Поделись улыбкой: как смайл завовевал мир — реальный и виртуальный
1950-е: эра «хороших парней»
История одного из самых популярных символов в поп-культуре (и, пожалуй, самого популярного в интернете) началась давно — еще в 1950-е годы. Считается, что впервые желтая рожица с черточкой, изображающей улыбающийся рот, и двумя точками (иногда крестиками) вместо глаз появилась на мерче нью-йоркской радиостанции WMCA. Желтые футболки со «смайликами» были частью рекламной кампании диджеев радио, которых объединяло общее прозвище — Good Guys («хорошие парни»). Они не только вместе вели музыкальные программы, но и позднее записали совместный альбом. Под улыбающимся, будто нарисованным черным фломастером лицом на футболках и свитшотах было написано WMCA Good guy. Эта одежда была униформой «хороших парней» и желанным сувениром для фанатов радиостанции — самым преданным поклонникам даже посчастливилось получить майки и свитеры в подарок. В США они стали одним из артефактов эпохи — такой свитшот носил даже фронтмен The Rolling Stones Мик Джаггер.
1960-е: веселая страховая
В начале нового десятилетия «карьера» смайлика продолжилась, причем покорял он уже не шоу-бизнес, а более «серьезную» сферу. В 1963 году американская страховая компания State Mutual Life поручила художнику Харви Боллу разработать для нее рисунки, которые можно было бы использовать в офисе — для поднятия духа сотрудников. Болл справедливо решил, что все гениальное просто, и нарисовал на желтом фоне круглую улыбающуюся рожицу. Впрочем, вполне возможно, что художник просто решил не утруждать себя, так как его гонорар был весьма скромным — всего $45.
Начальству (надеемся, что и служащим тоже) рисунок пришелся по душе. По офису развесили около ста изображений смайлика. Обычно их прикрепляли на стены над служебными телефонами, чтобы сотрудники сохраняли оптимистичный настрой, разговаривая с клиентами. Мало-помалу смайлик, как его давний русский предок колобок, покинул и пределы страховой компании: популярное изображение принялись тиражировать все кому не лень.
Препятствий для этого не было, ведь ни Харви Болл, ни State Mutual Life не запатентовали смайл. Впрочем, как много лет спустя утверждал сын художника Чарльз Болл, его отец никогда не сожалел о том, что упустил большой куш: «Он не был алчным. Отец всегда говорил: "Эй, я ведь могу в один момент есть всего один стейк и вести всего одну машину"». Тем не менее в истории имя Харви Болла все же осталось — до самой смерти в 2001 году он давал много интервью как создатель смайлика. В 1999 году он учредил Всемирный фонд улыбки — благотворительную организацию, которая помогает обездоленным детям, а в наши дни благодаря фонду каждую первую пятницу октября отмечают Всемирный день улыбки.
1970-е: вторая родина
В это десятилетие смайлик начал победное шествие по миру. Так, братья-дизайнеры Бернард и Мюррей Спейны из Филадельфии в 1971 году придумали постер, на котором под изображением все того же смайла красовалась фраза Have a happy day («Счастливого дня»), позднее ее изменили на ныне всем знакомую фразу Have a nice day («Хорошего дня»). Плакат растиражировали и активно вешали в кафе, на заправках и в других общественных местах, отчасти чтобы поднять дух нации во время войны во Вьетнаме, — к концу года было продано около 50 млн копий рисунка.
Примерно тогда же улыбающаяся рожица появилась во Франции, причем закрепилась там основательно. Предприимчивый журналист газеты France-Soir Франклин Луфрани придумал помечать желтым смайликом хорошие новости. Вопреки стереотипам, он оказался куда более прагматичным, чем американские отцы смайла, и запатентовал изображение в 100 странах. Луфрани основал компанию The Smiley Company и принялся продавать футболки, а потом и другие предметы одежды со смайлом. В наши дни у руля стоит его сын Николя — семейный бизнес приносит ему около $130 млн в год.
