«Ты альтушка или хиппи?» Путеводитель по новым (старым) субкультурам
Панки
Возраст: 15–45.
Интересы: социальный протест, жизнь в коммунах, музыка в жанре панк и хардкор, акционизм, фриганство, философия анархизма.
Знаковая строчка из песни: «Я всегда буду против» — Егор Летов.
Музыка: «Гражданская оборона», «Оргазм Нострадамуса», «Последние танки в Париже», «Спектакль Джо», «Соломенные еноты», «Кружок», Bustard Youth, «Шумные и угрожающие выходки», «Операция Пластилин», «План Ломоносова», Distemper, «Смех», «Включай микрофон!».
Глоссарий
Крастеры (от англ. crust — «корка») — «грязные панки», которым свойственно девиантное поведение.
Краст-панк — музыкальное направление, смесь хардкор-панка, анархо-панка и экстремального метала. Преобладает пессимистичная лирика.
Гидроцефалы — выходцы из панк-движения. Суть их субкультуры в отрицании идей эволюции и в отказе от социальных институтов.
Стрейтэджеры (от англ. straight edge — «четкая грань») — панки, которые выступают за строгий самоконтроль. Они отказываются от наркотиков, алкоголя, не поддерживают никакие формы дискриминации.
Фриганство — идеология минимального потребления ресурсов.
«Дружное и доброе комьюнити»
В России о панках вспомнили в 2023 году, когда на «Кинопоиске» вышел сериал «Король и Шут». В сериале рассказывается об «анархических» 1990-х — идеальном времени для панк-движения. Сегодня панки все реже попадают в инфополе, но, несмотря на это, они никуда не исчезли. Просто не ведут тикток, делая выбор в пользу маленьких групп в VK и Telegram-каналов, о которых знают только «свои».
Как и раньше, панков объединяют идеи и музыка. Как правило, они выступают против общества потребления, массовой культуры, коммерциализации искусства и поддерживают «левую» идеологию. Поскольку капитализм никуда не делся, панкам по-прежнему есть за что бороться. Но если еще 15 лет назад они попадали в заголовки СМИ исключительно из-за драк со скинхедами, то сегодня панк-комьюнити стало более миролюбивым. Панки создают паблики взаимопомощи, распространяют зины (толстые тематические журналы), организуют творческие инициативы и благотворительные фестивали. Например, сообщество «Коты и панк-рок» помогает музыкантам издавать и продавать сборники поэзии, а совместно вырученные деньги они отдают нуждающимся.
В 2023 году постпанк-фестиваль «Волна!» собирал деньги для больницы, поддерживающей бездомных людей. Этой зимой группа «Йорш» выпустила русскоязычный кавер на песню Dropkick Murphys Rose Tattoo, пообещав отправить деньги со стриминговых площадок в Фонд борьбы с лейкемией. «Основная задача данной акции — привлечь внимание к проблеме, а также обратить внимание хотя бы нашего дружного и доброго комьюнити на вопросы благотворительности», — написали исполнители.
В группах в VK «Really DIY Взаимопомощь», «Отдам-Продам | Punk» фанаты панк- и хардкор-сцены помогают друг другу искать работу, жилье, продают за бесценок старые книги и кастомные вещи — например, разрисованные кожанки или украшения из бисера. А если цена не особенно демократичная, то в ответ от панк-брата может прилететь справедливый комментарий: «За 3к кепас, оооооооочень панково».
Крастеры, гидроцефалы, стрейтэджеры
Главное место встречи панков — концерты любимых групп. Это могут быть огромные фестивали («Панки в городе»), на которых играют известные не только внутри сообщества команды: «Операция Пластилин», «План Ломоносова», Distemper, «Смех», «Включай микрофон!», «Последние танки в Париже». А могут быть и небольшие концерты начинающих музыкантов, которые выступают в андерграундных барах. Для панков музыка — главный «социальный клей». «Для меня побренчать что-то громкое, бесоватое — это своего рода терапия. И ребята, которые на нас ходят, — они ритуально себя как-то раскрепощают и освобождают. В каждом нефоре (неформальном человеке. — Прим. ПЖ) живет панк», — комментирует гитарист Вока Симаков из панк-группы «Харк!». Ребята живут в Москве и выступают на сцене с 2019 года. Сам Вока работает моушен-дизайнером в крупной компании, а в свободное время «выпускает бесов», играя панк-рок.
