Увидимся в среде: Сергей Кузнецов — о том, как и для чего меняются мегаполисы
За 20 лет мегаполисы кардинально трансформировались. Конечно, города эволюционируют постоянно, но в 2010 году произошли революционные изменения. Реализация программы «Моя улица», благоустройство парков и общественных пространств, активное привлечение горожан – все это открыло новый период в градостроительной истории.
Город изменился, потому что изменились приоритеты. В 2010-е в профессиональном сообществе и в городском управлении стала доминировать идея о том, что город должен быть прежде всего для людей.
В других крупных мировых мегаполисах общественные пространства начали меняться раньше, и процесс этот был более плавным. Например, Центральный парк в Нью-Йорке, появившийся еще в конце XIX столетия, сначала был очень закрытым, затем в течение XX века он все упрощался и к 1970-м стал просто небезопасным. Его реконструкция в духе идеи «город для людей» вернула парк жителям – теперь он снова стал точкой притяжения.
Развитие градостроительства в новом, гуманном направлении актуально не только для Москвы. Крупные города России смотрят на столицу, перенимают опыт и создают свои удобные городские пространства – например, Казань с ее набережной, Нижний Новгород и его стрелка с пакгаузами. И не только миллионники – даже малые города с населением в несколько десятков тысяч человек участвуют в конкурсах комфортной среды и стремятся создать собственные общественные пространства. Тренд однозначно набирает обороты, и Москва тут флагман. Я считаю важным то, что именно в Москве были сделаны эти шаги, которые показали всей стране, куда двигаться.
Опираясь на уже существующий международный опыт, мы можем сделать сразу хорошо, не проходя фазы исследований и ошибок.
Итак, город меняется, чтобы дать жителям больше комфорта и красоты. Важно помнить, что эти изменения происходят не сами по себе. У горожан обычно нет глобального запроса. У них может быть локальный запрос, связанный с изменениями в их дворе, на их улице. Но крупные городские изменения продвигают специалисты.
Нельзя сказать, что был сформулирован общественный запрос, например, на парк «Зарядье». Не было такого, что активные горожане просили, а администрация города ответила: «Окей, давайте сделаем там парк». Мы понимали нагрузку места, необходимость общедоступного объекта для прогулок и проведения мероприятий. Когда парк открыли, было много критики, а сейчас это место стало любимым для москвичей всех возрастов и туристов.
Любовь и привязанность людей к местам — вещь не спонтанная, ее важно прогнозировать и планировать, как и любую культуру.
Среда влияет на человека, формирует его образ жизни. Сейчас в урбанистике много говорят о том, как вернуть горожанам подвижность и здоровые привычки. В ответ на это мы планируем город для активной жизни: чтобы люди бегали, чаще гуляли, ходили пешком по красивым местам. Мы создаем пространства, которые мотивируют людей к определенному поведению. Это поведение можно спрогнозировать и реализовать через изменения в городской среде. Когда я говорю «мы», я имею в виду мэра Москвы Сергея Собянина в первую очередь, его команду, к которой я отношусь, экспертов и активистов в отдельных областях.
Есть много причин, по которым такая гуманизация городской среды стала возможной. В первую очередь — экономические причины. Города XX века, доставшиеся нам в наследство, были заполнены чадящими фабриками, которые сливали отходы в городские реки. Такие были приоритеты и ценности в обществе. А теперь экономическая ситуация устроена так, что у нас нет необходимости иметь столько промышленности в городской черте. Поэтому мы можем преобразовывать промзоны и делать из них нечто иное.
Мой любимый пример: был ЗИЛ, гигантский завод, а теперь на его месте сформирована современная городская среда – жилые кварталы с парком, новой набережной, пешеходным бульваром в центре, музеем, Центром современного искусства и т. д. При этом не просто закрылось работающее предприятие и потерялись доходы, а экономика перестроилась, и город стал, наоборот, богаче благодаря таким решениям.
