Увидимся в среде: Сергей Кузнецов — о том, как и для чего меняются мегаполисы

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал «Правилам жизни» о том, какие идеи лежат в основе современной архитектурной политики мегаполисов и кто влияет на изменения, происходящие в городской среде.
Увидимся в среде: Сергей Кузнецов — о том, как и для чего меняются мегаполисы
Коллаж: Анна Павлова
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За 20 лет мегаполисы кардинально трансформировались. Конечно, города эволюционируют постоянно, но в 2010 году произошли революционные изменения. Реализация программы «Моя улица», благоустройство парков и общественных пространств, активное привлечение горожан – все это открыло новый период в градостроительной истории.

Город изменился, потому что изменились приоритеты. В 2010-е в профессиональном сообществе и в городском управлении стала доминировать идея о том, что город должен быть прежде всего для людей.

В других крупных мировых мегаполисах общественные пространства начали меняться раньше, и процесс этот был более плавным. Например, Центральный парк в Нью-Йорке, появившийся еще в конце XIX столетия, сначала был очень закрытым, затем в течение XX века он все упрощался и к 1970-м стал просто небезопасным. Его реконструкция в духе идеи «город для людей» вернула парк жителям – теперь он снова стал точкой притяжения.

Развитие градостроительства в новом, гуманном направлении актуально не только для Москвы. Крупные города России смотрят на столицу, перенимают опыт и создают свои удобные городские пространства – например, Казань с ее набережной, Нижний Новгород и его стрелка с пакгаузами. И не только миллионники – даже малые города с населением в несколько десятков тысяч человек участвуют в конкурсах комфортной среды и стремятся создать собственные общественные пространства. Тренд однозначно набирает обороты, и Москва тут флагман. Я считаю важным то, что именно в Москве были сделаны эти шаги, которые показали всей стране, куда двигаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Опираясь на уже существующий международный опыт, мы можем сделать сразу хорошо, не проходя фазы исследований и ошибок.

Итак, город меняется, чтобы дать жителям больше комфорта и красоты. Важно помнить, что эти изменения происходят не сами по себе. У горожан обычно нет глобального запроса. У них может быть локальный запрос, связанный с изменениями в их дворе, на их улице. Но крупные городские изменения продвигают специалисты.

Нельзя сказать, что был сформулирован общественный запрос, например, на парк «Зарядье». Не было такого, что активные горожане просили, а администрация города ответила: «Окей, давайте сделаем там парк». Мы понимали нагрузку места, необходимость общедоступного объекта для прогулок и проведения мероприятий. Когда парк открыли, было много критики, а сейчас это место стало любимым для москвичей всех возрастов и туристов.

Любовь и привязанность людей к местам — вещь не спонтанная, ее важно прогнозировать и планировать, как и любую культуру.

Среда влияет на человека, формирует его образ жизни. Сейчас в урбанистике много говорят о том, как вернуть горожанам подвижность и здоровые привычки. В ответ на это мы планируем город для активной жизни: чтобы люди бегали, чаще гуляли, ходили пешком по красивым местам. Мы создаем пространства, которые мотивируют людей к определенному поведению. Это поведение можно спрогнозировать и реализовать через изменения в городской среде. Когда я говорю «мы», я имею в виду мэра Москвы Сергея Собянина в первую очередь, его команду, к которой я отношусь, экспертов и активистов в отдельных областях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть много причин, по которым такая гуманизация городской среды стала возможной. В первую очередь — экономические причины. Города XX века, доставшиеся нам в наследство, были заполнены чадящими фабриками, которые сливали отходы в городские реки. Такие были приоритеты и ценности в обществе. А теперь экономическая ситуация устроена так, что у нас нет необходимости иметь столько промышленности в городской черте. Поэтому мы можем преобразовывать промзоны и делать из них нечто иное.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мой любимый пример: был ЗИЛ, гигантский завод, а теперь на его месте сформирована современная городская среда – жилые кварталы с парком, новой набережной, пешеходным бульваром в центре, музеем, Центром современного искусства и т. д. При этом не просто закрылось работающее предприятие и потерялись доходы, а экономика перестроилась, и город стал, наоборот, богаче благодаря таким решениям.

