Таймлайн ментальных расстройств: от Римской империи до конца XX века

От окуривания ароматическими травами и изгнания дьявола до лоботомии, инсулиновой комы и галоперидола — как люди справлялись (если справлялись) с психическими расстройствами в разные исторические эпохи.
Таймлайн ментальных расстройств: от Римской империи до конца XX века
«Правила жизни»

V век до н. э. — II век н. э.

С ментальными расстройствами человечество знакомо с древнейших времен. Уже в V веке до н. э. эры греки выделяли такие симптомы, как бред, необычное психическое возбуждение и галлюцинации, и описывали их в самых разных мифах. Обычно все отклонения в поведении героя объясняли волей духов или богов. Например, богиня Афина лишила разума героя Аякса. Вместо лагеря врага он напал на стадо скота и перебил его. А когда пришел в себя, то не выдержал позора и покончил жизнь самоубийством. Сегодня специалисты сказали бы, что Аякс страдал органическим галлюцинозом. Библейский царь Навуходоносор, лишившись рассудка, «скитался, как вол, опустив голову, по пастбищам; одичал, весь оброс и питался травой». Современные врачи могли бы предположить у него глубокую депрессию или зоантропию — состояние, при котором люди считают себя животными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отец медицины Гиппократ объяснял все болезни, в том числе ментальные, через свою фирменную гуморальную теорию. Напомним, в чем она заключается: в человеке содержится четыре жидкости: кровь, лимфа (флегма), черная желчь и желтая желчь. Когда они находятся в балансе, человек здоров. Если одна из жидкостей преобладает, случаются физические и ментальные проблемы. Например, «страх и печаль, если они долго длятся и не вызваны житейскими причинами, происходят от черной желчи».

«Правила жизни»

Отдельная история с женщинами: считалось, что неадекватное поведение у них — следствие «блужданий матки» по организму. Даже слово «истерия» произошло от греческого названия этого органа — hystera. Такой диагноз тоже впервые описан у Гиппократа. А в качестве лечения предлагалось окуривать этот орган благовониями. Стоит ли говорить, что нередко все заканчивалось ожогами. Однако вплоть до конца XIX века истерия была распространенным медицинским диагнозом, который могли поставить и при бессоннице, и при послеродовой депрессии, и при любой нервозности. А методы лечения были самыми жестокими, вплоть до удаления матки. Официально истерия перестала считаться психическим расстройством лишь в 1980 году. К счастью, его связь с маткой опровергли все-таки раньше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Античным медикам мы обязаны и другими психологическими терминами. Спокойные состояния назывались меланхолией, беспокойные — манией. И такое разделение бытовало вплоть до XVII века. Был еще френит или парафренит, то есть острое безумие или помешательство. Больных френитом Аретей Каппадокийский (древнеримский античный медик и философ) предписывал запирать в просторной комнате — «лучше всего, если стены будут совсем гладкими, так как всякие выступы и украшения плохо действуют на слабый ум больного: он видит то, чего нет, волнуется и протягивает руки вперед... Покрывало надо выбрать гладкое, иначе у больного появляется желание выдергивать из него нитки». В конце дается совет всеми силами поддерживать бодрое настроение в больном: «пусть приходят друзья развлекать его легкой беседой».

Как относились в древности к людям с ментальными расстройствами? Все зависело от их поведения. Агрессивных и буйных могли побить камнями или посадить на цепь. Например, спартанского царя Клеомена, который бросался палками в людей, родственники заковали в колодки. В Римской империи людям с серьезными психическими нарушениями запрещалось выходить из дома, за ними должны были присматривать родные. Впрочем, тихих и безобидных могли провозгласить любимцами богов и ясновидящими.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

III–X века н. э.

В этот период в Европе распространяется христианство с ценностями гуманизма. При монастырях появляются приюты или убежища, где помогали в том числе душевнобольным. Однако тогда же укрепляется мнение, что все виды безумия — происки дьявола. Поэтому с III века в монастырях начинают практиковать обряды экзорцизма. Постепенно сформировалась особая категория специалистов подобного рода, к которым привозили людей с ментальными расстройствами со всей округи. Изначально обряды сводились к чтению молитв для изгнания нечистого духа. Потом к ним стали добавлять телесные истязания. Нестерпимая боль отвлекала «пациентов», они корчились в муках, вместо того чтобы озвучивать еретические мысли и совершать неадекватные поступки. Если же вселившийся бес никак не хотел покидать тело, то все могло кончиться сожжением на костре. Сколько было таких случаев, точно не известно. Однако в 805 году Карл Великий выпустил указ, запрещающий сжигать тех, в кого вселился дьявол. На кострах сжигать перестанут, но через пять веков к этой практике все же вернутся.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»

Что касается изучения ментальных расстройств, то ученые тех веков недалеко продвинулись по сравнению с античными предками. Так, врач, переводчик и бенедиктинский монах Константин Африканский в трактате «О меланхолии» писал, что это «состояние души, когда человек твердо верит в наступление одних только неблагоприятных для него событий». Причину болезни он видел в том, что пары черной желчи поднимаются к мозгу больного и сознание его затемняется. В качестве терапии меланхоликам предлагалось «съесть нафаршированное целебными травами свиное сердце».

