Рука на пульсе: как развивается медицина в России

В 1991 году по всему Советскому Союзу прогремела отечественная версия группы Depeche Mode, а именно «Технология», одним из фирменных треков которой стал синти-поп-шедевр «Нажми на кнопку». В нем пелось о том, что стоит лишь нажать на пластиковый квадратик, как сразу же слушатель получит все, что пожелает, — буквально, его самая заветная мечта осуществится. сомневаемся, что подобная схема работает в нашей реальности, но, как это ни парадоксально, вектор развития технологий, в том числе в медицине, музыканты указали верно: цифровизация науки и диагностики позволяет сегодня спасать намного больше жизней. Разбираемся, какие технологии разрабатываются, внедряются или уже внедрены, что может предложить нам частная медицина и сможем ли мы стать бессмертными в ближайшее время.
Рука на пульсе: как развивается медицина в России
«Правила жизни»

Во французской стороне, на чужой планете

Курт Воннегут с горечью писал про университеты: «Чему учат в университетах? Тому, что нет людей смешных, глупых или злых. И очень зря». Впрочем, в российских медицинских вузах и НИИ учат немного другому, и у нас есть конкретные примеры, которыми грех не похвастаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К 2024 году российское правительство совместно с профильными министерствами и Министерством образования планирует запустить 900 дополнительных лабораторий и выделяет на это 1,8 млрд рублей в 2023 году. Целью подобной практики является создание рабочих мест для молодых ученых, которые будут создавать проекты и двигать отечественную науку вперед. Помимо этого, остаются и другие известные научные центры и лаборатории. Почему это важно? Потому, что только за 2023 год молодым (и не очень) ученым удалось внедрить новые технологии и практики.

Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л. И. Свержевского ДЗМ создал «индивидуальное внутриносовое устройство для улучшения носового дыхания», которое позволит людям с сильно искривленной носовой перегородкой нормально дышать и забыть про храп.

Сибирский научно-исследовательский и испытательный центр медицинской техники разработал «ранорасширитель для хирургических операций в абдоминальной и торакальной полостях с автоматизированным формированием формы операционной раны», то есть создал инструмент, который позволит резко сократить количество времени в операционной и не даст неопытному хирургу совершить ошибку, неправильно сформировав операционную рану.

НМИЦ ССХ им. А. Н. Бакулева Минздрава России придумал новый способ «хирургического лечения врожденного перерыва дуги аорты у детей грудного возраста и новорожденных», что спасет жизнь маленьким пациентам, которые из-за проблем во время вынашивания могли погибнуть в первые часы жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как мы видим, изобретения, которые внедряются в ежедневную практику, касаются самых разных областей медицины и сделаны в разных областях РФ, что позволяет организовать широкую исследовательскую сеть, которая постоянно создает новые технологии и обменивается научными данными.

Машинное мышление

Британский математик Алан Тьюринг однажды заявил: «Я полагаю, что в конце века употребление слов и общее образованное мнение изменятся настолько, что можно будет говорить о машинном мышлении, не ожидая возражений». Живя в век нейросетей, фитнес-трекеров и торжествующего ИИ, глупо игнорировать прогресс, а потому врачи и ученые активно внедряют ИИ в нашу повседневность.

«Правила жизни»

В Российском научном центре хирургии им. академика Б. В. Петровского совместно с МГУ был создан уникальный комплекс диагностики сердечно-сосудистой системы, позволяющий назначать правильное лечение и избегать нежелательных осложнений.

Московским городским научным обществом терапевтов совместно с частными компаниями был разработан алгоритм, позволяющий с помощью ИИ составлять список возможных диагнозов на основе жалоб пациентов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

НИИ психического здоровья Томского национального исследовательского медцентра с помощью ИИ научился определять наличие депрессии у человека по биомаркерам в слюне и крови, что позволит своевременно направлять пациентов к нужным специалистам.

