7532 год от сотворения мира: кто такие старообрядцы и как они живут?
Кого называют старообрядцами?
Старообрядцы (они же староверы) — потомки русских православных христиан, которые отказались принимать религиозные реформы патриарха Никона, проводившиеся им с 1651 по 1660 год при поддержке царя Алексея Михайловича. Первые 100 лет после религиозного раскола старообрядцы подвергались особенно жестоким притеснениям и гонениям. В XVII-XVIII веках многие из них были казнены, многие эмигрировали (по большей части в США и страны Латинской Америки). В конце XVIII — XIX веках староверов уже не казнили, но против них действовали дискриминирующие законы. Преследования окончательно прекратились лишь после революции 1905 года. В современной России есть большая старообрядческая диаспора (точное количество староверов определить сложно, в частности, потому, что старообрядчество неоднородно, внутри него есть несколько течений, так называемых согласий, — разные источники называют цифры от 400 тыс. до 3 млн человек, исповедующих «старую веру») и действует 367 старообрядческих храмов.
Как они появились?
Став религиозным лидером, патриарх Никон задумал изменить часть церковных ритуалов, а также отредактировать важные религиозные тексты, чтобы привести то и другое в соответствие с греческим каноном и таким образом объединить славянские народы севера и юга Европы, а Москву сделать центром этой новой империи, так называемым третьим Римом. В числе прочего изменили тип крестного знамения, которым предписывалось осенять себя верующим (вместо двуперстного ввели трехперстное), а имя Христа стали писать с двойным «и» — «Иисус», тогда как раньше было принято «Исус».
Увы, довольно большая часть верующих — в их числе некоторые высокопоставленные сановники и знатные вельможи вроде всем известной боярыни Морозовой — восстали против изменений. Самым консервативным православным казалось, что реформа приближает «век Антихриста», они были категорически против того, чтобы русская вера менялась под влиянием греческой, — многим казалось, что Никон и вовсе хочет уничтожить привычную религию и подменить ее «ересью». «Церковь менялась по сомнительному греческому образцу, а ведь греки сначала заключили союз с католиками, а потом оказались под властью мусульман-турок. Для русского православного человека, уверенного в истинности собственной веры, это было неприемлемо», — утверждает в материале для портала Arzamas кандидат философских наук и специалист по истории русской религиозной философии Даниил Семикопов.
В итоге религиозная реформа привела к масштабному расколу. В 1656 году все, кто до тех пор придерживался старых обрядов, были объявлены еретиками и преданы анафеме.
Как преследовали старообрядцев?
Несмотря на санкции со стороны официальной церкви, старообрядцы продолжали противиться реформе. По стране прошла серия восстаний, самым крупным из которых стал мятеж в Соловецком монастыре, начавшийся в июле 1667 года. Монахи отказались подчиняться новому настоятелю Иосифу, стороннику реформ Никона, и держали оборону от царских войск вплоть до 1676 года, когда восстание наконец удалось подавить — 28 его активных участников были казнены. Несколько лет спустя, в 1681 году, «еретики» устроили погром уже в двух соборах Кремля: Успенском и Архангельском. В результате на московском соборе русской церкви 1681 года сановники настойчиво стали просить царя усилить меры воздействия на старообрядцев. В 1682 году состоялась массовая казнь влиятельных сторонников «старой веры» — в числе казненных был протопоп Аввакум, бывший близкий друг и соратник патриарха Никона, не принявший реформу и ставший видным деятелем религиозного сопротивления. Четырнадцать лет до казни старообрядцы провели в заключении, их пытали, некоторым вырвали языки. В конце концов, всех сожгли заживо в деревянном срубе.
Преследования стали еще более массовыми начиная с 1685 года, когда были приняты так называемые «Двенадцать статей» царевны Софьи. Будучи регентшей при младших братьях, Петре и Иване, она издала свод законов, согласно которым старообрядцев полагалось казнить, отправлять в тюрьмы и ссылки. В конце столетия тысячи человек, не желавших принять религиозную реформу, были заживо сожжены в срубах или умерли в заключении, как знаменитая защитница старообрядчества боярыня Феодосия Морозова.
Петр I, взойдя на престол, отменил «Двенадцать статей», однако притеснения «еретиков» не прекратились, пусть и стали менее кровожадными. Им предписывалось платить двойной налог, а тех, кто от него уклонялся, ждали большие штрафы. «Раскольникам», которые не признавали бритье, считая его символом вредного «западного» влияния, насильно отрезали бороды. Что касается старообрядческих священников, то их по-прежнему имели право казнить «за совращение в раскол». Официально отменил преследование только Петр III, выпустивший в 1762 году указ «О веротерпимости или о равенстве вероисповеданий». Староверов перестали убивать и облагать податью, однако до конца XIX века они продолжали считаться в некотором роде людьми второго сорта — например, не могли занимать определенные общественные должности, их браки не признавались официальной церковью, а дети считались незаконнорожденными. Эти ограничения отменил лишь Николай II после революции 1905 года — он выпустил указ «Об укреплении начал веротерпимости».
Какой след старообрядцы оставили в культуре?
