Быстрее, выше, моднее: как меняется спортивная инфраструктура в России

Сети велодорожек распространяются по россисйким городам чуть ли не с той же скоростью, что расширяется московское метро. Мы решили разобраться, какие вообще эволюционировала спортивная инфраструктура за последние 20 с лишним лет.
Быстрее, выше, моднее: как меняется спортивная инфраструктура в России
«Правила жизни»

Массовый спорт в России начала 2000-х не был сильной стороной общественной жизни: пара турников на район и несколько стадионов на город разной степени заброшенности — максимум, который достался стране, пережившей постсоветский период. Массовый спорт в 1990-е годы, надо признать, не был в приоритете: школьные секции с тренером-физкультурником, небольшие частные кружки единоборств, часто связанные с ОПГ и встречающиеся исключительно в крупных городах профессиональные школы — в лучшем случае две-три на регион, если речь не идет о Москве и Санкт-Петербурге.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2003 году ситуация в массовом российском спорте не сильно отличалась от предыдущего десятилетия: нефтедоллары еще не успели насытить экономику и вызвать у общества новые запросы, а россияне, в свою очередь, еще не прочувствовали тренд на здоровый образ жизни. Спорт в начале нулевых в основном воспринимался обществом как зрелище, причем ситуационное: в период Олимпиад и футбольных чемпионатов мира спрос на него был выше, но, как это обычно бывает, после очередного вылета футбольной сборной или олимпийской церемонии закрытия карета превращалась в тыкву.

И если громкие победы в спорте высоких достижений могли на несколько дней (или в крайнем случае — недель) вызвать очереди воодушевленных родителей и их менее воодушевленных детей в профессиональные секции, то бегунов и велосипедистов на набережных и в парках больше все же не становилось. Как не становилось больше и тех, кто, глядя на телевизионную картинку с соотечественником на пьедестале, вдруг задумывался о том, что пора в корне изменить свою жизнь.

Спорт как социальный статус: от французского кино и MTV до фитнес-клубов и «качалок»

Понимание «здорового тела» и «здорового духа», казалось, было полностью вытеснено из общественного сознания. При этом начало 2000-х связано с другим трендом эпохи — попытками обозначить свой статус. И спорт становится неплохим подспорьем для того, чтобы начать строить новые клубы по интересам. Причем в совершенно разных слоях общества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спорт стал проникать в жизнь многих россиян на волне увлечения молодежи субкультурами. И тут (внезапно) важную роль сыграл французский кинематограф. В 2001 году на экраны выходит фильм «Ямакаси: Свобода в движении», а в 2004-м его идейный продолжатель — «13-й район». Оба фильма посвящены паркуру — то ли виду спорта, то ли искусству на грани со стилем жизни, посвященному прыжкам, трюкам и преодолению препятствий. Идейно паркур подошел не только бедным районам Парижа, но и российским трущобам — лужковский самострой Москвы, заброшенные промзоны моногородов и куча недостроенных в 1990-е годы зданий внезапно стали для десятков тысяч молодых россиян неплохой спортивной площадкой, а феномен в виде популярных фильмов обозначил тренд на появление определенной субкультуры.

«Правила жизни»

Российские экстремалы привезли паркур на родину в начале 2000-х, а уже к середине десятилетия появились первые клубы трейсеров — людей, живущих паркуром. Примерно в то же время из США в Россию приезжает другой уличный вид спорта — скейтбординг. Расцвет его популярности на родине пришелся еще на прошлый век, но благодаря каналу MTV, который показал россиянам скейтера Тони Хоука, свою первую доску в руки взяли сотни тысяч наших соотечественников. Со скейтбордингом все было так же просто, как и с паркуром, — заниматься им можно было везде. Если вы застали середину нулевых, то, думаем, без особых проблем вспомните перила и лестничные пролеты, на которых с утра до вечера оттачивали навыки молодые ребята со скейтбордами из ближайшего двора. Как паркур, так и скейтбординг для многих россиян стали не столько атрибутами активного образом жизни, сколько частью социализации — попыткой вписаться в существующие субкультуры среди сверстников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Активный образ жизни в тот период был прерогативой не только молодежи из спальных районов — люди постарше тоже обратили внимание на спорт. И здесь не обошлось без фитнес-революции. Западный тренд на спортивную фигуру все еще занимал умы россиян, выросших на фильмах с Арнольдом Шварценеггером и на кассетах с аэробикой от Синди Кроуфорд. На все это накладывалась еще и потребность в создании новых социальных групп — состоятельных горожан, объединенных схожим образом жизни. В мир среднего класса начали проникать фитнес-клубы. Они еще не были массовым явлением, встречающимся в каждом регионе, но уже плотно обосновались в больших городах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В столице к 2003 году уже существовало более 100 фитнес-клубов, а ежемесячно открывалось еще по два. Бренды «Планета Фитнес» и World Class стали узнаваемы среди москвичей и других крупных городов России, но все еще оставались прерогативой людей с достатком выше среднего: годовой абонемент в этих местах стоил в районе $2-3 тыс. Позволить себе платить такие деньги за занятия спортом мог далеко не каждый.