В зависимости от жанра музыки, которую они слушают, панки делятся на «подвиды». Краст-панк — это металлизированный хардкор (Warand, «Во весь голос», Led By Fear, Internal Damage). Его фанатов называют крастерами или «грязными панками». Они ходят в не самой чистой одежде с нашивками (обычно политическими), кочуют с квартиры на квартиру и, как правило, употребляют много алкоголя. Для них характерны антифашистские взгляды: ярко выраженных скинхедов как минимум банят в соцсетях, как максимум — им «забивают стрелку». В 2021 году антифашисты сорвали концерт правой группы White nights skins — 19 нападавших задержали.
Вот такие «правила четких крастеров» можно увидеть в группе «ВКонтаке» «(E) Crust Punk (A)»:
«Крастпанки не моются»;
«Крастпанки бухают в аду, курят и жрут транки!»;
«Крастпанки круты, ибо они не работают»;
«Крастпанки выживут после ядерной войны»;
«Крастеры дают п***ы фашне».
К крастерам близко движение гидроцефалов — они тоже фанаты хардкора. К «грязному» лайфстайлу гидроцефалы добавили идею осознанной деградации. Само движение основал солист группы «Оргазм Нострадамуса» Алексей Фишев, а в качестве своего символа гидроцефалы выбрали крест, заключенный в квадрат. Гидроцефалы отказываются от идеи конвенциональной морали и от социальных рамок, не признают государство (по мере возможности) и институт семьи. Само название происходит от слова «гидроцефалия» — это болезнь, которая характеризуется скоплением лишней жидкости в мозге. То есть гидроцефалы заведомо считают себя «больными на голову».
Антагонистами гидроцефалов и крастеров можно назвать стрейтэджеров (от англ. straight edge — «четкая грань»). Стрейтэджеры выступают против дискриминации, добровольно исключают из жизни алкоголь, сигареты, наркотики и психотропные вещества, для них характерна моногамия. В качестве знака принадлежности к субкультуре они набивают себе кресты на руках, и за этим стоит интересная история. В 1980-е на панк-концертах, которые проходили в барах, несовершеннолетним рисовали маркером на кистях кресты: мол, музыку, дети, слушайте, но пиво вам никто не нальет. Панки подхватили эту идею и в знак отказа от алкоголя стали бить на руках кресты. Впервые идеология была четко сформулирована американской группой Minor Threat: исполнители культивировали отказ от деструктивных зависимостей. «Я такой же человек, как ты, но у меня есть занятия получше, чем сидеть и "дуть", потому что я знаю, что мне это не нужно. Я смеюсь над мыслью глотать таблетки, я смеюсь над мыслью нюхать клей, хочу всегда быть в теме и не хочу становиться инвалидом. Я провел четкую грань!» — поется в песне Straight Edge.
Сегодня стрейтэджеры живут в коммунах и занимаются фриганством — это идеология, основанная на минимизации потребления ресурсов. Фриганы обычно не покупают еду, предпочитая искать ее на помойках. Нередко среди стрейтэджеров можно встретить веганов. В группе в VK Straight Edge админы заявляют: «Если ты становишься стрейтэджером, значит ты решаешь сильно изменить свою жизнь, начать мыслить трезво и всегда отвечать за свои поступки».
От мистики до истории
Для панк-музыки важен смысл текстов, а песни, построенные исключительно на сказочных образах, как у «Короля и Шута», скорее редкость. Исключением можно назвать разве что группу «Спектакль Джо». Тексты их песен — разговор беса и монаха, рассказ о принцессе фей, исповедь-воспоминания маньяка — очень напоминают мистические стихи Князя.
В России у истоков панка стояли поэты, такие как Алексей Фишев, фанат Достоевского, Набокова и Мамлеева, или Егор Летов, почитатель Сартра и Камю. Основная тема текстов Фишева — жизнь человека в условиях распада страны, процесс осознанного саморазрушения. У Летова — конфликт человека и государства.
Лейтмотив панк-искусства — социальный протест. Лирический герой почти всегда борется, и необязательно только с системой. Например, группа «Шумные и угрожающие выходки» поет об одиночестве, суровой русской реальности, любви — так музыканты исследуют «антологию грусти».
