История одной вещи: пластиковый стул — самый популярный предмет мебели в мире
С первых десятилетий XX века, когда промышленность стала ускоряться, дизайнеров захватили идеи разработки максимально простых, быстро воспроизводимых конструкций из минимума деталей. Многие мечтали создать и вовсе монолитные предметы, без креплений, из единого материала, который можно было бы гнуть и формовать, — металла или многослойного шпона.
Например, в начале 1920-х конструктор Джозеф Матье придумал стальной стул, который можно было штамповать в специальной форме. Ножки у него были в виде уголков, притом развернутых внутрь — так стулья было удобнее ставить друг на друга в штабеля. Но сидеть на стальном листе неприятно и холодно, поэтому к стулу Матье полагалось фанерное сидень или мягкая оплетка из лозы.
Прорыв в мебельном деле, как и в других отраслях легкой промышленности, произошел в конце пятидесятых — начале шестидесятых, с разработкой и широкой доступностью разнообразных пластиков. Новые материалы заворожили дизайнеров податливостью, легкостью, яркими цветами, из пластика бросились делать буквально все. Идея монолитных предметов мебели вспыхнула с новой силой, и сразу несколько проектировщиков начали экспериментировать с полимерами.
В 1959 году датский дизайнер Вернер Пантон создал стул Panton Chair — первый серийный стул-моноблок. На поиски подходящего материала у него ушло с десяток лет, предыдущие были либо слишком хрупкими, либо слишком дорогими в изготовлении, и только в 1967-м стул запустила в серийное производство мебельная компания Vitra. Конечно, Пантон не был первым, до него с пластиком уже работали. Так, канадский дизайнер Дуглас Симпсон еще в 1946 году создал прототип пластикового стула-моноблока, но тиражировать его не получалось из-за отсутствия технологического процесса литья под давлением. Иннновация Пантона заключалась именно в тиражируемости его детища.
Следом за Пантоном стулья-моноблоки начали разрабатывать немецкий архитектор Хельмут Бетцнер (стул Bofinger) и итальянец Вико Маджистретти (стул Selene), и к концу шестидесятых обе модели также вышли в производство. Вместо экзотической сложной формы Panton Chair они взяли за образец классическую идею стула о четырех ногах, которую также приспособили для штабелируемости.
В 1972 году французский инженер Анри Массоне разработал на основе Bofinger и Selene стул Fauteuil 300 — тоже с четырьмя ножками, но еще и с подлокотниками. У Массоне была собственная компания-производитель STAMP, поэтому он мог экспериментировать с производственным процессом, а не просто отправлять на фабрику технические задания. Так что ему удалось добиться рекорда: на производство одного стула уходило меньше двух минут. Именно Fauteuil 300 считается прототипом современных моноблоков — по его мотивам уже к восьмидесятым множество компаний наладили массовый выпуск белых пластиковых стульев.
Дешевый (себестоимость около $3,5), повсеместно доступный, пригодный для использования в том числе на улице в разных погодных условиях, этот предмет мебели распространился по всему миру, заполонил уличные кафе и дачные участки и из дизайнерского новшества быстро превратился в один из главных символов эпохи массового производства и консюмеризма.
А то, что приобретает сомнительную поп-культурную славу, быстро апроприируется художниками. Так, в 2006 году бразильские дизайнеры Умберто и Фернандо Кампана создали стулья Café Chair — привычные белые пластиковые моноблоки в оплетке из ротанга, будто стул утопили в мягком кресле. В 2009-м Марти Гиксе сделал инсталляцию Respect Cheap Furniture («Уважайте дешевую мебель»), раскрасив моноблоки соответствующими призывами. Мартино Гампер в рамках своего проекта 100 Chairs in 100 Days («Сто стульев за сто дней») в 2017 году делал каждый день новый дизайн стула, задействуя уже существующие модели: несколько стульев он создал из белых моноблоков, добавив к ним части других культовых дизайнерских стульев. Так получился Mono Thonet — гибрид моноблока и изделия Михаэля Тонета с гнутой деревянной спинкой. А художник Берт Лешнер поиронизировал над стульями, которые в его скульптурах стали персонажами с собственными характерами: держали зонтики, качались на веревке, обнимали друг друга подлокотниками.
В 2017 году музей дизайна Vitra даже провел выставку, посвященную стулу-моноблоку, — это настоящее признание предмета, вошедшего в историю мирового дизайна. А главное, что такой музейный объект может позволить себе любой желающий: белые и не только пластиковые стулья прямо сейчас можно найти на маркетплейсах не дороже 1 тыс. рублей.