Это на Западе, а что на Востоке? Известно, что уже в IX веке в Багдаде существовали госпитали общего назначения, куда могли попасть и люди с ментальными расстройствами. Их симптомы начали записывать и систематизировать. А в Каире была больница, где буйным пациентам играли на музыкальных инструментах, чтобы успокоить их.

XI–XVI века

В Европе тоже начинают открывать специальные лечебницы для душевнобольных. Так, в 1247 году в Лондоне появляется Бедлам, название которого позже станет нарицательным для всякого бардака и безумия. А изначально это была Вифлеемская королевская больница — пристанище для немощных и обездоленных. Bethlehem (Вифлеем) постепенно превратится в Bethlem, или Бедлам. Больницей для душевнобольных она станет в 1377 году. Чем тогда лечили пациентов, точно неизвестно, но, согласно описанию 1403 года, в арсенале имелось 11 цепей, четыре пары кандалов и две пары колодок. Историки полагают, что пациенты содержались в суровых условиях: монахи, которые всем заведовали, были убеждены, что путь к душевному здоровью лежит через истязание плоти, строжайший пост и беспрестанную молитву.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Врач из Падуи Микеле Савонарола в XV веке писал, что душевнобольных в подобных местах секли розгами до кровавых полос, кололи иглами, шипами, покрывали все тело горчичниками, чтобы уничтожить застой мысли, вызванный меланхолией. Этот метод Савонарола, к слову, не одобрял, здраво замечая, что боль ожесточает пациента и доводит до бешенства. Савонарола советовал осторожные кровопускания, рвотные, слабительные и особенно теплые ванны. В своей книге «Великая практика» он писал, что важно возвратить больному сон — «для этого хорошо поселить его в прохладной местности около реки и раскачивать на висячей койке на манер колыбели».

XVII век

Дело наконец сдвигается с мертвой точки, и ментальные расстройства начинают изучать не только с точки зрения гуморальной теории. Профессор медицины из Базеля Феликс Платер пытается их классифицировать и отделяет расстройства интеллекта от психозов и навязчивых состояний. А еще впервые выделяет различные причины расстройств: наследственность, душевное потрясение, удары по голове и т. д.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересный факт: влюбленность Феликс Платер тоже относит к душевным расстройствам и как пример описывает случай, когда муж красавицы страстно влюбился в уродливую служанку соседа: ну чем не помутнение рассудка?

Другой важный для этого времени ученый — Паоло Заккиас, которого позже назовут отцом судебно-психиатрической экспертизы. Он выделял:

  • первичные душевные заболевания: манию и меланхолию;
  • вторичные душевные заболевания — апоплексию, эпилепсию, летаргию, кому, обморок, агонию;
  • страсти: гнев, страх, разврат и расточительность, опьянение и пьянство.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Близкими к меланхолии Заккиас также предлагал считать людей в определенных состояниях: влюбленных, фанатиков, лимфатиков, энтузиастов, а также разгуливающих по ночам, или ноктамбул. Суды обращались к Паоло за разъяснениями в сложных ситуациях: например, наказывать ли человека, совершившего убийство в сонном состоянии, и считать ли женщину в истерическом припадке невменяемой.

Растет интерес к психическим расстройствам и в обществе. За два пенса любой желающий мог посетить Бедлам, и такие «экскурсии» пользовались невероятной популярностью. Правда, задумывались они с просветительской целью: мол, люди придут туда, увидят, до чего доводит порочная жизнь, и станут праведниками. Но на деле все ходили туда как в цирк или в зоопарк, дразнили пациентов и приводили их в бешенство ради потехи.

«Правила жизни»

XVIII век

В плане лечения душевных болезней ничего не меняется. В лучшем случае — теплые ванны, клизмы, кровопускания. В худшем — телесные истязания. И даже на фоне всего этого состоятельные люди сами обращаются к врачам за помощью. Вот пример из записей потомственного доктора Фридриха Гофмана, одного из отцов-основателей Галле-Виттенбергского университета. «Пациент 40 лет, в меланхолии по поводу смерти ребенка. Назначено: ножные ванны и соль из Карловых Вар, и слабит, и желчь гонит отменно».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но этому пациенту явно повезло, так как во многих лечебницах по типу Бедлама тогда практиковали и ротационную терапию, изобретенную Эразмом Дарвином (дедом Чарльза Дарвина). Пациента привязывали к стулу или кровати, конструкцию веревкой крепили к балке, а затем раскачивали или раскручивали несколько часов. Естественно, после такого аттракциона желудки больных опорожнялись, что считалось крайне полезным.