Те, кому доход не позволял ходить в клубы с передовым оборудованием и персональными тренерами, продолжали ходить в подвальные «качалки», которые существовали и в поздние советские годы, и в ранние российские. Такие места могли удовлетворить спрос на развитие собственного тела, но не справлялись с более актуальной задачей — стать местами для постоянного досуга и клубами по интересам. А значит, были обречены на вымирание в стране, граждане которой год от года становилась богаче и требовательнее. Будущее было за фитнес-клубами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Доступность экипировки: рынки и торговые центры в борьбе за покупателя

Представьте, что вы оказались в среднестатистическом российском городе в конце 1990-х годов и испытываете необходимость купить спортивную форму и обувь. Куда вы за ними пойдете? Вероятнее всего, на рынок, где еще нужно подобрать свой размер и поторговаться с продавцом, а если все пройдет успешно, возможно, вам повезет взять сносный комплект бренда abibas или naik. Конечно, в Москве уже функционирует оригинальный магазин adidas, но, во-первых, до столицы еще надо добраться, а во-вторых, цены на рынке казались куда более доступными.

А теперь вообразите, что вы оказались в тех же обстоятельствах, но уже на несколько лет позже — в середине нулевых. И тут у вас уже появится возможность выбора между рынком и торговым центром. В 2002 году IKEA Centres открывают в Москве первый торговый центр «МЕГА», а следом за этим пространства, где можно купить продукты, мебель, одежду и спортивную экипировку, стали открываться по всей стране. Это важно для контекста: в Россию в большом количестве начинают приходить бренды, в городах открываются флагманские магазины и запускаются большие рекламные кампании. Спортивные бренды, разумеется, пытаются популяризировать в обществе спорт и атлетов. Мода на активный образ жизни продолжает распространяться.

«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ключевую роль в массовом спорте начала 2000-х годов играет «Спортмастер» — сеть магазинов, в которой продается как импортная спортивная одежда, так и экипировка собственных брендов. Благодаря этому форма и обувь становятся доступнее. Теперь можно прийти в торговый центр и взять форму в пару раз дешевле, чем во флагманских магазинах брендов.

Что не менее важно, в торговых центрах появляется вариативность: спортивные футболки, шорты и брюки соседствуют с мячами, роликами, скейтбордами и другой амуницией. Логистические сети позволяют доставать такие вещи не только в главных городах страны. Конечно, рынки все так же продолжают функционировать и в начале 2000-х годов, но теперь им нужно выигрывать конкуренцию у торговых центров, а значит, приходится доставать аналогичный инвентарь. Начинает расширяться ассортимент и в городах, куда торговые центры еще не успели дойти. Спрос начинает рождать предложение и наоборот.

Государство, крупный бизнес и спорт: успех Абрамовича в Англии, нефтегазовые инвестиции и пустые стадионы

В 2003 году спорт еще далек от того, чтобы стать одной из национальных идей российского государства. До судьбоносного решения МОК об Олимпиаде в Сочи остается еще четыре года, до третьего места футбольной сборной на Евро и долгожданного мирового чемпионства в хоккее — пять лет. Спорт остается уделом немногочисленных фанатов и телевизионных болельщиков. Инфраструктура тоже пока далека от передовой. Старые советские стадионы с типовыми названиями «Труд», «Спартак», «Динамо» и «Дружба» разбросаны по всей России, но уже начинают подгнивать (иногда — в буквальном смысле) из-за длительного отсутствия реконструкции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главным видом спорта в России остается футбол, но смотреть его со стадионов решаются только отдельные смельчаки — в среднем 11 167 зрителей на матчах элитного российского дивизиона. Цифры, в несколько раз уступающие не только передовым европейским чемпионатам, но и многим восточноевропейским турнирам. И дело не столько в низком качестве игры, сколько в отсутствии подходящей инфраструктуры. Мерзнуть на продуваемых стадионах — удел самых отважных.

