Навоз, лимон и богомерзкие бабы: как предохранялись в России с древних времен до начала XX века

Принято считать, что до революции женщины «рожали столько, сколько Бог пошлет». Но это, конечно, совсем не так. И в деревнях, и в городах многие пытались защитить себя от нежелательной беременности, хоть это порицалось церковью и могло стоить жизни. Предлагаем краткий экскурс в историю вопроса.
Навоз, лимон и богомерзкие бабы: как предохранялись в России с древних времен до начала XX века
«Правила жизни»

После принятия христианства на Руси церковь строго контролировала дела семейные, однако секс до брака и вне брака, причем в самых разных форматах, был обычным делом. Информация об этом дошла до нас благодаря епитимийным сборникам или исповедным книгам. В них перечисляются разные грехи, которые мог совершить прихожанин, и наказание за них, то есть епитимья. Например, грех есть целоваться, язык в рот воткнув жене или другу. За это епитимья 12 дней, поклонов — по 60 на день. Грех есть пуститься рукою блудить. Епитимья шесть дней, поклонов — по 30 на день. Грех есть приложить нос, или уста, или бороду, или голову чью смеху ради к срамоте. Епитимья 15 дней, поклонов — по 80 на день.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Секс дозволялся только для продления рода, а прерванный половой акт тоже карался. Но если был совершен с женой, то не очень строго. «Коли до семени с мужем, испустивши семена на землю», епитимья 40 дней, поклонов — по 100 на день.

Можно предположить, что такое наказание мало кого останавливало. Но сам метод ненадежный, поэтому женщины после близости с мужчиной жевали петрушку, парили ноги с горчицей или парились в бане. А также пили отвары и настои из различных растений. Самыми эффективными считались можжевельник, папоротник, спорынья, белена, чистотел и т. д. Многие верили, что они предотвращают наступление беременности или при необходимости могут «вытравить плод».

«Правила жизни»

Такие средства обычно не сами готовили, а обращались к опытным женщинам. Во всех местностях были свои зеленицы или знахарки. В официальных документах их именовали богомерзкими бабами или просто бабами. Они привораживали и отвораживали, лечили и насылали болезни, избавляли от бесплодия и от нежелательной беременности.

Естественно, все это церковь запрещала. В сборнике епитимий для женщин есть такие вопросы: «Или чародейство деяла? Или дети ставила в себе, или губила в себе с бабами? Пила еси зелие детеи ради?»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К слову, контрацепция на Руси была проблемой исключительно женской. В некоторых источниках можно встретить упоминания прообразов современных презервативов из кишок домашних животных. Такие изобретения действительно известны с античных времен, но исследователи вопроса считают, что на Руси, а тем более в деревнях, мужчины их вряд ли использовали. Первые упоминания презервативов относятся уже к XIX веку: резиновые изделия привозили из Англии и Франции.

«Правила жизни»

Популярным способом защиты от нежелательной беременности было спринцевание кислыми растворами. Чаще всего это была моча — своя или партнера, также могли использовать уксус, а еще добавлять конский навоз и мед. В петровские времена, когда в Россию завезли лимоны, их дольки тоже стали использовать в качестве противозачаточного. Правда, долгое время позволить себе этот способ могли только в зажиточных семьях: лимоны стоили дорого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Единственным плюс-минус эффективным и безопасным способом защититься от беременности было длительное грудное вскармливание. Вот как писал об этом Владимир Гиляровский: «Матери продолжают кормить грудью ребенка до четырех и до пяти лет и кормят чужого, иногда и беззубых щенят». Но современная наука доказала, что около 40% женщин могут забеременеть и в период лактации. Так что надежным этот способ считать нельзя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И если в древности способы контрацепции были хоть и сомнительными, но натуральными, то в XIX веке в городах и деревнях женщины начинают использовать крайне опасные средства. В ход шли керосин, ртуть, мышьяк, фосфор, толченый сургуч, сера, глауберова соль. Самые отчаянные прыгали с небольшой высоты, перетягивали живот и прокалывали плодный пузырь спицами. Информация обо всех этих случаях есть в документах вскрытия для установления причины смерти.

«Правила жизни»

В одном из отчетов для Русского географического общества в 1871 году судебный следователь Казанской губернии В. Магнитский сообщал, что, «хоть изгнание плода считается страшным грехом, в каждом селении есть женщины, занимающиеся этим. Для изгнания плода знахарки дают пить сулему или заставляют глотать жестяные кружочки... Для предотвращения беременности женщины тотчас после полового акта пьют ложку воды с порохом, обмыв руки своей мочой».

В городах некоторые женщины могли обратиться к врачу. Но способы опять же были опасными. Элен Безухова из романа «Война и мир» умерла в результате неудачной попытки избавиться от ребенка. Прямо Толстой об этом не пишет, но намеки весьма прозрачны: «Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства». Элен вышла замуж за Пьера из-за корысти и детей не хотела, а Лев Толстой был сторонником репродуктивного секса. И в назидание всем женщинам он приводит эмансипированную героиню к показательному финалу: «Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale, но в интимных кружках рассказывали подробности о том, как le médecin intime de la Reine dʼEspagne предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения известного действия».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из другого романа Толстого внимательный читатель узнает, что дворянки знали и надежные способы не беременеть. Об этом Анна Каренина рассказывает Долли Облонской, чем повергает ее в шок: «Открытие это, вдруг объяснившее для нее все те непонятные для нее прежде семьи, в которых было только по одному и по два ребенка, вызвало в ней столько мыслей, соображений и противоречивых чувств, что она ничего не умела сказать и только широко раскрытыми глазами удивленно смотрела на Анну. Это было то самое, о чем она мечтала еще нынче дорогой, но теперь, узнав, что это возможно, она ужаснулась. Она чувствовала,что это было слишком простое решение слишком сложного вопроса».

Толстой не говорит, что это за решение, но, возможно, речь идет о золотом или серебряном кольце, которое врач мог установить в течение нескольких часов после рождения ребенка. Такое кольцо работало по аналогии с современными внутриматочными спиралями, и женщины носили его долгие годы, зачастую оно просто врастало в ткани.

Также в женских дневниках начиная с 70-х годов XIX века встречаются упоминания других средств контрацепции: пропитанных специальными растворами резиновых губок и тампонов, порошковдувателей и спринцевателей. Они продавались официально в комплекте с инструкцией по применению и рецептами растворов типа «сок двух лимонов и две столовые ложки уксуса». А уже в начале XX века появились средства барьерной контрацепции. В отличие от консервативной Европы, в России резиновые изделия для мужчин и женщин активно рекламировались в газетах и продавались в аптеках. И хотя церковь порицала их использование, исследователи того времени считают, что они помогли существенно сократить число не только преступных абортов, но и случаев заражения сифилисом.