1980-е: смайл поселился в компьютерах
Покорив мир обычный, смайл на этом не остановился и пустил корни в виртуальной реальности. А его проводником стал Скотт Фалман, профессор университета компьютерных наук Карнеги — Меллона. Уже в начале 1980-х Фалман и его коллеги использовали нечто вроде прообраза современного интернета — внутренние онлайн-форумы, где сотрудники университета могли оставлять сообщения. 19 сентября 1982 года ученый предложил использовать на форумах последовательность знаков препинания, напоминающую улыбку, чтобы помечать фразы, написанные в шутку или с сарказмом. «Перевернутый смайлик», напротив, должен был сигнализировать о том, что автор сообщения настроен серьезно. Фалман понятия не имел, что неожиданно положил начало целому новому алфавиту под названием «эмотикон»: придуманный им арсенал из двух смайлов быстро расширили. Кроме изначальных :-) и :-( появились вариации, призванные передавать все оттенки человеческих эмоций. Например, :-D (безудержный хохот), :-/ (замешательство), ;-) (флирт) — и так далее.
Надо заметить, что Скотт Фалман, строго говоря, не был первопроходцем в деле изобретения универсального письменного кода для обозначения человеческих чувств. Еще в 1969 году с похожей идеей выступил не кто иной, как Владимир Набоков. «Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я мог бы сопроводить ответ на ваш вопрос», — писал он журналисту The New York Times Олдену Уитмену. Кажется, классик вполне уютно чувствовал бы себя в современном мире.
1990-е: всесильный юникод
В 1991 году американская некоммерческая организация Unicode Inc. разработала единую систему кодирования символов, которой можно было бы пользоваться в текстовых компьютерных редакторах, играх, чатах и на виртуальных форумах, — и это стало еще одной важной вехой в истории смайла, потому что уже в 1993 году юникод начал поддерживать символы-«улыбочки». Теперь при желании смайлик можно было не только «соорудить» из скобок, но и, введя нужную последовательность символов, вставить ту самую круглую рожицу, до боли похожую на то, что когда-то нарисовал Харви Болл. С течением времени арсенал смайлов в юникоде пополнялся: желтые, черные, веселые, грустные, плачущие, хохочущие. А еще смайлы, у которых на лице написаны отвращение, восхищение, возбуждение, восторг или скорбь. Такое, пожалуй, не снилось даже Набокову.
Уже в конце 1990-х японские мобильные операторы стали предлагать пользователям наборы из виртуальных смайлов, которые можно было использовать в SMS, — так началась эра эмодзи. Считается, что первый эмодзи-сет разработал японский дизайнер Сигэтака Курита, а само слово происходит от японских «э» («картинка») и «модзи» («знак»).
2000-е: старый друг
С ростом популярности эмодзи в интернете и SMS на авансцену вышел тот самый Николя Луфрани — сын Франклина Луфрани, еще в начале 1970-х запатентовавшего смайлик. Француз решил оседлать волну, разработал и запатентовал целый арсенал из смайликов самых разных типов и разновидностей. В 2000 году Луфрани запустил специальный сайт, с которого любой желающий мог скачать весь каталог из 1 тыс. смайлов, а в 2002-м его компания начала лицензировать права на использование смайликов производителями мобильных телефонов — от Nokia до Motorola и Samsung.
2010–2020-е: смайлик и тысячи его лиц
В 2011 году Unicode Inc. стандартизировала код для создания эмодзи, так что теперь IT-гиганты вроде Google, Microsoft, Twitter, а также Apple получили возможность создавать собственные коллекции смайликов. Передовиком производства здесь, как мы знаем, стала Apple. В том же году бренд Стива Джобса выпустил мобильную операционную систему iOS 5, одним из главных нововведений которой стала специальная клавиатура, состоящая из эмодзи, — с этого момента забавные рожицы стали уже не просто фишкой интернет-гиков, а настоящим поп-культурным-феноменом.
С тех самых пор в Apple набор фирменных эмодзи регулярно обновляют, причем стараются чутко реагировать на повестку и меняющиеся тренды. Так, в 2012 году появились эмодзи с изображением однополых пар (ЛГБТ, запрещено в России), а в 2021-м — эмодзи «беременный мужчина», что вызвало недоумение у определенной части общества.
В наше время уже трудно представить себе повседневную жизнь без эмодзи — более продвинутых «потомков» желтого смайлика из 1960-х. По тому, какие эмодзи использует юзер, можно угадать его возраст: миллениалы, например, любят реагировать на шутку рыдающим от слез смайликом, тогда как зумеры считают это «олдскульным» и в той же ситуации пришлют скорее эмодзи в виде черепа. Кстати, Скотт Фалман, один из изобретателей эмотикона, оказался настоящим ретроградом: в одном из интервью он заявил, что современные эмодзи кажутся ему уродливыми и в виртуальной переписке он по старинке использует смайлы-скобочки. Как на это реагировать — эмодзи-клоуном или эмодзи-сердечком, — решать вам.