Антидворянец: как проходили автопробеги в России 100 лет назад
Сезон путешествий в самом разгаре! Горожане спешно разъезжаются кто куда: на дачи, на курорты Крыма и Кавказа. Кто-то по обычаю едет на воды за границу— в Карлсбад и Мариенбад, а кто-то еще дальше – на французскую Ривьеру. Путешествуют, конечно, обычно на поездах и пароходах. Все лучшие билеты выкуплены еще по весне. Но в нынешнем веке передовых технологий стремительно распространяется еще один вид передвижения – автомобиль. Разве может другой транспорт сравниться с его быстротой и свободой? Впрочем, автомобилизм в России пока только набирает популярность. Как городской транспорт автомобиль уже, можно сказать, обыденность. А вот в большие путешествия за рулем отправляются лишь истинные рыцари духа.
Пожалуй, самый известный популяризатор autocars в Российской империи — Андрей Нагель. Юридическую службу в Министерстве путей сообщения он совмещает с изданием нескольких популярных автожурналов — «Автомобиль», «Спорт», «Двигатель» и других. Крупнейший из них, безусловно, «Автомобиль»: у журнала даже есть свои отделения в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Андрей Нагель собственным примером показывает, что тысячи верст для отечественных автомобилей – не помеха. Его уже шумно чествовали на ралли в Монте-Карло, Сан-Себастьяне, Париже и многих других городах Европы. «Руссо-Балт» с русским триколором вызывает неподдельный интерес и в Неаполе, и в Лионе. После каждого путешествия автомобиль Нагеля возвращается домой в памятных наклейках. Гостю из далекой России обычно торжественно дарят их прямо в отелях, где он останавливается на ночлег. Такими путешествиями Нагель не только защищает место автомобиля в повседневной жизни человека, но и несет имена отечественных брендов за границу. Помимо марки «Руссо- Балт» европейцы узнают, например, и о надежных шинах резиновой фабрики «Треугольник» – а это достойный конкурент «Мишлену». За одно из таких rallye император Николай II даже удостоил Нагеля ордена Святой Анны III степени.
Несмотря на международные успехи Андрей Нагель ратует за распространение автомобилизма в своем отечестве. Вряд ли есть такой уголок в европейской части России, где бы он не побывал на своем «Руссо-Балте». В поездки Нагель обязательно отправляется с компаньонами по автомобильному клубу. Сам Нагель признает, что в одиночку он бы не справился со всем известной главной бедой России — ее дорогами. По личным наблюдениям пионеров автомобильного туринга, в России есть только две хорошие дороги —из Санкт-Петербурга в Москву и из Москвы в Нижний Новгород. Остальные – просто грунтовки, полные ухабов и рытвин, с грязью, не высыхающей даже летом. Незаменимый инструмент в таких поездках – лопата. Нагель рассказывает, что в некоторых местечках направление дороги угадывалось только по телеграфным столбам. Под Воронежем, например, вообще пришлось форсировать реку вброд. А иной раз на до- рогу высыпают удивленные крестьяне, впервые наблюдающие автомобиль в своих краях. Московский автомобилист и колумнист «Автомобиля» Федор Кавский даже приводит некую классификацию приемов, оказываемых автомобилю в деревнях под Тулой. Мужики на упряжках лошадей неизменно бранятся и угрожающе машут – автомобиль пугает животных. Но стоит встретить того же мужика пешком, как он приветственно кричит и шутливо делает вид, что бросается под колеса автомобиля. Мальчишки всегда в восторге и выражают его бросанием камней, а вот женщины неизменно кричат: «Ишь, вас, чертей, дьявол носит...» Впрочем, по словам автопутешественников, так бывает не везде – встречаются и вполне благоустроенные островки цивилизации. Путевые заметки Нагеля и его товарищей выходят без купюр в журнале «Автомобиль». А их сокращенные варианты с яркими фотографиями с удовольствием берут все основные издания России. Так пионеры автомобилизма становятся еще одной связующей нитью между столичной публикой и провинцией.
Несмотря на противоречивое состояние российских трасс, чиновники в присущей им манере начали подумывать о введении платы за пользование автомобилями на земских дорогах. Стоило затихнуть негодованию автомобилистов по поводу введения налога на автомобиль как таковой, как замаячила перспектива новых поборов. Журнал «Автомобиль» занял в этом вопросе однозначную позицию: возможность постоянного обременения автомобилистов различными налогами существует исключительно из-за отсутствия единой корпорации, которая смогла бы защищать права автолюбителей. Авторы журнала иронизируют, что дальше последует налог на сжигаемый автомобилем воздух. Кроме того, не стоит забывать, что автовладелец помимо прочего несет еще бремя непомерно высоких штрафов.
Кстати, за что чаще всего штрафуют в Российской империи? Первое – езда с незажженным номерным фонарем. Второе – езда не по правой стороне улицы. Третье (самое частое) – отказ исполнить требование уменьшить ход во время непомерно быстрой езды. Получается еще один косвенный налог для автомобилиста. При этом журнал «Автомобиль» хоть и оспаривает подход городских властей к вопросам штрафов, призывает хотя бы направить эти средства на ремонт городских мостовых.
Тем не менее в хронике все чаще появляются сообщения об автомобильных авариях или о превышении скорости – некоторые улицы крупных городов превратились буквально в гоночные треки. Не лучше было бы сохранить лошадь и трамвай как наиболее безопасные виды городского транспорта? Андрей Нагель парирует подобные заявления статистикой из Парижа, где провели целое исследование, показывающее, что в процентном соотношении на долю лошадей приходится больше инцидентов. Автомобиль, в отличие от лошади, не брыкается и не бесится. Однако у нас дей- ствительно есть проблема с подходом к выдаче шоферских свидетельств. В Российской империи не нужно сдавать экзаменов по практике вождения автомобиля или теории езды. Для получения нужных бумаг требуется лишь знание технического устройства автомобиля. Оказывается, что можно получить все необходимые разрешения, ни разу не сев за руль. Что многие и делают! Пожелаем им удачи. А у Андрея Нагеля большие планы – первым из русских достичь Африки на автомобиле. В добрый путь!