Такое положение дел на вершине российской спортивной иерархии едва ли могло привлечь к занятиям спортом большое количество детей и взрослых любителей. Если профессиональные спортсмены мерзли на стадионах с протекающей крышей и деревянными скамейками запасных, то рассчитывать на комфортные условия в «коробке» соседнего двора тем более не приходилось.

Государственная поддержка спорта в 2003 году также была на сравнительно невысоком уровне. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту (предшественник Министерства спорта) за этот год потратил лишь 4 млрд рублей. Для сравнения: на благоустройство дорожной инфраструктуры в тот год правительство России выделило 39 млрд. В столичном бюджете ситуация была не лучше. Спорт в планах бюджета оказался объединен со здравоохранением, из-за чего в проекте можно увидеть забавное соседство: 500 млн рублей выделено на спорт, а на соседней строчке — 869 млн на молочное питание детям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»

Важным поворотным моментом с точки зрения инвестиций в спортивную инфраструктуру внезапно становится покупка Романом Абрамовичем лондонского «Челси» в 2003 году. «Коммерсант» позднее обращал внимание на то, что «Газпром», ВТБ, ЛУКОЙЛ и многие другие крупные российские корпорации стали инвестировать в спорт именно после того, как увидели результаты бизнес-проекта Абрамовича. Финансирование спорта стало не только трендом среди топ-менеджмента крупных российских компаний, но и потенциально прибыльной стратегией, которая к тому же помогала наладить контакт с правительством.

Впрочем, на первых порах разговор шел только об инвестициях в спорт высоких достижений. Например, программа «Газпром — детям», по которой в регионах начали строить массовую спортивную инфраструктуру, заработала только в 2007 году. Другой нефтяной гигант — ЛУКОЙЛ — открыл свой одноименный спортивный клуб еще в 1998 году, но крупные инвестиции в массовый спорт начались только в середине 2000-х — после того, как компания стала партнером Олимпийского комитета России.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для того чтобы привить стране интерес к спорту, требовалось сначала поднять результаты и построить хотя бы профессиональную инфраструктуру. И в 2003 году этот путь только предстояло пройти.

Спорт в России сейчас: государственное финансирование, энтузиазм и новое отношение к здоровому образу жизни

За 20 лет в стране поменялось многое — в частности, отношение к спорту, причем на всех уровнях. Глобально это случилось после того, как начались обильные инвестиции со стороны государства и крупного бизнеса. Принятием федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в 2007 году правительство обозначило новые приоритеты. С тех пор значительно возросло количество спортивных объектов: прямо сейчас в стране функционирует более 335 тыс. стадионов, площадок и комплексов.

Финансовая поддержка тоже выросла многократно: 4 млрд рублей в строке бюджета в 2003-м превратились в 65,2 млрд в 2023-м. Однако финансирование планируют сокращать: уже в 2025-м, по словам министра спорта Олега Матыцина, на спорт рассчитывают потратить 48,7 млрд. Связывают это с отсутствием международных соревнований и завершением федерального проекта «Спорт — норма жизни».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К слову, этот проект — один из немногих (хоть и самый крупный), по которым в регионах открываются объекты и финансируются занятия. Но это все сухие цифры и документы. На деле — проще взглянуть хотя бы на карту своего города. Объектов действительно стало кратно больше. Спортивные школы и стадионы сейчас есть в каждом региональном центре и практически в каждом районном. Причем чаще всего специфика обусловлена особенностями региона. В Бурятии открывается центр по стрельбе из лука, в Саратове — бадминтонный комплекс, а в Ульяновске — дворец художественной гимнастики. В 2021 году в Министерстве спорта обещали запустить интерактивную карту с обозначением всех инфраструктурных спортивных объектов в России, но по состоянию на 2023-й она продолжает работать лишь в тестовом формате.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»

Впрочем, количественные показатели не всегда так же важны, как качественные, с финансированием школ и зарплатами тренерам по-прежнему существует много проблем. Согласно исследованию сайта «ГородРабот.ру», средняя зарплата детского тренера в России составляет 36 486 рублей. И этот показатель — наглядная иллюстрация того, что одной инфраструктурой «оздоровить» нацию очень непросто.

