Маски шоу: история легендарных советских художников Кукрыниксов

XX век прошел под знаком карикатуры — она была мощным идеологическим оружием как в мирное время, так и во время войны. И главными советскими карикатуристами были, конечно, Кукрыниксы. «Правила жизни» вспоминают легендарных художников и выясняют, как все трое стали полковниками.
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Карикатура в России начала активно развиваться после революции 1905 года. С принятием манифеста о политических свободах пресса получила возможность печатать более злые критические статьи и комментарии о текущих событиях. Тексты в таких сатирических журналах тех лет, как «Жупел», «Нагаечка» и «Сатирикон», часто сопровождались карикатурами на злобу дня.

Советская же карикатура началась с военной пропаганды. Самым известным карикатурно-пропагандистским проектом ранних лет советской власти стали «Окна РОСТА» (РОСТА – Российское телеграфное агентство, предшественник ТАСС). Эти «окна» представляли собой плакаты, рассказывающие о достижениях большевиков и победах Красной армии.

«Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов»; «Это телеграфные вести, моментально переделанные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушкой. <...> Это новая форма, введенная непосредственно жизнью. <...> Это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек», – писал Владимир Маяковский, сам работавший над «окнами». Он сочинял к ним подписи.

Опыт составления таких карикатур Маяковский получил еще в Российской империи – подписывал лубки, высмеивающие германца и австрияка:

И тому подобные. Столь же бойкие стишки Маяковский стал сочинять и для новой власти. В годы Гражданской войны «Окна РОСТА» тиражировались десятками экземпляров и вывешивались в витринах опустевших магазинов. Рисовали плакаты от руки и по трафарету. Преобладали красный, черный и желтый цвета, а формы были максимально простыми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Плакат «Окон РОСТА», Владимир Маяковский, 1920 г.
Плакат «Окон РОСТА», Владимир Маяковский, 1920 г.
«Правила жизни»

Карикатуристы восхваляли крестьянина-бедняка и рабочего, клеймили попа, кулака и капиталиста, на плакатах торжествовал красноармеец с огромным штыком и был бит ряженый белогвардеец.

Рисовали «Окна РОСТА» такие художники, как Дмитрий Моор (вскоре он создаст один из самых известных плакатов Гражданской войны: «Ты записался добровольцем?»), Иван Малютин (бывший участник «Бубнового валета»,) участвовали в их создании художники Казимир Малевич, Аристарх Лентулов и, разумеется, Кукрыниксы (о них – позже).

Первые «окна» нарисовал Михаил Черемных: карикатурист за 2,5 года создал сотни рисунков. Их можно было легко тиражировать с помощью трафарета.

«План советской властью дан – я доволен ею. Как велит советский план – землю всю засею!» – гласил один из плакатов, призывающий к посевной. Выглядели «Окна РОСТА» как комиксы: обычно разделенные сюжетно и последовательно на четыре квадрата изображения. Примитивно и весьма доходчиво.

Критиковать советскую власть было нельзя – это была уголовная статья за антисоветскую агитацию и пропаганду. Однако можно было ругать (даже, скорее, поругивать) чиновников низшего звена – за халатность, коррупцию, бытовые неурядицы. И конечно же, доставалось врагам советской власти и разного рода осуждаемым явлениям – например, старому быту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Плакат журнала «Безбожник у станка», 1924 г.
Плакат журнала «Безбожник у станка», 1924 г.
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одним из излюбленных объектов критики советских карикатуристов был пузатый бюрократ – вечный, характерный для всех режимов образ чиновника, для которого буква формуляра была важнее человека. Другой темой была пропаганда безбожия. Советские карикатуристы высмеивали попов, церковь, бога и религию вообще. Например, постоянным персонажем журнала «Безбожник у станка» был атеист Антипка – его придумал художник Моор. Самое знаменитое изображение – ехидно ухмыляющийся малолетний Антипка в красноармейской шинели и буденовке – на обложке номера 15 за 1923 год. Наконец, буржуи и белогвардейцы. Один из характерных карикатурных плакатов на эту тему был нарисован художником Виктором Дени (Денисовым).

«Бей рабочих и крестьян» – гласит черный лозунг на бело-сине-красном русском триколоре. Флаг держит «деникинская банда» – генерал Антон Деникин, а также черносотенец и бывший депутат Думы Владимир Пуришкевич, казак, поп, пузатый кулак и царский жандарм.