Для панка характерны литературные и исторические отсылки. Назвать альбом в честь книги вполне типично. У того же Егора Летова есть альбом «Сто лет одиночества», а у группы «План Ломоносов» — «Облако в штанах». Большинство песен группы «Монгол Шуудан» посвящены поэтическому исследованию Гражданской войны в России 1917 года, в том числе конкретно махновского движения.
«Еще в школе, когда я изучал историю России, мне нравилась тема Гражданской войны, особенно интересовало движение "зеленых" (участники крестьянского движения. — Прим. ПЖ), — рассказывает Сэм Карельский, поклонник панк-движения, выпускник исторического факультета Государственного университета управления. — Они были ни белыми, ни красными. Такие аутсайдеры. Но больше всего меня зацепил лидер Украинской повстанческой армии — Нестор Махно. Он создал мощную самоорганизованную силу, которая противостояла и белым, и красным, а квинтэссенцией движения стали учения видных анархистов. Тут я стал больше погружаться в эту тему и, спустя время, пришел к панку».
Кейпоперы
Возраст: 11–27.
Интересы: южнокорейская поп-музыка k-pop, любовь к айдолам (солистам популярных корейских групп), кавер-дэнс, изучение корейского языка и корейской культуры, коллекционирование мерча.
Знаковая строчка из песни: «Да, мы похожи, но мы не одно и то же» — Blackpink, Pretty Savage.
Музыка: BTS, Blackpink, Twice, TxT, æspa, Stray Kids, (G)I-dle, NMIXX, KISS OF LIFE, NCT, BLOCK B, Seventeen.
Глоссарий
Айдолы (от англ. idol — «божество») — южнокорейские поп-звезды.
Кавер-дэнс — повторение танцев, показанных в клипах k-pop-исполнителей.
Лайтстики — фонарики с индивидуальным дизайном той или иной k-pop-группы, которыми фанаты машут на концертах.
Сасэны — самые преданные фанаты, которые следуют за своими кумирами повсюду.
Трейни — своего рода «стажеры» крупных k-pop-лейблов. Прежде чем боссы решатся запустить их карьеру, они несколько лет обучаются за счет компании танцам и вокалу.
WeVerse — южнокорейская платформа, которая позволяет звездам постоянно быть на связи с фанатами и транслировать новый контент.
Нетизены — «граждане интернета», фанаты, которые постоянно потребляют и комментируют контент айдолов в сети.
«Арми» — название фандома (сообщества фанатов) бой-бенда BTS.
«Блинки» — фандом герл-бенда Blackpink.
Камбэк — долгожданный новый альбом или EP k-pop-айдолов. Как правило, южнокорейские музыканты выпускают новый материал каждые несколько месяцев.
Любовь, которая не знает границ
Кейпоперы — это фанаты корейской поп-музыки. Они регулярно сталкиваются с предубеждениями и осуждениями со стороны «непросвещенной аудитории». В массовом сознании поклонники кей-попа — это просто одержимые девочки-подростки, готовые на все ради встречи с обожаемым айдолом. На самом же деле кейпоперы — обычные любители корейской музыки, эстетики и динамичных танцев, и среди них есть не только подростки. По данным на 2022 год, индустрия k-pop приносит экономике Южной Кореи около $10 млрд ежегодно.
Чтобы понимать песни и быть с исполнителями на одной волне, молодые люди из других стран учат корейский язык, изучают историю и культуру Южной Кореи. Кому-то увлечение кей-попом помогает построить карьеру: например, 22-летняя Мария Емельянова благодаря навыкам cover-dance сначала прошла онлайн-отбор в k-pop-группу MEP-C, а потом стала участницей и новым айдолом группы X:IN.
Южнокорейские исполнители поддерживают очень крепкие отношения с аудиторией, и это во многом объясняет всепоглощающую любовь к ним фанатов. Болтать с поклонниками о важных и не очень важных вещах — один из ключевых пунктов договора поп-звезд с музыкальными лейблами. Айдолы напрямую общаются с фанатами через соцсети и платформу WeVerse, проводят прямые трансляции, устраивают фан-встречи. Исполнители обсуждают на стримах личные проблемы, отвечают на вопросы, рассказывают о своей рутине — на одной из трансляций лидер бой-бенда Stray Kids Бан Чан поговорил со слушателями о селфхарме и низкой самооценке.