Итог подобной практики устроил Минздрав. Заместитель министра здравоохранения РФ Павел Пугачев отчитался о том, что с 2024 года ИИ будет использоваться в 70 регионах — прежде всего для улучшения качества проведения исследований: маммографии, компьютерной томографии органов грудной клетки и головного мозга, рентген-снимков органов грудной клетки, ЭКГ и других. Также в 32 регионах дополнительно будут использовать ИИ для обработки медицинской документации, что сильно сократит время работы с бумагами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другим интересным экспериментом, который проводит правительство РФ, является внедрение «медицинских помощников», то есть выдача пациентам с тяжелыми хроническими заболеваниями (прежде всего с сахарным диабетом и гипертонической болезнью) фитнес-браслетов, умных часов и новых глюкометров на территории Татарстана, Магаданской, Новосибирской, Рязанской, Самарской и Тюменской областей. Если результат эксперимента будет признан удачным, то «Ростех» и Минздрав планируют распространить подобный опыт уже на всю территорию РФ.

Бесплатная и не очень цифра

15 мая 1985 года последний генсек СССР, а также первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев, пытаясь вывести жителей Ленинграда на откровенный разговор, после нескольких попыток спровоцировать реакцию публики собрался было уходить, как получил наставление от женщины из толпы: «Держитесь ближе к народу, мы вас никогда не подведем!» Горбачев, который только этого и ждал, радостно парировал, находясь в толпе горожан: «Куда уж ближе!», чем вызвал взрыв смеха и разрядил обстановку, дав понять людям, что при нем начнется новая эпоха.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К сожалению, новая эпоха в российской медицине началась не с забавного эпизода или исторического анекдота, а с горьких уроков после страшной эпидемии Covid-19, забравших у человечества множество прекрасных сынов и дочерей. Выводы были сделаны еще в горячий период, но это не означает, что работа закончилась. Как раз таки после резкой смены политико-экономической обстановки становится еще более интересным: сможет ли Россия наладить медицинскую инфраструктуру в новых реалиях?

«Правила жизни»

В 2020 году пандемия поломала все наивные представления об отечественной медицине и ее развитости, а потому уже в январе 2021 года был экстренно принят экспериментальный временный закон, который разрешал проводить врачам полноценные приемы по телефону и с использованием видеосвязи. Причина проста — экономия времени, сил и средств поликлиник, на которые обрушился вал обращений, в то время как в стране бушевал штамм «омикрон». После окончания активной фазы пандемии временные меры были отменены, но практика осталась.

Так, например, в городской поликлинике №21 в Санкт-Петербурге даже после резкого спада заболеваемости Covid-19 и ОРВИ длительное время врачами из специализированной бригады проводились телемедицинские консультации пациентов, которые находились на больничном с симптомами Covid, ОРВИ и пневмонии. Всего за 2022 год было проведено около 1,7 тыс. телемедицинских консультаций, которые позволили сократить количество осложнений и снизить уровень летальности в Московском районе Санкт-Петербурга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Примерно с такой же космической скоростью, как распространялся вирус, в России стали распространятся частные медицинские цифровые сервисы, позволяющие занятым людям получить нужную им консультацию в любое время суток.

Компании, оказывающие медицинские услуги, бывают разные: тут тебе и гиганты по типу «СберЗдоровья» (консультация терапевта/педиатра — в районе 2 тыс. рублей) или «Альфа-Меда» (консультация дежурного врача — в районе 1 тыс. рублей), и не средние частные клиники по типу SmartMed или «Онлайн.Доктор» (консультация дежурного врача — около 1 тыс. рублей, специалиста — около 2 тыс. рублей). Спектр услуг, который предлагали клиники, огромен: от общей консультации и наблюдения до просмотра снимков и результатов инструментальных исследований для получения альтернативного мнения и «подписки» на врачей на определенный срок (от одного месяца вплоть до одного года).

Частные компании также пытаются следовать новым медицинским трендам и соответствовать высоким стандартам. Например, происходит активное внедрение дополнительных услуг в стандартный пакет ДМС от работодателей. По данным РБК, 43% работодателей, предоставляющих ДМС, добавили или планируют добавить к медицинскому пакету сотрудника услуги медицинского психолога. Впрочем, отмечается и другая тенденция — сокращение ДМС и окончательный переход в сторону частной телемедицины. Причина проста: один поход в частную клинику может обойтись работодателю в несколько телемедицинских консультаций, а потому выбор очевиден — компания предпочтет решать проблемы малой кровью.