В 1920-х с приходом НЭПа в Советской России стали печатать множество сатирических журналов. Характерный пример карикатуры тех лет: раздавленный краеугольным камнем гигантский желтый примус (нагревательный прибор, работающий на керосине или бензине. – «Правила жизни»). «По всему СССР закладываются фабрики-кухни», – гласит эпитафия, высеченная на камне. Возле этого, без преувеличения, события собрались женщины в красных косынках и с красным знаменем. «Лежит на нем камень тяжелый, чтоб встать он из гроба не мог», – подписана карикатура. Имеется в виду, что наступает новый, социалистический быт, который призван освободить женщину от домашних забот.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пропаганда обличала капитализм и его пережитки, классовых врагов, тунеядцев и алкоголиков, хулиганов и спекулянтов, белобандитов и британских политиков – в общем, всех врагов советской власти в первые годы ее существования. А безу­словной легендой этого жанра были Кукрыниксы, коллектив из трех художников – Николая Соколова, Порфирия Крылова и Михаила Куприянова. Псевдоним составлен из первых слогов их фамилий и имени Соколова – Ку[приянов], Кры[лов], Ник[олай] С[околов]. И «ы» – для множественного числа.

Творить втроем художники начали в 1924 году. В основном рисовали политическую карикатуру. К примеру, в 1937 году они изобразили шарж на «фашистского наемника» Троцкого, а также на подсудимых по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра». Впрочем, политикой дело не ограничивалось. Кукрыниксы иллюстрировали русскую классику, «Дон Кихота», создали знаменитую серию иллюстраций к «Двенадцати стульям» и «Золотому теленку».

Однако звездный час Кукрыниксов настал в годы Второй мировой войны – именно благодаря военным карикатурам. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» – гремели плакаты Кукрыниксов на досках объявлений и витринах Москвы уже в июне 1941 года. Красный солдат в красной же каске с красной звездой бил красным штыком черненького крысо- и бесоподобного Гитлера. Он прорвался через большой бумажный пакт о ненападении между СССР и Третьим рейхом и тянул лапку к солдату. Впоследствии на их карикатурах появлялись солдаты стран – союзниц по антигитлеровской коалиции, гигантские кулаки, штыки, клещи, обезьяноподобные солдаты вермахта, причитающий Гитлер, обмотанный бабьим платком, словно армия Паулюса под Сталинградом, окруженная советскими войсками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересно, что Кукрыниксы не только создавали карикатуры, но и писали картины – например, «Бегство фашистов из Новгорода». На полотне на фоне безмятежных белых стен Святой Софии Новгородской по снегу мечутся немецкие солдаты в шинелях и с факелами. В снегу безмолвно лежат поваленные статуи взорванного памятника «Тысячелетие России». Естественно, рисовали Кукрыниксы и Сталина, и других советских функционеров – например, Молотова. Но основным мотивом их творчества было создание образа врага – и внешнего, и внутреннего.

После победы карикатуристы продолжали высмеивать врагов советской Родины, но теперь это уже были американцы. Например, предложивший план послевоенной помощи Европе американский генерал Маршалл был изображен в образе сухопарого торгаша, предлагающего европейцам надеть ярмо и снова взять в руки оружие – под видом помощи из-за океана.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Забавный факт: к концу войны все трое Кукрыниксов имели воинские звания майоров. В 1945-м их решили отправить на Нюрнбергский процесс, чтобы они запечатлели исторический суд над нацизмом. Для этого художникам в срочном порядке присвоили звания советских полковников.

В хрущевскую и брежневскую эпоху к привычным врагам – дяде Сэму и генералам, разжигателям войны, – добавились новые персонажи: стиляги и хиппи. Рисунок художника Худякова «Обезьяны»: возле вольера стоят юноша и девушка в неформальной одежде – пиджаке с огромными плечами, цветастом галстуке и ярком пальто необычного фасона. За решеткой сидят обезьяны. «Думайте!» – могла бы гласить подпись.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Карикатура на стиляг, Кукрыниксы, 1959 г.
Карикатура на стиляг, Кукрыниксы, 1959 г.
«Правила жизни»

Отметились в карикатуре на стиляг и Ку­крыниксы. В 1959 году они нарисовали «Поганок». Молодые люди в яркой западной одежде танцуют, прорастая при этом из грибницы. «Иностранцы?! Иностранки?! / Нет! От пяток до бровей / Это местные поганки, / Доморощенный "Бродвей"!» – гласила подпись.

Другие постоянные герои советской карикатуры – пьяницы и тунеядцы. Эта тема сохранялась в советских сатирических изданиях вплоть до развала СССР. В годы перестройки стало больше политических карикатур. Там появлялся и старый знакомый – бюрократ, который прогонял рабочего-рационализатора, мешающего ему приколачивать в кабинете транспаранты с лозунгами. Это был ренессанс классической советской карикатуры, которой вдруг стало можно все, и одновременно ее излет. Смеялись теперь не над классовыми врагами, а над нищетой, товарным дефицитом, и даже политическая карикатура стала злее и беспощаднее. А картинки прошлого с пьяницами, прогульщиками и растратчиками теперь казались почти уютными.