Еще один инновационный способ лечения больных — электротерапия. В 1753 году Франклин Бенджамин писал, что его электрическая машина была использована для лечения истерии одной из пациенток психиатрической больницы. Бедлам тоже закупил подобные машины в 1777 году. Примечательно, что тогда в терапии использовался постоянный ток, а побочные эффекты в виде волдырей и ожогов на коже особо никого не смущали. На переменный ток врачи переключились лишь в середине XIX века. К слову, электросудорожная терапия применяется и сегодня. Несмотря на дурную славу, она доказанно эффективна при лечении тяжелой депрессии, шизофрении, маниакальных состояний и т. д. Электрическая волна вызывает выброс нейромедиаторов (серотонина, дофамина, норадреналина), компенсируя их недостаток.

Современная процедура считается безопасной и длится всего одну минуту, курс составляет 10–15 сеансов с регулярностью два-три раза в неделю. Пациента предварительно обследуют на отсутствие противопоказаний, и он подписывает информированное согласие. Первоначальный вариант методики предусматривал несколько сильных помощников врача, которые должны были держать бьющееся в конвульсиях тело пациента. Сегодня эту функцию выполняют препараты-миорелаксанты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»

XIX век

XIX век — расцвет гидротерапии, когда с помощью воды лечили все на свете, ментальные расстройства в том числе. Процедуры были горячими и холодными. Первые способствовали выводу всего лишнего из организма (гуморальная теория Гиппократа работала и спустя множество столетий). Холодные тормозили жизнедеятельность тела. Так, прием ванн со льдом прописывали для лечения маниакально-депрессивных психозов.

Но ванна — это еще не так страшно. Другой прогрессивный способ лечения ментальных расстройств — обездвиживающая терапия. Буйных пациентов пеленали, связывали, а в Америке помещали в так называемую люльку Ютика (the Utica Crib) — по названию Психиатрического центра Ютика, первого государственного учреждения Нью-Йорка для душевнобольных людей. Это приспособление представляло собой кровать с высокими бортами и крышкой сверху, в которой пациента могли запереть на сутки или более, пока он не успокоится.

Другое новшество — «успокаивающий стул» доктора Бенджамина Раша. Пациента пристегивали к деревянному креслу кожаными ремнями настолько туго, что нельзя было пошевелиться. А на голову надевали темный короб. Бенджамин Раш свято верил, что полная изоляция от внешних раздражителей способна успокоить нервную систему и вернуть контроль над собой. В общем, все делалось из благих побуждений, но сегодня кажется крайне устрашающим.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

XX век

Один из самых популярных методов лечения ментальных болезней первой половины XX века — лоботомия, то есть операция на мозге, подразумевающая буквально отключение некоторых его отделов. Методику придумал португальский нейрохирург Эгаш Мониш, за что получил Нобелевскую премию в 1949 году. Позже будет доказано, что лоботомия имеет массу побочных эффектов и в 6% случаев приводит к смерти пациента. Однако в середине XX века лоботомия была крайне популярной манипуляцией. С ее помощью пытались лечить и задержки развития у детей, и депрессию у взрослых. В Америке в год проводилось до 5 тыс. операций.

Во второй половине XX века фармакология развивается семимильными шагами и постепенно вытесняет как лоботомию, так и электросудорожную терапию. Но началось все с инсулиновой комы — передовой методики, предложенной доктором Манфредом Сакелем в 1933 году. Суть лечения заключалась во введении лошадиных доз инсулина и отключении мозга из-за резкого падения сахара. Больной впадал в подавленное состояние — так называемый сопор. Для 5% пациентов все заканчивалось летальным исходом (смертность была едва ли не выше, чем от лоботомии). Инсулинокоматозное лечение на себе испытал математик Джон Нэш, о жизни которого снят фильм «Игры разума» с Расселом Кроу. В шестидесятые годы в Америке данный метод запретили, но в СССР продолжали активно использовать. Даже сегодня такая терапия в России не исключена полностью, хотя применяется все же очень редко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1958 году в Бельгии изобрели галоперидол — нейролептик первого поколения, который угнетающе действует на нервную систему. Препарат успокаивает, возвращает ясность мыслей, может предотвратить самоубийство, уменьшить поток негативных мыслей и галлюцинаций, снизить агрессию и желание причинить боль другим. В позднем СССР галоперидолом нередко лечили принудительно, в том числе алкоголиков и наркоманов, поскольку он давал ощутимый эффект в больших дозах. Проблема в том, при чрезмерной дозировке он вызывает ряд побочных эффектов — от сухости в рту, слюнотечения и потери аппетита до впадения в состояние овоща. Несмотря на это и на наличие нейролептиков нового поколения, галоперидол и по сей день активно назначают как в США, так и в России.