О «Горздраве»* замолвите слово

Микробиолог и писатель Поль де Крюи однажды сказал: «Медицина — это любовь, иначе она ничего не стоит». Министерство здравоохранения с ним не согласно, а потому из года в год пытается считать, что сколько стоит, а заодно сокращать лишние траты и максимально увеличивать возможную прибыль от работы с системой ОМС. Неудивительно, что в таких условиях на помощь после развития общей инфраструктуры пришли новые технологии и медицинские государственные порталы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В современном мире при переходе на цифру удалось резко сократить как расходы организаций, оказывающих помощь, так и время пациента: теперь не должен бегать по кабинетам в поисках своей карточки, которую запросто могли потерять еще при прошлом посещении. Помимо экономии денег, цифровизация услуг по ОМС помогает сохранить время пациенту, который может сам выбрать то, что хочет, просто передвигаясь по сайту «Горздрав» и выбирая нужную услугу.

«Правила жизни»

Начнем с основ. Прежде всего упрощена запись: свободная запись к врачу, по направлению (которое выдает терапевт или любой иной врач), на вакцинацию, на различные виды диспансеризации и даже вызов врача на дом. Если вы успели запутаться в записях (например, не помните кто идет 10-го числа к врачу, вы или ваше чадо, потому что записывались неделю назад), то теперь не придется судорожно дозваниваться до поликлиники и сталкиваться с плохим настроением и грубостью работников регистратуры. Вы просто находите нужную информацию о записи на сайте.

Другим важнейшим подспорьем для пациента стала цифровизация его истории болезни. Анализы из стационаров и поликлиник, заключения специалистов и даже банальное перечисление предыдущих диагнозов — все это может спасти жизнь и просто облегчить работу другому учреждению, куда пациент предъявит данные при переезде или при смене учреждения на более подходящее для него. Помимо данных об исследованиях, сайт содержит сведения о больничных листах, диспансеризациях (в том числе углубленных) и вызовах врача на дом, что позволит, например, в случае конфликтной ситуации более предметно разговаривать с медицинским учреждением или работодателем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не менее интересным аспектом цифровизации стало налаживание обратной связи между медицинской организацией и пациентом. Обратившийся в поликлинику может самостоятельно внести данные о своих аллергиях, сообщить, какие именно лекарственные препараты принимает сейчас. Помимо этого, пациент может обратиться в медицинскую организацию напрямую и выразить недовольство или, наоборот, восхищение работой сотрудников, чтобы руководство приняло соответствующие меры.

Где мы сейчас?

Несмотря на все сложности, система здравоохранения Российской Федерации продолжает совершенствоваться как в материальном, так и в цифровом виде. Заданные обществом стандарты вынуждают частные и государственные клиники повышать качество оказываемых медицинских услуг из года в год, а внешние обстоятельства вроде санкций или временного отсутствия заграничных лекарственных средств лишь подстегивают интерес профессионалов к поискам выхода из ситуации и доступных способов лечения. Однако хотелось бы подвести итог и составить небольшой список положительных и отрицательных сторон цифровизации здравоохранения в целом.

Плюсы:

  • Улучшение доступности медицинских услуг: цифровизация позволяет медицинским услугам быть доступными для более широкого круга людей независимо от их географического местоположения.
  • Ускорение процесса диагностики и лечения: цифровые технологии позволяют врачам быстрее и точнее ставить диагнозы и назначать лечение.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Экономия времени: онлайн-запись на прием к врачу, электронные медицинские карты и онлайн-консультации могут сэкономить время пациентов и врачей, сокращая количество ненужных посещений больниц.
  • Повышение эффективности работы медицинских учреждений: цифровизация помогает оптимизировать рабочие процессы, обеспечивая более эффективное использование ресурсов и улучшение качества обслуживания пациентов.
  • Снижение затрат: цифровое здравоохранение способно снизить затраты на медицинские услуги, так как многие процедуры могут быть проведены удаленно, без необходимости физического присутствия пациента в больнице.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Улучшение качества жизни пациентов: цифровизация здравоохранения может помочь пациентам контролировать свое здоровье и принимать обоснованные решения о своем лечении, что способно улучшить качество их жизни.
  • Создание новых рабочих мест: разработка и внедрение цифровых технологий в сферу здравоохранения создает новые рабочие места, в том числе для специалистов в области IT, медицины и здравоохранения.
  • Возможность собирать и анализировать большие объемы данных: цифровизация здравоохранения позволяет собирать и анализировать большие объемы данных о здоровье популяции. Это помогает выявить тенденции, предупредить вспышки различных заболеваний или узнать процентное соотношение патологий по каждому конкретному региону.
  • Инновации и развитие новых методов лечения: цифровые технологии стимулируют инновации в области здравоохранения. Это включает разработку новых методов диагностики и лечения заболеваний, использование искусственного интеллекта и машинного обучения для анализа медицинских данных, а также разработку мобильных приложений и устройств для самоконтроля здоровья.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»

Минусы:

  • С одной стороны, цифровизация значительно повышает безопасность и конфиденциальность информации пациентов (например, в современном мире ситуация, как с маньяком-врачом Максимом Петровым, который искал своих жертв по карточкам, лежавшим в свободном доступе в регистратуре, невозможна). Врачи и другой медицинский персонал получают доступ к информации только по необходимости, а данные могут быть зашифрованы для защиты от несанкционированного доступа. С другой стороны, существует колоссальный риск утечки данных: цифровизация может привести к увеличению риска утечки личных данных пациентов, что может привести к серьезным последствиям для их здоровья и благополучия, а учитывая, каким образом наказывают за подобные утечки IT-гигантов, можно быть уверенными: в случае взлома систем здравоохранения ответственные точно не понесут за это наказание.
  • Зависимость от технологий: цифровизация делает систему здравоохранения более зависимой от технологий, что может привести к сбоям в работе системы при технических проблемах или кибератаках. Зависимость от цифровых систем здравоохранения означает, что сбои в работе этих систем могут привести к недоступности или потере медицинских данных. Это может быть особенно опасно в случае неотложных медицинских ситуаций, когда каждая минута имеет значение.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Неравный доступ к технологиям: не все пациенты и медицинские работники имеют равный доступ к цифровым технологиям, что может привести к неравенству в доступе к медицинским услугам. Следствием этого является низкая цифровая грамотность: некоторые пациенты, особенно пожилые люди, могут испытывать трудности с использованием цифровых систем здравоохранения. Это может ограничить доступ пациентов к своей медицинской информации и услугам.
  • Высокие затраты: внедрение цифровых технологий может быть дорогостоящим, особенно для развивающихся регионов. Более того, внедрение и обслуживание цифровых систем здравоохранения требует значительных инвестиций. Многие медицинские учреждения могут не иметь средств для такого обновления.
  • Отсутствие стандартов: отсутствие единого стандарта для передачи и хранения медицинских данных затрудняет обмен информацией между различными учреждениями. Это может вызвать проблемы при лечении пациентов, особенно если им потребуется обслуживание в разных медицинских учреждениях.
  • Отчуждение врачей и пациентов: чрезмерная автоматизация и присутствие технологий в процессе оказания медицинской помощи может снизить чувство взаимосвязи и доверия между врачами и пациентами. Некоторые люди предпочитают личное взаимодействие и чувство присутствия врача, что может уменьшиться при использовании цифровых систем.
  • Обучение и адаптация: внедрение новых цифровых систем требует дополнительного обучения и адаптации персонала здравоохранения. Этот процесс может потребовать определенных ресурсов и времени и вызвать сложности у уже перегруженного медицинского персонала.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Как мы видим, несмотря на все трудности и препятствия, плюсов у цифровизации здравоохранения больше, чем минусов, а значит, распространение ее неизбежно. Частный и государственный сектор медицинских услуг смог адаптироваться к современным реалиям и продолжает лечить, восстанавливать, обучать и исследовать, что, безусловно, не может не радовать как пациентов, так и врачей. Они продолжают заниматься любимым делом и помогать людям, используя новые технологии, которые улучшаются с каждым днем.