Отношение к спорту изменилось не только у государства. Запрос на здоровый образ жизни и занятия спортом сильно возрос с появлением доступной инфраструктуры и экипировки. Это можно увидеть хотя бы на примере фитнес-клубов: вместе с бизнес-классом вырос и экономсегмент, а также стали открываться клубы класса люкс. По состоянию на доковидный 2019-й год их клиентами были более 4 млн жителей страны. Однако с 2020-го количество фитнес-клубов начинает сокращаться: далеко не все из них смогли пережить коронакризис.

Впрочем, падение интереса к фитнес-клубам может быть связано еще и с появлением возможностей заниматься спортом на открытом воздухе. Особенно это касается Москвы, на которую в 2019-м приходилась почти половина всех фитнес-клубов страны. Велосипедные станции с прокатом установлены сейчас практически у каждой станции метро, а городские набережные и лесопарки стараются оборудовать покрытием, пригодным для бега или езды на велосипеде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Велодорожки остаются большой проблемой для Москвы, но постепенно их количество увеличивается — пусть пока лишь в парковых зонах и в центре столицы. По состоянию на 2022 год в Москве было более 380 км велодорожек. Однако в остальных российских городах, за редким исключением, о подобной инфраструктуре пока остается только мечтать. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, 23% россиян в теплое время года катаются на велосипеде несколько раз в неделю. Причем 28% из них используют велосипед для поддержания физической формы, а 57% — для прогулок. В городах с численностью населения более 500 тыс. человек, по результатам исследования агентства ResearchMe, велосипед есть более чем у половины.

Велосипед — не единственный способ заниматься спортом на свежем воздухе. Паркур за 20 лет плавно перерос в воркаут на специально отведенных площадках, а скейтбординг никуда не делся — разве что вместо перил и бордюров обосновался на скейт-площадках. Опять же, на примере Москвы: в столице в 2022 году было больше ста скейтпарков — в среднем больше одного на район. В этом есть заслуга не только государственных проектов, но и энтузиастов — например, компании Rampstroy, которая спроектировала и построила большую часть скейт-площадок в Москве. Что до велоспорта, тут всех обгоняет Альметьевск: в 2016 году датская компания Copenhagenize Design Company спроектировала в городе сеть велодорожек протяженностью 50 км. К 2021 году цифра выросла больше, чем в два раза, — велодорожки растянулись на 115 км. А в Казани в 2023 году благоустроили 39 км велодорожек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Инициативные уличные спортсмены нулевых выросли и стали создавать ту инфраструктуру, которой им не хватало в детстве.

Уличный спорт не сильно обходит в популярности и более традиционный. Среди современных детей ходить в спортивные секции стало скорее нормой. Год назад «Авито услуги» провели опрос, согласно которому более 34% семей отдают своих детей в секции. Они сейчас существуют как на базах школ или муниципалитетов, так и в частном порядке. По информации Министерства просвещения, в 2022 году в 74% школ России было создано более 30 тыс. спортклубов.

Спортивная инфраструктура и отношение к спорту за 20 лет серьезно трансформировались и даже, скорее, появились из нуля. Практически все, что сейчас кажется нам нормой, — доступные торговые центры с экипировкой, секции для детей, стадионы и фитнес-залы — в 2003 году казалось если не диковинкой, то скорее успешным зарубежным опытом.

Конечно, невозможно сказать, что массовый спорт в России сейчас международный образец: хватает проблем с частным финансированием, а государственные деньги часто тратят на крупные города, из-за чего на местном уровне спорт во многих местах до сих пор недалеко продвинулся от 2003 года. А к тяжелым последствиям коронакризиса с недавних пор еще прибавились проблемы с международными соревнованиями для профессионалов и рост цен на спорттовары для любителей. Но, несмотря на это, хочется верить, что уровень инфраструктуры 2023 года будет казаться нам недостаточным по сравнению с тем, что мы увидим в 2043-м.