У каждой группы есть свой фандом, у фандома — название: Army, Exo-L, Carats, Blinks. Стоит отметить, что среди корейских поклонников кейпопа много 30- и 40-летних. Эта платежеспособная аудитория скупает дорогой мерч и помогает малоизвестным группам обрести свою фанбазу, снимая их концерты на дорогостоящее оборудование и распространяя аудио- и видеоконтент в интернете.
Еще аудитория любит баловать айдолов необычными подарками. По корейской традиции в знак поддержки и уважения любимым музыкантам дарят мешки риса. Так, на первом выступлении бой-бенда Big Bang поклонники подарили участникам почти 13 тонн.
Порой любовь фанатов не знает границ. При этом айдолам очень сложно отстаивать личное пространство: лейблы требуют от них безупречной репутации и бесконечной лояльности по отношению к поклонникам. Так, недавно жертвой давления со стороны фандома стала певица Карина из группы æspa. Этой весной ей пришлось расстаться с корейским актером — девушку буквально затравили. К офису ее лейбла SM Entertainment подвезли машину с экраном, на котором было написано обращение к певице: «Разве любви, которую дают фанаты, недостаточно? Почему ты решила предать нас? Пожалуйста, извинись. Иначе увидишь, как стремительно падают продажи альбома и пустеет концертный зал». Вскоре в соцсетях Карина сообщила о расставании и извинилась (непонятно за что) перед фанатами.
Слишком одержимых поклонников называют сасэнами. Сасэны сталкерят своих кумиров, взламывают их соцсети, проникают в квартиры, при этом чаще всего отделываются мелкими штрафами до 100 тыс. вон (чуть больше 6 тыс. рублей). Однажды около дома Пака Ючхона, исполнителя из группы JYJ, фанатки установили скрытые видеокамеры, а к другим участникам этой же группы сасэны вламывались в дома.
О чем поют айдолы
K-pop — это смешение многих музыкальных жанров: хип-хопа, дабстепа, электропопа, дип-хауса, рока, джаза, R’n’B, EDM. Поют айдолы чаще всего о любви, но не только к романтическому партнеру или партнерше. Многие их тексты социально заряжены, призывают защищать свои принципы и идеи. Группы Stray Kids, BTS и (G)I-dle в треках учат любить себя, защищать свою индивидуальность и ничего не бояться. «Иди своей дорогой, // Даже если ты живешь один день. // Сделай что-нибудь, // Отбрось свою слабость», — поют участники BTS в песне No More Dream. Группа B.A.P поет о ментальных проблемах — в песне Wake Me Up лирический герой поднимает вопросы депрессии и РПП, а у герл-бенда Brown Eyed Girls есть песни и о сильных женщинах (Kill Bill), и о конфликте человека и системы (Sixth Sense).
Волшебные фонарики
Ты не трушный кейпопер, если у тебя нет мерча любимой группы — это плакаты, одежда, чехлы для телефонов, фотобуки и прочее. Обычно альбомы на физических носителях издают сразу в нескольких обложках, чтобы люди купили как можно больше копий. В кейпоперской среде особенно важно иметь свои лайтстики — фонарики, напоминающие жезлы из «Сейлор мун», с индивидуальным дизайном той или иной группы. Ими поклонники размахивают на концертах. Если по какой-то причине выступление не нравится, весь зал выключает лайстики и зал погружается во тьму — фиаско для любой группы. Кстати распознают друг друга кейпоперы, благодаря фотографиям айдолов, которые часто носят под чехлом телефона.
Хиппи
Возраст: 14–30.
Интересы: путешествия, яркая винтажная одежда, близость к природе, миролюбие, полигамия, расслабленная музыка, праздный образ жизни.
Знаковая строчка из песни: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы» — песенка друзей из мультфильма «Бременские музыканты».
Музыка: «Пятница», «Дайте танк (!)», «Бразильский фонк», «Мураками», «Мельница», «Умка», «Найти выпить», «Бонд с кнопкой», Катя Кассета, «Диктофон», «Оттепель».
Глоссарий
Хиппи нового завета — неоволна хиппи, которые не выступают против насилия.
Коливинг — совместное проживание в коммунах, которые часто превращаются в арт-пространства.
«Хиппятник» — ежегодный фестиваль, на котором собираются разные субкультуры.
Меняльник — мероприятие по обмену вещями.
Каст — «трушный» хиппи времен 1960–1970-х.
