Эксперименты на колесах: от передвижников до хоккейного роуд-шоу

При разговоре о передвижных проектах в России первым делом, конечно, вспоминается живопись XIX века и история художников-реалистов. С тех пор к формату присмотрелись многие «представители креативных индустрий» и начали экспериментировать с ним в самых разных сферах — от искусства и музыки до высокой моды и даже спорта. Рассказываем, как устроены «проекты на колесах», которые уже вошли в историю, и за какими из них стоит следить прямо сейчас.
Эксперименты на колесах: от передвижников до хоккейного роуд-шоу
«Правила жизни»

Легендарное передвижничество началось с того, что в 1863 году 14 лучших студентов Императорской академии художеств в Петербурге предпочли золотой медали свободу творчества. На выпускном экзамене вместо скандинавской мифологии они хотели рисовать на тему, приближенную к реальному положению дел в стране, но получили отказ. Этот инцидент запомнился в истории живописи как «бунт четырнадцати».

Самое известное на сегодня Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) появилось в 1870 году, объединив идеей народничества живописцев из Москвы и Санкт-Петербурга. В их состав вошел Крамской и лучшие из лучших мастеров того времени: Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Суриков, Исаак Левитан, Валентин Серов и не только. А чуть ли не ключевым сторонником передвижников стал меценат Павел Третьяков, который не только приобретал их работы, но и оказывал значимую моральную поддержку «бунтующим» художникам. В его собрание вошли такие шедевры, как «Сосновый бор», «Грачи прилетели», «Христос в пустыне» и другие (впоследствии именно они легли в основу Третьяковской галереи). Первая передвижная выставка с успехом прошла в 1871 году в Петербурге и за пару месяцев побывала в Москве, Казани, Харькове и десятках других городов, где удавалось не только просветить народ (что, несомненно, было одной из главных миссий передвижничества), но и продать современное русское искусство. ТПХВ просуществовало до конца 1880-х годов, организовав к этому времени почти пятьдесят выставочных проектов.

Legion Media
Баухаус на колесах

В 2019 году дизайнеры и архитекторы по всему миру отмечали 100-летие Баухауса — Высшей школы строительства и художественного конструирования, которая существовала в Германии с 1919 по 1933 год и, по сути, определила развитие архитектуры в XX веке благодаря одному из своих принципов — главенству конструкции над декором. Четкая геометрия, функциональность и выставленные напоказ современные инженерные решения — все это отразилось и в здании-манифесте школы в Дессау.

Именно оно стало прототипом для проекта в честь векового юбилея — архитектор Ван Бо Ле-Ментцель создал 15-метровую копию крыла с мастерскими, вернее настоящий дом на колесах. Для годового тура в пространстве передвижной школы обустроили зоны для выставок, лекций, мастер-классов и библиотеки, посвященных трем периодам Баухауса. Точкой старта символично выбрали Дессау, затем автобус в форме культового здания побывал в Берлине, Киншасе и Гонконге.

Legion Media
Внутри КХЛ

К началу нового хоккейного сезона стартовало масштабное роуд-шоу «Внутри КХЛ» — спортивный проект Fonteam, который зашел на территорию передвижных выставок, переосмысляя этот формат. В качестве выставочного пространства использовали настоящую грузовую фуру: ее контейнер превратился в мультимедийную и интерактивную зону с шайбами, амуницией, клюшками, талисманами и главным экспонатом — Кубком Гагарина. С 3 сентября мобильная экспозиция побывала в российских городах, где проходят матчи нового сезона Чемпионата КХЛ. Выставка показывает изнанку хоккея и важные события из истории Лиги с помощью элементов ее истории, быта и локальных атрибутов.

Отправной точкой стал Магнитогорск, где сыграли матч-открытие «Металлург» и «Локомотив», а после выставка отправится в Уфу, Ярославль и Омск. Экспозиция будет трансформироваться в зависимости от города, предлагая каждому клубу рассказать о собственных традициях. А в интерактивной зоне гостей ждет квиз об истории КХЛ, игровые активности, а также AI-фотобудка, где на память можно сделать карточку игрока местного клуба.

