«Гарри Поттер» на повторе и подводка для глаз в виде пера: как зумеры романтизируют учебу
Как все началось?
Считается, что «темную академию» придумали пользователи Tumblr — как и многие странноватые (и не очень) современные тренды из соцсетей. Именно на этой платформе — особенно любимой эмо и инди-кидами — примерно в 2014 году стали появляться первые фотографии, вдохновленные соответствующей эстетикой: снимки готических университетских зданий, фото молодых людей в темной одежде в стиле первой половины ХХ века или в стиле преппи, напоминающем форму студентов престижных учебных заведений. Фото авторы публикаций часто сопровождали цитатами классиков англоязычной литературы — Перси Шелли, сестер Бронте, Байрона, Оскара Уайльда и, разумеется, Донны Тартт, чей дебютный роман 1992 года «Тайная история» считается настольной книгой всех «темных академиков».
Долгое время тренд оставался нишевым, но с течением лет его популярность мало-помалу росла. В 2017 году, когда золотой век Tumblr остался в прошлом, dark academia перекочевала в Instagram (соцсеть принадлежит компании Meta, которая в России признана экстремистской и запрещена) — сегодня под тегом #darkacademia здесь насчитывается 2,4 млн публикаций. А затем, как это обычно бывает, — в TikTok, где у видео с этой меткой уже почти 6 млрд просмотров.
По-настоящему заметным тренд стал в 2020 году, во время пандемии, когда школьники и студенты, переведенные на дистанционное обучение, дружно заскучали по атмосфере учебных заведений и принялись романтизировать как учебный процесс, так и все, что вокруг него. Количество аккаунтов, посвященных «темной академии», в Instagram и TikTok выросло в несколько раз. Ведут их чаще всего подростки и молодежь до 25 лет. Постят на таких страницах модные луки (молодые люди и девушки в шерстяных кардиганах, клетчатых брюках и юбках и темных водолазках), снимки старинных университетских интерьеров, цитаты из подходящих книг и фильмов и видео под музыку — чаще всего классическую. «Думаю, большую часть "темной академии" составляет визуальная эстетика, но это не все. Dark academia — это еще и сообщество по интересам. Чем больше ты проникаешься этим вайбом, тем сильнее чувствуешь связь с другими людьми, которые что-то публикуют под этим тегом. Главное здесь — желание учиться», — рассказала 15-летняя блогер из TikTok Деклан Лайман в комментарии New York Times, чьи журналисты, как это часто бывает, одними из первых заинтересовались набирающим обороты трендом.
В чем суть?
Прежде всего, «темные академики» романтизируют учебу, но это далеко не все. Во-первых, учеба эта не простая, а непременно в престижном учебном заведении — в закрытой частной школе или в университете Лиги плюща. Во-вторых, технарям и прочим экономистам в мире dark academia места нет — это царство гуманитариев. «Темная академия» прославляет прежде всего изучение литературы и поэзии, а также писательство. «Академики» романтизируют эссе по мотивам древнегреческих трагедий, штудирование трудов средневековых поэтов и перечитывание в энный раз вдоль и поперек изученных классических романов, а также сочинение собственных стихов и рассказов. Желательно темной ночью при свете свечи, в крайнем случае — тусклой настольной лампы.
В-третьих — и это, пожалуй, главное, — «темная академия» на то и темная, что ее окутывает флер трагизма и мрачной тайны. Неслучайно программным литературным произведением этой эстетики считается «Тайная история» Донны Тартт. Герои этого романа — несколько блистательных молодых людей — изучают античную литературу в престижном университете под руководством седовласого профессора-интеллектуала. Однако в своих исканиях студенты заходят так далеко, что в какой-то момент убивают однокурсника. Автор американского сайта о литературе Book Riot Адиба Джайгирдар описывает «темную академию» как эстетику, которая прославляет «стремление к знаниям, а также исследование смерти и всех связанных с ней явлений».
Помимо «Тайной истории», «темные академики» зачитываются античной литературой, классическими романами (чаще всего британскими) и даже «Гарри Поттером» — собственно, Джоан Роулинг некоторые считают прародительницей жанра, а «темных академиков» называют повзрослевшими фанатами саги о мальчике, который выжил. По многим критериям серия романов английской писательницы и правда подходит под определение dark academia: действие происходит в закрытом и очень престижном учебном заведении со старинными традициями, герои стремятся к знаниям и чувствуют себя избранными, в школе много тайн, а преподаватели — чудаковатые люди, намерения которых не всегда добры. Не хватает разве что настоящей трагедии — все злоключения неизменно заканчиваются хеппи-эндом. Но ведь на то «Гарри Поттер» и детская книга.