Regect capitalism — accept socialism
Нынешнее поколение хиппи утратило прежний революционный дух. Сегодня оно по большей части состоит их «прихиппованных» людей, которые стремятся достичь нирваны и быть «хиппи» в первую очередь для себя. Пацифистские и миролюбивые идеи трансформировались. Появилось понятие «хиппи нового завета». Раньше хиппи порицали любое проявление насилия, сейчас же правило хиппи нового завета звучит так: «Если тебя бьют, то ты ударяешь в ответ». Мир — это хорошо, но если мечтаешь о мире — будь готов к войне. Песня группы «Молодость внутри» хорошо характеризует обновленную субкультуру:
Я хиппи нового завета.
Я злой, топчу полы, паркеты;
Мозги зажеваны кассетой,
Дитя красивейшей кометы.
Мне по кайфу ходить в рванье,
Хоть в достатке монет,
Пить с горла портвейн,
Шаблонов и правил просто нет.
Как и их предшественники, хиппи нового поколения продвигают эстетику коммун. Занимая большие квартиры, они переделывают их в арт-пространства, устраивают выставки, музыкальные и поэтические вечера. На современном жаргоне это называется коливингом. «Однажды я в шутку сформулировал концепцию "из пионеров в пенсионеры" — это означает жить взрослую жизнь, по-детски играючи, с прицелом на пользу для окружающих и для инфраструктуры этой игры» — так описывает коливинг один из основателей коммун в группе VK «Дыроч4ка в модерне».
Каждой коммуне дают название, наиболее соответствующее концепции арт-пространства: «Плот», «Мегаполис», «Стрелка». За 15 тыс. рублей в месяц обитатели получают не только спальное место, но и возможность жить в окружении близких по духу. «Коммуна — это угол, который ты создаешь сам, — говорит основательница коммуны "Стрелка" Виорика Кушмылева. — Это некий социальный эксперимент, ты ставишь себя в определенные условия. Мы можем переезжать из одной точки в другую, может полностью меняться состав. Главное — это общая идеология и люди. Тебя всегда выслушают, накормят, будут ждать дома. Твою идею, которую, возможно, ты сам заглушил, поддержат, дополнят своим. Хотя есть много вытекающих из этого проблем. Зачастую очень сложно слушать и слышать друг друга, для кого-то это задание со звездочкой. Поэтому в каждой коммуне есть своя микрополитика. Мы постоянно проводим собрания, на которых устраиваем брейнштормы, решаем бытовые вопросы. Самая большая проблема любой коммуны — грязные кружки... Огромного труда стоит даже подобрать систему уборки, подходящую всем».
Коммуне «Стрелка» всего несколько месяцев, конечная цель основателей — превратить ее в арт-пространство. «Большинство из нас — актеры, поэты, художники, и нам хочется объединять людей, потому что нет ничего интереснее, чем человек. В коллективе есть огромная сила. Вот ты приходишь на квартирник, и кто-то обязательно тобой заинтересуется, спросит, чем ты занимаешься. У нас нет никаких барьеров. Мы все равны. У нас даже нет лидера в коммуне, каждый должен высказываться и помогать формироваться коллективу».
«Хиппятник» и «меняльник»
Современные хиппи все так же близки к природе. Летом они любят ходить в походы, уезжать в горы, путешествовать по городам автостопом. Компании для поездок ищут через социальные сети.
Хиппи важно быть в гармонии с собой и отказываться от того, что не приносит внутреннего удовлетворения. Довольно часто хиппи не хватает сил окончить вуз: то жизнь вынуждает уйти, то сессию уже невмоготу сдавать. «Я ушел из вуза, потому что нужно было работать, где-то жить. А совмещать [работу и учебу] мне было лень. Многие хиппи уходят из института по причине своего р********ва», — комментирует хиппи по кличке Ветер, который когда-то учился на бюджетном отделении в ИСАА МГУ.
Бросая вуз, молодые люди устраиваются бариста, официантами, продавцами в секонд-хендах, а после работы занимаются творчеством. Любимая музыка хиппи — легкие песни, под которые приятно «вайбовать» и общаться. Четко очерченного круга любимых жанров у них, в отличие от панков, нет. Им близка инди-рок-тусовка, представителей которой называют «мини-хиппи».
Обычно подростки попадают в нужные компании на концертах инди-рок-групп (популярный фестиваль инди-музыки — Motherland) или же знакомятся в социальных сетях. Каждое 1 июня в Москве проходит фестиваль «Хиппятник», на который собираются представители разных субкультур, включая хиппи.