Среди староверов есть немало известных людей. Кроме уже упомянутых выше протопопа Аввакума и боярыни Морозовой, ставшей героиней картины Василия Сурикова, это, например, знаменитые меценаты купцы Морозовы, внесшие огромный вклад в развитие русского театра, балета, живописи и музейного дела. Несмотря на то что с Феодосией Морозовой они носили одну фамилию, коллекционеры не были ее потомками. Их предки были крепостными крестьянами и относились к самому консервативному течению старообрядчества — беспоповству. Они не признавали священников как посредников между человеком и Богом и практиковали безбрачие. Впрочем, позднее представители семейства переняли менее радикальный вариант старообрядчества и стали членами церкви под названием «Белокриницкая иерархия».
В целом староверов традиционно было много среди богатых русских предпринимателей. К старообрядческим относились, например, семейства Мамонтовых (Савва Мамонтов в числе прочего покровительствовал Серову, Коровину и Васнецову), Рябушинских (издавали газету «Утро России», а один из представителей династии, Степан Рябушинский, известен своей коллекцией икон), Третьяковы (братья Сергей и Павел основали Третьяковскую галерею), Сытиных (Иван Сытин был одним из самых выдающихся издателей дореволюционной России, популяризировал книги Пушкина, Горького, Чехова, Короленко, основал газету «Русское слово»).
«Дисциплина, строгость правил, которая распространялась и на деловую сферу, взаимовыручка — все это способствовало экономическому успеху, — объясняет феномен Даниил Семикопов. — Благодаря круговой поруке и родовой солидарности общины староверов могли играть роль банков, вступая в финансовые отношения под честное слово. Старообрядцы заботились о своих работниках: строили больницы, богадельни, библиотеки. Уровень грамотности среди старообрядцев в целом был выше, чем по стране».
Как живут современные старообрядцы?
Большинство современных городских староверов ничем не отличаются от «обычных» верующих. Разве что ходят на церковные богослужения в старообрядческие храмы, которых по-прежнему много как в Москве, так и в России в целом. Одни из самых известных — храм Николы Чудотворца у Тверской заставы в районе станции метро «Белорусская», а также храм Покрова Пресвятой Богородицы на Остоженке.
Между старообрядцами и «новоправославными» есть некоторые формальные различия, связанные преимущественно с проведением ритуалов. Так, старообрядцы в числе прочего крестятся двумя пальцами (как и святые, изображенные на старообрядческих иконах), Иисуса называют Исусом, а во время богослужения проходят крестным ходом вокруг алтаря по часовой стрелке, тогда как «обычные» православные — против. Во время крещения старообрядцы трижды полностью погружают человека в воду (у «новоправославных» допускается неполное погружение). Кроме того, они признают только восьмиконечное распятие (крест с косой «перекладиной» внизу) и не признают четырехконечное. Во время старообрядческих богослужений некоторые прихожане носят традиционную русскую одежду — длинные рубахи, косоворотки, женщины — длинные белые платки и сарафаны. Это приветствуется, но не считается обязательным.
Еще одна любопытная деталь: у старообрядцев есть собственное летоисчисление, которое ведется не от рождения Христа, а от сотворения мира. То есть по старообрядческому календарю сейчас идет 7532 год. Новый год у тех, кто исповедует «старую веру», начинается не 1 января, а 1 сентября: староверы не признают реформ преследовавшего их Петра I.
Самой крупной и влиятельной (хотя и не единственной) современной старообрядческой структурой можно назвать Русскую православную старообрядческую церковь (РСПЦ), во главе которой стоит митрополит Корнилий (в миру Константин Титов). РСПЦ принадлежат три монастыря, а также Московское старообрядческое духовное училище, расположенное на улице Рогожский Поселок (этот район, Рогожская слобода, неподалеку от Таганки, традиционно считается одним из центров старообрядчества в России). В училище готовят служителей старообрядческих храмов и преподавателей воскресных школ.
Сам Корнилий состоит в довольно теплых отношениях с российской властью: в 2017 году он, например, лично встретился с президентом Путиным. Эта встреча стала первой встречей такого рода за много веков истории староверов (со старообрядцами встречался Николай II, но не на официальном уровне). А в июне 2023 года премьера документального фильма «Агафья и Сонечка», посвященного жизни отшельницы Агафьи Лыковой, важной фигуры современного старообрядчества, прошла на Новом Арбате в кинотеатре «Октябрь». На ней присутствовал как сам митрополит, так и представители администрации президента.
При этом в сельской местности до сих пор существуют довольно закрытые старообрядческие общины, не относящиеся к РСПЦ. В Сибири, например, обосновались старообрядцы так называемого часовенного согласия, одного из самых консервативных ответвлений старообрядчества, не признающего священников и избегающего контактов с «еретиками» (в частности, они не пользуются телевидением и интернетом). Живут такие люди большими семьями, предпочитают натуральное хозяйство и часто носят традиционную русскую одежду, а мужчины — бороды. Кроме Сибири, центрами консервативного сельского старообрядчества считаются Алтай, Забайкалье, Поволжье и северные регионы Европейской части России.