Вторая причина — конечно, рост потребностей горожан. Когда в 1950-е люди переселялись из коммуналок в собственное жилье, они были счастливы: хотя это жилье могло быть плохое и нужно было каждый день по полтора часа ездить на работу — зато свое! Все как в пирамиде потребностей Маслоу: сначала безопасность и приватность, потом красота и самореализация. Но когда базовые потребности удовлетворены, люди готовы подумать о большем. Они хотят двигаться дальше. Поэтому возникает запрос на большие площади, интересный интерьер, на общественные пространства – например, чтобы лестничная клетка была классная, вход в дом был комфортный, чтобы благоустройство было другого качества.
Третья причина — это развитие строительной индустрии. Темпы жилого строительства за последние 20 лет увеличились, а требования поменялись коренным образом. В 2015 году вышло постановление о комфортной жилой застройке Москвы. Мы перестали строить серые панельки, огромные и ничем не заполненные дворы. То, что в советском микрорайонном планировании обычно людей раздражало, с этим постановлением ушло в прошлое. Появились новые возможности, новые ориентиры.
Более того, сегодняшняя ситуация с комфортным жильем — не финальная точка. Это процесс, который не заканчивается. Как только мы пройдем этот этап, появятся другие идеи и запросы. Например, как с техникой: раньше ездили на лошадях с телегами, сейчас летают на самолетах и думают, а почему бы не летать быстрее.
Опять же люди так думают, потому что видят предложения. Те, кто этим занимается, говорят: «Смотрите, можно теперь вот так!» Эволюция движется бесконечно. Никто не знает, какую форму она примет в будущем. Мы просто движемся вперед.
Ну и конкуренция тоже работает на эволюцию городского жилья. Строительные компании видят, как люди реагируют на новое качество, они понимают: это нравится, это покупают, давайте делать так. Запросы, покупательское поведение формируют качество жилой среды.
Тем не менее можно услышать критику в адрес градостроительной политики. Но развитие жилого строительства не происходит моментально. Мы сделали множество шагов, опробовали технологии, дальше начинаем их совершенствовать.
Когда мы пересаживали массовое панельное строительство на новые рельсы, был болезненный, сложный, трудоемкий процесс. Надо было перелопатить то, что накапливалось десятилетиями. Районы, которые сейчас строятся в Москве, принципиально другого качества. Конечно, мы ими гордимся, но мысль уже идет дальше, а технологии движутся вперед.
Главный тренд, который мы задаем в Москве, — рациональная, комфортная жилая архитектура для всех. Просто, удобно и красиво.
Но город разный, и проекты в нем разные. Есть места, где должна быть знаковая архитектура: дорогая, сложная. Есть места, где мы стараемся действовать максимально компромиссно, при этом создавая определенный уровень разнообразия и качества благоустройства.
Скажем, реновация. Для нее не получится выбирать знаковое, потому что это реализация городской программы, в ней участвуют деньги налогоплательщиков, и мы не можем решить, что жителей одного-двух домов мы переселим в дома сложной достопримечательной архитектуры, потому что нам градостроительно это важно.
Москва моей мечты — это классный город, где всем удобно и хватает места.
Это очень сложная задача: столица гигантская, она расширяется, сюда приезжают люди – и не потому, что мы строим. Мы строим потому, что они приезжают, а если не строить, то будет тесно, как в 1920-х. В те времена Москва снова стала столицей, и за десять лет население увеличилось в четыре раза. Дореволюционная обеспеченность жильем – 19 метров на человека – превратилась в 5 метров на человека. Массового строительства не было, люди жили в неприемлемых условиях, нам такое сейчас даже представить сложно.
Мы так не хотим. Мы хотим, чтобы было комфортно, поэтому в городе нужна плотность, проекты набирают этажность, массу. Растет экономика, люди довольны.
Есть городская среда, и мы стремимся на каждом квадратном метре этой среды достигнуть максимального качества. Москва должна быть классная на каждом своем участке: удобная квартальная застройка, гармоничная уличная среда, уют и зелень во дворе, общественные первые этажи, комфортный вход в здание, комфортные места общего пользования – качественное благоустройство можно провести в каждом доме и дворе в пределах города. Просто мы считаем, что в Москве должно быть все самое прекрасное.