460 квадратных метров фресок, 50 хористов и настоящие крепостные стены: Сикстинская капелла в цифрах
IV
— именно такой «порядковый номер» был у папы Сикста, в миру Франческо делла Ровере, который приказал построить капеллу, названную впоследствии в его честь. Строил ее архитектор Джордже де Дольчи по проекту другого своего коллеги, Баччо Понтелли. Строительство велось восемь лет, с 1473-го по 1481-й — не так уж мало для не самой сложной (в отличие от храмов) постройки. Хитрость была в том, что папа Сикст IV опасался военной угрозы — среди его потенциальных врагов были как соседи-флорентийцы из семейства Медичи, так и Магомет Завоеватель со своими османскими войсками, — так что капеллу решил хорошенько укрепить. Как говорится, на Бога надейся, но сам не плошай.
20,7
метра — максимальная высота Сикстинской капеллы. Довольно мало для церковных сооружений (например, ватиканский собор Святого Петра имеет 136,57 метра от пола базилики до верхушки венчающего креста, а готическая Сен-Шапель в Париже насчитывает со своими шпилями 75,75 метра), но мы помним, что приземистое здание должно было служить еще и фортификацией на случай сражений.
4
года расписывал капеллу Микеланджело. Он начал работы в 1508 году, и, кстати, согласился взять заказ папы Юлия II весьма неохотно: Микеланджело был в первую очередь скульптором и огромные фрески не входили в сферу его творческих интересов. Писать ему предстояло не по чистому грунту: ранее потолок уже расписал звездным небом умбрийский художник Пьер Маттео да Амелия. А еще существует легенда, что Микеланджело писал лежа, но это не так: мастер заказал специальные леса, чтобы стоять под потолком в полный рост.
460
квадратных метров фресок написал Микеланджело в Сикстинской капелле. Писал он по влажной штукатурке, укладывая на день ровно такую ее площадь, которую успел бы покрыть краской. В конце дня оставшуюся нерасписанной часть штукатурки снимали специальным косым срезом, на следующий день к нему пристыковывали свежую штукатурку. Благодаря этому на фреске оставались тонкие швы, которые впоследствии позволили реставраторам проследить всю последовательность и технологию работы мастера.
Около 5
раз реставрировали фрески капеллы, но только последняя реставрация, начатая в 1980 году, была основательной — до этого проводились только косметические и консервационные работы, притом в силу старых технологий порой довольно экзотические. Фрески покрывали льняным и ореховым маслами для сохранения, а от грязи их чистили мокрым хлебным мякишем. В 1625 году именно таким образом реставрацию проводил Симоне Ладжи, и в своем отчете он писал, что фрескам «была возвращена прежняя красота без нанесения вреда».
92
датчика сейчас установлены под потолком и на стенах Сикстинской капеллы, чтобы передавать данные о температуре, влажности и частицах в воздухе и поддерживать оптимальную для фресок среду. Работает из них, впрочем, только половина, остальные — резервные.
570
сантиметровимеют в длину фрески центральной части потолка, в том числе знаменитое «Сотворение Адама». В центре капеллы потолок разбит на девять сегментов, и четыре больших («Сотворение светил и планет», «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание из рая», «Потоп») перемежаются с пятью поменьше («Отделение света от тьмы», «Отделение суши от вод», «Сотворение Евы», «Жертвоприношение Ноя» и «Опьянение Ноя»). Вот такая несправедливость: Адаму досталась масштабная площадь, а сотворенную Еву уместили на площади в несколько раз меньше.
50
хористов включает в себя Папская капелла — хор при Сикстинской капелле. Это один из старейших хоров мира, задуманный тем самым Сикстом IV в 1471 году, то есть до начала строительства самого здания. Изначально хор состоял из 24 членов, теперь же в него входят 20 постоянных взрослых певчих (11 теноров и девять басов) и 30 солистов-мальчиков (сопрано и альтов). Папская капелла — обязательный компонент торжественных папских служб, но в регулярных службах не участвует, там музыкальное оформление обеспечивает Юлианская капелла — хор кафедрального собора Святого Петра в Ватикане.