Еще один способ завести знакомства в среде хиппи — «меняльник». Это мероприятие, на котором можно обмениваться разными вещами. Книгу меняют на самодельный браслет, платье — на бутылку пива, кожаные ботинки — на пачку сигарет.
Альтушки
Возраст: 11–16.
Интересы: ведение аккаунта в TikTok или Likee, покупка одежды на Wildberries, эмо-эстетика, аниме-культура.
Знаковая строчка из песни: «У меня с 14 лет запой. Самый лучший день — это никогда» — «Кишлак», «Самый лучший день».
Музыка: «Кишлак», Scally Milano, Toxi$, «Полматери», Хофманита.
Глоссарий
Альт — альтернативная культура.
Селфхарм — самоповреждение.
Скуф — неопрятный мужчина с вредными привычками и консервативными взглядами на жизнь.
Стрейт, нормис — человек традиционных, конформистских взглядов.
Дайпых — «Дай покурить».
«Я в тильте» — «Мне грустно».
Дэдинсайд — депрессивный и меланхоличный человек.
Комфортик — человек, с которым приятно общаться.
«Эй, тянка, шаришь за альт?»
Альт-субкультура — это движение неформально одетых подростков или общее название молодых людей, которых трудно на глаз отнести к определенной субкультуре. Их идея – отличаться от «стрейта», то есть «нормисов», специфические интересы здесь необязательны.
Подростки красят волосы в яркие цвета, делают втайне от родителей пирсинг, пьют энергетики, сидят в торговых центрах (на другое нет денег) и «незаконно» курят электронные сигареты в школьных туалетах. Их эстетика чем-то напоминает эстетику эмо и фанатов аниме. Однако, кроме внешнего вида, альтушек мало что объединяет. В зависимости от компании их поведение и ценности могут различаться. Например, недавно в соцсетях завирусилось видео, в котором подросток объясняет, что значит быть «гулем». «Это мертвый внутри, асоциал, плевать на весь мир, он живет чисто для себя и не общается ни с кем», — говорит парень с длинной челкой в черном лонгсливе с китайскими иероглифами и изображением паутины.
При чем тут скуфы?
Само слово «альт» (альтернативный) начало вируситься в 2021 году. Ярко накрашенные девушки в темной одежде в аниме-стиле записывали депрессивные видео под грустную музыку. В какой-то момент аудитория начала высмеивать эту категорию блогеров — их «лжестрадания», странный вид и тягу к деструктивному поведению. Благодаря ролику, где девушка с макияжем гота спрашивает у бабушки: «Эй, тянка, шаришь за альт?», понятие приобрело негативный подтекст. «Альтушками» стали называть одинаковых на лицо девочек-подростков, которые отчаянно хотят казаться «не такими, как все», но «оригинальные» идеи черпают исключительно из трендов TikTok.
Вскоре появился пренебрежительный мем «альтушка с госуслуг» — якобы «неформальных» девочек стало так много, что появилась возможность заказывать их на сайте «Госуслуги». Из той же серии мем «альтушка для скуфа». Скуф — неопрятный мужчина-неудачник с пивным животом, вредными привычками и устаревшими взглядами на жизнь. Ровесниц такие мужчины вряд ли заинтересуют, поэтому им стоит рассчитывать только на «альтушек с госуслуг». Этот мем стал настолько популярен, что комиксист Виталий Терлецкий запустил игру-симулятор «Альтушка для скуфа».
«У тебя нет жены, тебе хорошо за сорок, а твое мировоззрение крепко сформировано, но счастья в жизни все еще нет? Не грусти, тебе просто нужно вспомнить пароль от своего аккаунта на "Скуфуслугах", и буквально через пару кликов ты сможешь получить от государства свою законную альтушку!» — пишут разработчики.
Длиные челки и драки в ТЦ
В первую очередь альтов (это альтушки мужского пола) и альтушек объединяют специфический стиль одежды и прически. Цветные, иссиня-черные или белые волосы, длинная челка, которая намекает, что ты дэдинсайд. У девушек — яркий макияж и длинные ногти.
Представители этой субкультуры обычно носят черную одежду с цветными вкраплениями: оверсайз-футболки, толстовки, широкие джинсы. Любимый образ девочек — объемный лонгслив, мини-юбка, как у японских школьниц, чулки в сеточку, кеды Converse или ботинки на платформе. Из украшений — чокеры, цепи-подвески, кольца, ободок с кошачьими ушками. Еще им очень нравится принт Hello Kitty!