Архивы пресс-службы
Советские кинотеатры в автобусах

Телевидение в советское время — удовольствие, доступное далеко не для каждого, особенно проблематично было посмотреть кино в сельской местности. Решить проблему удалось с помощью передвижных кинотеатров, известных в народе как «передвижки». Оборудованные для кино машины и автобусы, среди которых самой популярной моделью был ЗИС-155, разъезжали по деревням и небольшим городам. В 1920-е так показывали немое кино, делая искусство доступным для маленьких регионов.

Со временем появлялось все больше киномехаников — энтузиастов и смекалистых предпринимателей, которые повсеместно переоборудовали транспорт под кинозалы на колесах. В 1963 году уфимский водитель Степан Стуколкин с помощью друзей трансформировал списанный ЗИС под популярный детский кинотеатр «Малыш», известный репертуаром из кинолент и мультфильмов для юных зрителей. Полюбившийся народу формат передвижных кинотеатров просуществовал ровно до того момента, как в 1980-е годы массово стали доступны домашние телевизоры и видеомагнитофоны. А в наши дни отголоски советских кинотеатров на колесах можно встретить на временных площадках в парках — в летних кинотеатрах.

Legion Media
Сцена-паук Дэвида Боуи

Дэвид Боуи запомнился новаторством не только в рок-индустрии, но и в театрализованных музыкальных представлениях в целом. В 1978 году он отправился в Glass Spider Tour в поддержку альбома Never Let Me Down, который охватил девять стран Европы и Северной Америки, впервые побывав в Австрии, Италии и Испании. Сцена была сконструирована в виде гигантского паука высотой почти 20 метров, а его лапы заполнили многочисленные цветные лампы, которые создавали светомузыкальный эффект. Кроме того, для каждого выступления перевозили трехэтажные передвижные платформы, необходимые артисту и его танцорам для хореографических сцен.

На тот момент это было самое продолжительное и дорогое турне для Боуи: только на еженедельное содержание команды из 150 человек в среднем уходил $1 млн. Все конструкции весили как минимум 360 тонн, что требовало более 40 грузовиков для перевозок во время тура. Проект был настолько сложен с точки зрения логистики (и вовсе продуман с ошибками), что Дэвид был вынужден потратиться на уменьшенные версии сцены для крытых помещений, куда не помещался оригинальный паук, — на это потребовалось не менее $10 млн. Тем не менее именно Боуи заложил основу для театрализованных концертов артистов следующих поколений, добавив к песням устные выступления и театральный масштаб.

GettyImages
Капсула времени Louis Vuitton

Подобные проекты не обошли стороной и фэшн-индустрию. Так, именно в передвижном формате Louis Vuitton решил рассказать о более чем 160-летней истории модного дома. Первый поп-ап Time Capsule открылся в Гонконге в 2017 году, там посетители могли исследовать эволюцию бренда — от классической компании по производству сумок до всемирно известного дома, работающего с современными художниками: Такаши Мураками, Яеи Кусамой и Джеффом Кунсом.

Legion Media

Войдя в «Капсулу времени» через автоматические двери, можно было услышать слабое гудение, напоминавшее турбину поезда, лодки или самолета. Само пространство разделили на инсталляции с предметами из архивов и интерактивными зонами с использованием голографических технологий. Например, комната ремесленника с настоящим мастером, демонстрирующим полуторавековые знания дома Louis Vuitton. Похожий буквально на межгалактический корабль поп-ап-проект адаптировался под город, в который отправлялся. Так, специально для Лос-Анджелеса выставили черное кружевное платье, в котором Эмма Стоун участвовала в «Золотом глобусе». Несколько лет модный поп-ап-проект гастролировал по разным городам мира, останавливаясь в Бангкоке, Берлине, Сингапуре, Дубае, Шанхае, Мельбурне и Мадриде.