делала воды Тибра естественной прачечной. Так или иначе, первое мыло действительно состояло из козлиного жира и золы, которые заливали водой и кипятили, то есть «варили», получая мыльный раствор, — такие рецепты также сохранились на шумерских клинописных табличках. В Древнем Китае вместо животных жиров использовали растительные вытяжки, золу зачастую заменяли толченые морские ракушки — суть известь.
Твердое мыло научились делать уже в начале новой эры: по разным версиям, изобрели его либо арабы, либо итальянцы, но достоверно известно, что в VII веке в Неаполе появилась гильдия мыловаров. На Русь мыло пришло из Византии. На протяжении последующих веков мыло оставалось основным средством и для стирки, и для мытья. Впрочем, рецепты разнились, и то, что предназначалось для прачечных работ, было едким и опасным для кожи — прачек узнавали по покрытым дерматитом рукам.
История специализированных средств для стирки совершила скачок в 1876 году благодаря немецкому химику Фрицу Хенкелю, который изобрел «Отбеливающую соду». В состав его порошка входили сода и силикат натрия. Продукт компании Henkel быстро завоевал популярность из-за дешевизны и эффективности, его производство росло как на дрожжах, вместе с тем семимильными шагами развивалась и прачечная индустрия. На смену домашней ручной стирке пришла стирка машинная. В 1907 году компания Henkel, уже под руководством сына Фрица, Хьюго Хенкеля, выпустила первый в мире порошок для стирки в автоматических стиральных машинах — он получил название Persil.
Дальше в порошки начали добавлять ферменты и пробовать составы, которые работали бы без предварительного кипячения. Еще через несколько лет начали выпускать синтетические порошки, но из-за довольно вредного состава их можно было использовать только на предприятиях — для домашней стирки они не подходили. Домашнее средство поступило на полки магазинов только в 1933-м — это был стиральный порошок Dreft компании Procter & Gamble. При этом в СССР первый синтетический порошок появился только в 1953 году, он носил название «Новость», а спрос на него превысил все ожидания.
Около полувека технология производства стиральных порошков оставалась практически без изменений, и только в 2000-х годах новые химические соединения — вещества, уменьшающие поверхностное натяжение воды, щелочные добавки, адсорбенты, смягчающие компоненты, флуоресцирующие вещества для оптической белизны — потеснили уже привычные поверхностно-активные вещества в составе. В 2010-х популярность порошков пошла на спад в связи с появлением жидких средств для стирки, но все же окончательно они с полок не исчезли — и вряд ли исчезнут. Как, впрочем, и хозяйственное мыло для ручной стирки, ведь не все вещи можно доверить стиральной машине.