Отчайный жест: как возникла традиция оставлять на чай

Чаевые как явление до сих пор остаются загадкой для экономистов: люди по всему миру много лет добровольно, безо всяких обязательств, доплачивают друг другу за оказанные услуги. Никто уже и не помнит, как эта традиция связана с «чаем» (и мало кто знает, связана ли вообще), но едва ли не каждый ежедневно следует ритуалу. Вместе с ВТБ изучили историю зарождения одного из самых удивительных (и альтруистичных) феноменов и делимся с вами любопытными, а порой и шокирующими версиями событий. А еще расскажем, как оставлять чаевые без лишних забот и не теряя драгоценного времени с помощью нового технологического решения.
Отчайный жест: как возникла традиция оставлять на чай
GettyImages

От колодцев до страховки и привилегий

Откуда взялась сама традиция, достоверно неизвестно: историки спорят об этом по сей день. Согласно одной из версий, первыми такую практику ввели вовсе не главные любители чая — англичане: упоминания о небольшой доплате за услуги можно найти еще в XIV веке в одной из немецких хроник.

В те далекие времена естественным и, как считается, единственным источником воды в местных городах служили колодцы. Воспользоваться ими мог любой житель, однако донести такой груз до дома (живительную влагу переносили сразу полными ведрами, как минимум двумя) было едва ли для всех посильной задачей. Предприимчивые умельцы пользовались этой ситуацией: возле любого колодца ежедневно дежурил мужчина, чаще всего парень, готовый за небольшую плату поработать носильщиком. Такая услуга получила название trinkgeld, что дословно переводится как «питьевые деньги». Уж очень напоминает чаевые, не правда ли?

GettyImages

Но есть и другая, более распространенная версия — английская. Так, в конце 1680-х известный британский издатель Эдвард Ллойд открыл свою кофейню в Лондоне, где жил и работал. Место особенно понравилось любителям морей и океанов: за чашкой кофе там нередко собирались капитаны и носители званий пониже, причем могли они не только праздно беседовать — здесь же нередко оформлялись страховые полисы на суда и грузы. Неизвестно, в какой момент (и первым ли), но однажды хозяин кофейни придумал поощрять официантов, чтобы те работали быстрее и эффективнее. Так в зале появились специальные латунные контейнеры, в которые можно было положить пожертвования. Эти приспособления остроумно назвали «страховкой проворства», о чем гласила надпись на контейнерах. И снова это — еще не привычные нам чаевые, но уже близко.

Третья версия — тоже английская — гласит следующее. Из-за высокой стоимости чай долгое время оставался привилегией лишь представителей высшего света. А они любили проводить время праздно, отдыхая после обеда не где-нибудь, а в так называемых особых чайных садах. Такие активности обычно включали в себя не только созерцание красот природы, но и четко регламентированные чайные церемонии — с музыкой и танцами молодых леди и джентльменов. А в это время на столиках стояли маленькие коробочки с надписью «для обеспечения быстрого обслуживания». Считается, что получить горячий чай можно было в разы быстрее, если бросить в коробку монетку (а лучше не одну).

Между небом и чаепитием

Впрочем, многие историки склонны верить другой версии — пасторальной. Так, согласно ей, понятие «чаевые» появилось в XVI веке. И снова — в Англии. Речь идет о том самом знаменитом five o’clock — традиции чаепития, которая зародилась на просторах Туманного Альбиона. Нередко она могла занимать не один час, а если гости оставались на ночь, то должны были расщедриться на небольшое денежное поощрение прислуге хозяина. Предполагалось, что эти средства пойдут на чай с печеньем расторопным работникам.

GettyImages

Есть, однако, и менее распространенные версии, которые точно заслуживают нашего внимания — как минимум из шокирующей сущности. Так, некоторые исторические источники утверждают, что традицию оставлять на чай стоит относить к куда более ранним временам — примерно к концу XV века. Однако успокаивающий и любимый многими напиток тут был вовсе ни при чем: согласно этой версии, чаевые оставляли... палачу. Якобы приговоренные к смертной казни знатные европейские вельможи, намереваясь хотя бы немного облегчить свою уже предопределенную участь, отдавали последние деньги (или просили об этом родственников) за возможность умереть безболезненно. Логика была проста: оставь немного монет палачу — и попадешь в мир иной быстро и без лишних мук. Эти деньги называли «горловыми» (ассоциация довольно очевидна). Насколько подобный сервис действительно был полезен и приятен, в наше время оценить довольно сложно...