Вторая причина — конечно, рост потребностей горожан. Когда в 1950-е люди переселялись из коммуналок в собственное жилье, они были счастливы: хотя это жилье могло быть плохое и нужно было каждый день по полтора часа ездить на работу — зато свое! Все как в пирамиде потребностей Маслоу: сначала безопасность и приватность, потом красота и самореализация. Но когда базовые потребности удовлетворены, люди готовы подумать о большем. Они хотят двигаться дальше. Поэтому возникает запрос на большие площади, интересный интерьер, на общественные пространства – например, чтобы лестничная клетка была классная, вход в дом был комфортный, чтобы благоустройство было другого качества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Третья причина — это развитие строительной индустрии. Темпы жилого строительства за последние 20 лет увеличились, а требования поменялись коренным образом. В 2015 году вышло постановление о комфортной жилой застройке Москвы. Мы перестали строить серые панельки, огромные и ничем не заполненные дворы. То, что в советском микрорайонном планировании обычно людей раздражало, с этим постановлением ушло в прошлое. Появились новые возможности, новые ориентиры.

Более того, сегодняшняя ситуация с комфортным жильем — не финальная точка. Это процесс, который не заканчивается. Как только мы пройдем этот этап, появятся другие идеи и запросы. Например, как с техникой: раньше ездили на лошадях с телегами, сейчас летают на самолетах и думают, а почему бы не летать быстрее.

Опять же люди так думают, потому что видят предложения. Те, кто этим занимается, говорят: «Смотрите, можно теперь вот так!» Эволюция движется бесконечно. Никто не знает, какую форму она примет в будущем. Мы просто движемся вперед.

Ну и конкуренция тоже работает на эволюцию городского жилья. Строительные компании видят, как люди реагируют на новое качество, они понимают: это нравится, это покупают, давайте делать так. Запросы, покупательское поведение формируют качество жилой среды.

Тем не менее можно услышать критику в адрес градостроительной политики. Но развитие жилого строительства не происходит моментально. Мы сделали множество шагов, опробовали технологии, дальше начинаем их совершенствовать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда мы пересаживали массовое панельное строительство на новые рельсы, был болезненный, сложный, трудоемкий процесс. Надо было перелопатить то, что накапливалось десятилетиями. Районы, которые сейчас строятся в Москве, принципиально другого качества. Конечно, мы ими гордимся, но мысль уже идет дальше, а технологии движутся вперед.

Главный тренд, который мы задаем в Москве, — рациональная, комфортная жилая архитектура для всех. Просто, удобно и красиво.

Но город разный, и проекты в нем разные. Есть места, где должна быть знаковая архитектура: дорогая, сложная. Есть места, где мы стараемся действовать максимально компромиссно, при этом создавая определенный уровень разнообразия и качества благоустройства.

Скажем, реновация. Для нее не получится выбирать знаковое, потому что это реализация городской программы, в ней участвуют деньги налогоплательщиков, и мы не можем решить, что жителей одного-двух домов мы переселим в дома сложной достопримечательной архитектуры, потому что нам градостроительно это важно.

Москва моей мечты — это классный город, где всем удобно и хватает места.

Это очень сложная задача: столица гигантская, она расширяется, сюда приезжают люди – и не потому, что мы строим. Мы строим потому, что они приезжают, а если не строить, то будет тесно, как в 1920-х. В те времена Москва снова стала столицей, и за десять лет население увеличилось в четыре раза. Дореволюционная обеспеченность жильем – 19 метров на человека – превратилась в 5 метров на человека. Массового строительства не было, люди жили в неприемлемых условиях, нам такое сейчас даже представить сложно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы так не хотим. Мы хотим, чтобы было комфортно, поэтому в городе нужна плотность, проекты набирают этажность, массу. Растет экономика, люди довольны.

Есть городская среда, и мы стремимся на каждом квадратном метре этой среды достигнуть максимального качества. Москва должна быть классная на каждом своем участке: удобная квартальная застройка, гармоничная уличная среда, уют и зелень во дворе, общественные первые этажи, комфортный вход в здание, комфортные места общего пользования – качественное благоустройство можно провести в каждом доме и дворе в пределах города. Просто мы считаем, что в Москве должно быть все самое прекрасное.