Зато трагизма хватает в главном фильме «темной академии» — «Обществе мертвых поэтов» Питера Уира. Картина, вышедшая в прокат в 1989 году, рассказывает историю нескольких учеников закрытой школы для мальчиков, которые объединяются в тайное общество под предводительством нового харизматичного учителя литературы. В итоге попытка отстоять собственные идеалы и бунтовать против авторитета взрослых приводит к самоубийству одного из учеников. Другие фильмы в стиле dark academia: «Убей своих любимых» о студенческих годах поэта Аллена Гинзберга, хит нулевых «Жестокие игры», а из недавнего — сериал «Уэнсдэй» и нашумевший «Солтберн» с Джейкобом Элорди.
Как реагируют бренды?
У dark academia отличный коммерческий потенциал хотя бы потому, что эта эстетика многогранна и может проникать в самые разные сферы жизни — от литературы и интерьеров до красоты и моды.
«Темная академия» тесно связана с осенью — временем, когда в школах и университетах возобновляются занятия, а носить можно теплые кардиганы и твидовые пиджаки. Как сообщает WWD, в преддверии и в первой половине прошлой осени, например, количество запросов «dark academia outfits» в Pinterest выросло на 104%. Тем не менее элементы популярной эстетики некоторые бренды, в том числе первого эшелона, добавляют не только в осенне-зимние коллекции. Так, вполне в духе «темной академии» выглядели кардиганы в сочетании с твидовыми юбками миди на весенне-летнем показе Chanel осенью 2023 года. В этом же сезоне заигрывали с «темной академией» и Miu Miu — взять хотя бы их бордового цвета пиджаки поверх черных рубашек поло.
Бьюти-бренды тоже в стороне не остаются — причем ведут себя куда более прямолинейно. Так, независимая калифорнийская марка макияжа Shroud выпустила палетку теней Dark Academia. В ней девять оттенков — от блестящего голубовато-розового до цвета охры, и все с соответствующими названиями: например, «эпилог», «постскриптум» или «древность». А чуть раньше, летом, отличился уже российский бренд Beauty Bomb. В его линейке теперь есть целая коллекция под названием Dark Academia, а в ней 23 средства для макияжа: например, подводка для глаз в виде пера Misteriosa, помада-бальзам One Dead Poet или консилер Sleepless Booknight.
Любовь к «темной академии» отечественного бренда, ориентированного на подростков, неслучайна. На постсоветском пространстве эстетику dark academia любят не меньше, чем в Европе и США. В одном только VK количество пабликов для «темных академиков» переваливает за сотню. Авторы некоторых из них даже пытаются создать «темную академию по-русски». Русская dark academia — это, по мнению пользователей соцсети, увлечение Достоевским (особенно «Преступлением и наказанием»), прогулки по осеннему Петербургу и чтение трудов русских философов XIX века. В общем, все привычки, за которые ваша учительница литературы авансом поставила бы вам пять в четверти, а потом еще и тайком прослезилась бы от счастья.
А что еще?
Как мы видим, тренд dark academia оказался долгоиграющим и сдавать позиции не собирается. Писатели young adult продолжают выпускать книги в стилистике «темной академии», режиссеры снимают новые фильмы и сериалы, которые «академики» добавляют в список любимых, а модные и бьюти-бренды выпускают новые вещи и продукты для тех, кто мечтает выглядеть как слегка безумный студент престижной закрытой школы.
О популярности dark academia говорит и тот факт, что у эстетики уже появились «подвиды». Например, light academia: ее приверженцы носят уютные вещи светлых оттенков, смотрят «Маленьких женщин» и читают Джейн Остин. «Все вокруг прекрасно, мы полны надежд — и никто совершенно точно не умрет» — так описывает суть этой нишевой субкультуры один из пользователей Tumblr. Для тех, кому «светлая академия» кажется недостаточно светлой, недавно придумали еще и тренд pastel academia. Как нетрудно догадаться, «пастельные академики» носят одежду соответствующих оттенков, а еще одеваются и ведут себя куда более по-детски, чем все прочие «академические» собратья: например, читают не классические романы, а мангу и книги про Винни-Пуха.
В целом «академий» в соцсетях уже насчитывается около десятка, а может, и больше. Помимо прочего, существует ballet academia (романтизирует жизнь студентов балетных училищ), art academia (здесь все понятно) и даже STEM academia: студенты технических специальностей наконец взяли реванш и принялись эстетизировать лабораторный инвентарь, доски с математическими уравнениями и белые халаты.
Все это говорит о том, что у тренда, несомненно, оказался огромный потенциал, а также что учиться, по мнению зумеров, — это, несомненно, романтично. И взрослых это не может не радовать. Главное, чтобы все остались живы.