Другая версия — почти мистическая. По ней, сама традиция якобы ведет свое начало от тайного языка, бытовавшего в Британии конца XVI — начала XVII века. Привычное нам сегодня выражение to tip тогда означало «отстегивать, отдавать кому-то часть» и относилось к ведению дел далеко не всегда законных. Пользовались такой речью, ясное дело, не рядовые граждане, а некие закрытые сообщества, попасть в которые просто так было невозможно. Что с ними стало сегодня — неизвестно, но в начале XVIII века словосочетание to tip попало в литературный английский язык уже в безобидном значении «делиться, давать что-то небольшое».

От запрета до любого желания в один клик

В России первые более-менее достоверные упоминания чаевых встречаются не раньше XIX века (однако сама практика пришла сюда явно куда раньше). Так, известный русский писатель и литературовед Владимир Гиляровский в своей знаменитой книге «Москва и москвичи» отмечает эту традицию уже как состоявшуюся и привычную во второй половине века. По его словам, практика чаевых в столице тогда уже стала фундаментом, на котором держался весь общепит. А слуги о постоянной фиксированной оплате труда и вовсе могли только мечтать. Впрочем, вряд ли они были рады этому так, как сегодняшние фрилансеры. Рассчитывать приходилось только на то, что оставят посетители. И даже если удача внезапно им улыбалась и попадался чрезмерно щедрый гость, часть суммы они обязаны были отдавать хозяину.

Интересно, что в советские годы отношение к чаевым изменилось на сто восемьдесят градусов: общество начало фактически осуждать тех, кто продолжал оставлять немного денег прислуге. Саму традицию быстро заклеймили как буржуазный пережиток, подчеркивающий неравенство людей. Тем не менее многие источники утверждают, что чаевые все-таки продолжали существовать. Правда, в весьма завуалированном виде — как способ поддержания хороших отношений с нужным человеком, например продавцом мясного отдела или парикмахером.

GettyImages

Сегодня в России чаевые вернулись на прежние позиции: хорошим тоном считается оставлять 10% от счета официанту. С другими работниками сферы услуг, например таксистами и курьерами, дело обстоит сложнее: там размер поощрения и сама его необходимость не так однозначны.

Но отечественный рынок гостеприимства активно развивается. Так, еще не слишком давно возможность поблагодарить официанта за хорошую работу была бы у вас только в одном случае — если вы не забыли с собой наличные, причем желательно мелкие купюры. То ли дело сегодня, когда мы привыкли оставлять чаевые в один клик по QR-коду. Очень просто сделать это с сервисом «ВТБ.Чаевые+». Компания вышла на рынок с этим решением в октябре 2021 года, а сейчас им уже пользуется более 1,3 тыс. заведений. География заведений сервиса — от Калининграда до Южно-Сахалинска, но больше всего подключенных заведений, конечно, в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Сочи, Ярославле и Екатеринбурге. Сервис позволяет гостям не только оставить чаевые, но и добавить отзыв о работе заведения. С недавнего времени клиенты ресторанов могут еще и посмотреть меню онлайн, вызвать официанта или оплатить счет.

Схема работы сервиса для пользователя простая донельзя: для просмотра меню или оплаты счета гостю нужно лишь отсканировать единый QR-код, который размещается в заведении. Далее он попадет на страницу, где есть сразу несколько опций: просмотреть меню, оплатить счета и внести чаевые. При оплате счета посетитель видит список блюд, за которые надо заплатить, и сразу может определить сумму чаевых. Важно, что и счет, и чаевые сервис позволяет оплатить одним махом, то есть за одну транзакцию, без лишних движений. А что особенно хорошо, теперь вам не надо будет судорожно высчитывать с друзьями, кто на сколько поел в ресторане: сервис предлагает просто и быстро разделить счет между посетителями.

«Мы видим, что у бизнеса появляется запрос на полноценные платежные решения под ключ. Они позволяют сократить время обслуживания клиентов и улучшить качество сервиса. Именно в ответ на такой запрос мы полностью обновили "ВТБ.Чаевые+". В заведениях, где используют сервис ВТБ, гостям не нужно ждать меню или счет от официанта, после чего отдельно вносить сумму чаевых, — все можно сделать моментально, отсканировав за пару секунд QR-код. Это сильно сэкономит время бизнесу и посетителям. Кроме того, за счет СБП новое решение позволит заведениям в несколько раз сократить издержки на эквайринг», — говорит старший вице-президент, руководитель департамента цифрового бизнеса ВТБ Никита Чугунов.

Реклама. Банк ВТБ (ПАО) 0+. ИНН 7702070139Генеральная лицензия Банка России № 1000.