Разные альты и альтушки ведут себя по-разному, это зависит от компании, в которой они вращаются. Они могут быть «комфортиками», которые записывают милые видео в Likee (альтернатива TikTok), смотрят аниме и не гуляют дальше спального района. В то же время альтушки и альты могут быть агрессивно настроенными подростками, готовыми буллить за слишком «нормальный» вид или устраивать драки в торговых центрах. Движение «ЧВК Редан» можно отнести к агрессивному подвиду этой субкультуры. В 2023 году подростки в толстовках с изображением паука на спине стали нападать в разных ТЦ на футбольных фанатов и мигрантов. На вопрос «Зачем?» «редановцы» отвечали, что эти люди якобы прессовали их за внешний вид. Кто первым начал — до сих пор неясно.
Dark Academia
Средний возраст: 14–25.
Интересы: готика, нестандартный кинематограф, классическая литература, писательство, просвещение.
Знаковая строчка из песни: «И я пойду... в красивом пальто... по набережной... И встречу тебя» — Земфира (объявлена Минюстом иноагентом).
Музыка: меломаны.
Глоссарий
Предпочитают грамотный, литературный язык. Как таковой сленг отсутствует.
Кардиганы и «Тайная история»
Мы уже писали, что субкультура «дарк академиков» зародилась благодаря тамблеру и пандемийному тиктоку: студентов и школьников посадили на карантин и никто не знал, когда точно молодые люди вернутся к реальной учебе. В социальных сетях началась романтизация академической среды, классической литературы и преппи-стиля. Пандемия закончилась, а «дарк академия» лишь укрепила свои позиции в качестве субкультуры. Сейчас под тегом #darkacademia больше 2,6 млн постов в Instagram (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской) и почти полмиллиона роликов в TikTok. Даже известный литературный критик Галина Юзефович делает подборку «лучших книг жанра dark academia».
Любовь к учебе и твидовым пиджакам — то, что роднит представителей этой субкультуры. Поскольку в институты, колледжи и школы возвращаются осенью, предпочтение «темные академики» отдают теплым вещам: свитерам, пальто, водолазкам, ботинкам Dr.Martens.
Что касается еще одного объединяющего звена — искусства, тут у них тоже есть свои эталоны. Из книг — античная литература (Гомер и Овидий), английская классика (Оскар Уайлд, Джейн Остин и сестры Бронте), а главное — «Тайная история» Донны Тартт. Сюжет книги таков: в колледже в Вермонте компания студентов изучает древнегреческую культуру и ведет декадентский образ жизни. Настолько декадентский, что в какой-то момент одного из студентов убивают.
Из фильмов академики любят «Общество мертвых поэтов», «Убей своих любимых», «Жестокие игры» и с недавних пор «Солтберн». Действие «Солтберна» происходит как раз в старом замке, а история не обходится без мрачной тайны и убийств. Фильм снимали в 700-летнем английском поместье Дрейтон. Средневековый замок так впечатлил любителей эстетики, что некоторые блогеры незаконно проникали на территорию особняка, пытаясь снять красивое видео для TikTok.
От Овидия до тиндера
У некоторых «темных академиков» интерес к субкультуре перерастает в профессию. Любители «дарк академии» зачастую учатся в гуманитарных вузах и получают филологическое, философское, лингвистическое или журналистское образование. В поисках интересных знакомств они создают группы в VK или Telegram. Один из таких Telegram-каналов так и называется — «Тиндер для академиков». В отличие от обычных приложений для знакомств, где люди чаще всего просто указывают свой возраст и рост, в «Тиндере для академиков» юзеры подробно описывают свои увлечения и сферу интересов.
«Тиндер для академиков» — дейтинг-сервис для тех, кто, листая дейтинг-эппы, хочет убиться от чувства онтологической невыносимости. Тут вы сможете найти товарищей, научника, любовь жизни, рисерч-партнера, брата, работу, хукап, друга по переписке и пр.», — пишут админы сообщества. Сами же анкеты, к примеру, выглядят так: «Оканчиваю философский факультет РХГА, но если говорить о местах силы, то больше меня репрезентирует консерватория». Или: «Анархистка, люблю восточную философию и кино, джангл, хорроры, совриск, critical animal studies».