Чему учат в школе: как в России изменилась сфера образования
(Не) в каждом населенном пункте
Известный советский лозунг «Учись отлично, школьник!» слышали наши бабушки, мамы, и, возможно, сейчас его слышит современная молодежь (ведь иногда так тяжело отказать себе в пафосе). В СССР вопрос образования стоял остро, так как в обществе надо было воспитывать усердных тружеников. К началу Великой Отечественной войны в школах обучались почти 35 млн человек. А что сейчас? За последние 20 лет Росстат приводит достаточно противоречивую динамику изменения количества обучающихся: к началу второго тысячелетия по всей стране было примерно 20,5 млн школьников, через десять лет их количество сократилось до 13,7 млн, а в 2022 году увеличилось до 17,5 млн.
При этом за последние четыре года в России было построено 667 новых школ в рамках плана по возведению 1,3 тыс. школ до 2024 года. Вообще, российских учреждений общего образования насчитывается около 40 тыс. Много это или мало, определяется количеством учеников в классе, наличием второй смены и временем на дорогу до школы. Официально считается, что в среднем в классе российской школы около 20 учеников — это привычный европейский показатель: в Великобритании, Германии и Италии ситуация выглядит аналогично.
Эксперт в сфере образования и образовательных технологий Алексей Чугринов рассказывает, что в современных школах бывает и по 30 человек в классе (иногда больше), вторая смена — обычная ситуация, а в сельских населенных пунктах дети часто не могут сами добираться до учебного заведения, поэтому их возят на автобусах. Это связано с тем, что глобально количество школ уменьшилось: с 2000 года в России учебных заведений стало меньше примерно на 40% — с 69 тыс. до 40 тыс. В городах стало меньше школ примерно на 20%, а в сельских населенных пунктах за 20 лет их число сократилось почти вдвое. Это связано с оттоком населения в крупные города и низкой плотностью населения за их пределами.
Онлайн-школы
Из-за подобного распределения учебных заведений (вспомните, как 1 сентября в ближайшую школу стекаются дети из самых удаленных уголков района) образование стало переходить в онлайн. «Распространение доступа в интернет среди массовой аудитории, а также возможность передавать аудио- и видеоматериалы через сеть стало главной предпосылкой появления и развития онлайн-образования. Учиться дистанционно удобно, этот формат разрушает географические и временные барьеры и поэтому пользуется таким спросом у аудитории», — рассказывает генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов.
Еще до пандемии на домашнем онлайн-обучении находились примерно 100 тыс. детей, из них откреплялись от школы лишь 1,5-2%. Сейчас это уже неотъемлемая часть жизни как школьников, так и учителей. Цифровизация дошла до того, что педагоги не участвуют в процессе создания и проверки заданий, а лишь получают результаты учеников. Как рассказывает Георгий Соловьев, сооснователь онлайн-школы Skyeng, в апреле 2020 года школа создала интерактивную платформу для учителей с целью предоставления удобного сервиса в период карантина. Выполненные школьниками задания проверялись автоматически, после чего учителю открывались данные с результатами. Платформа действует до сих пор, и, согласно статистике онлайн-школы, на ней с момента запуска зарегистрировались 8,5 млн учителей и 1,3 млн учеников, которые выполняют более 4 млн заданий в месяц.
По данным Skyeng, детский сегмент EdTech растет высокими темпами, порядка 20–25%, благодаря тому, что онлайн-обучение становится для родителей и подростков самым эффективным, недорогим способом получения качественного образования вне зависимости от того, какую инфраструктуру предоставляет ученику регион. Только в Skysmart обучаются более 50 тыс. детей и подростков от четырех до 18 лет, а на бесплатной платформе «Skysmart Класс» активно занимаются 16 164 школы из всех регионов РФ и ежемесячно 800 тыс. учащихся школ.
В дополнительном образовании проникновение в сферу детского обучения довольно высокое — до 40%, по статистике онлайн-школы «Фоксфорд». Отношения между классическими и онлайн-школами поддерживаются государством, в том числе через создание специальных программ. Яркий пример — проект «Код будущего» по подготовке ИТ-кадров, инициированный Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Занимаются реализацией проекта онлайн-школы посредством коллаборации с государственными образовательными учреждениями.
В основном образовании проникновение онлайн-формата в офлайн-обучение пока небольшое. «Посчитать процент сложно, поскольку освоение имеет разные формы. Например, это может быть не полная замена классического образования на электронное, а интеграция интернет-платформ и цифрового контента в школьное обучение. Мы уже наблюдаем не просто намерение, а активную реализацию включения цифровых технологий в образовательные процессы», — говорит Андрей Сизов, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд».
Как сфера образования превратилась в электронную
Помимо перехода процесса обучения в онлайн, сами уроки в школах стали более компьютеризированными. Электронные сервисы ввели еще в 2009 году, когда правительство РФ выпустило указ перевести все школы на систему электронных журналов до 2014 года. Это решило проблему доступа родителя к оценкам ребенка (больше не спрятать дневник под матрасом!), а также упростило процесс коммуникации ученика и учителя. Теперь домашнее задание и расписание автоматически появляются в программе, а доступ к ним круглосуточный. В электронный формат вместе с дневниками перешли и учебники: с 2015 года все учебные пособия обязаны иметь цифровой аналог, иначе пособие не сможет попасть в федеральный перечень рекомендуемой к использованию литературы.
При этом, по экспертной оценке Алексея Чугринова, электронные средства обучения неоднозначно повлияли на успеваемость детей. Если раньше ученики вели дневники и несли ответственность за выполнение домашнего задания, то теперь за них заполняет строку заданий в электронной системе учитель, тем самым контролируя процесс. Поэтому школьники отучаются от самодисциплины, а педагоги теряют время, занимаясь отчетностью вместо подготовки к урокам.
Помимо этого, дети стали обучаться на компьютерах и планшетах, а с 2013 года — на электронных досках: большом сенсорном экране, работающем как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. После компьютеризованные доски сменились на интерактивные: на них учителя могли как писать конспекты, рисовать графики и объяснять предметы, так и включать наглядные видео- и фотоматериалы для детей. Согласно исследованиям, впервые опубликованным в журнале Learning and Instruction, использование компьютерных технологий (и интерактивных досок, в частности) положительно влияет на развитие гибкости математического мышления и скорости выполнения задач.
Из-за процесса диджитализации и компьютеризации процесс обучения перешел в гибридную форму: даже если ребенок не занимается на онлайн-курсах, а в школе не используют видеоуроки, то обычные занятия и коммуникация учителей с детьми и родителями все равно переносится в онлайн-плоскость.
Новые знания — новые дисциплины
Изменения коснулись не только образовательного процесса, но и самих занятий. Самое масштабное трансформирование, приходящее первым на ум, — Единый государственный экзамен. Страшный и ужасный ЕГЭ заменил привычные в Советском Союзе выпускные экзамены, сократив неравенство между детьми и ограничив коррупцию при поступлении в университет. Ведь раньше абитуриенты сдавали внутренние экзамены и некоторые могли получить высокие баллы благодаря удачному знакомству.
Как бы удивительно ни было (ведь сейчас так много говорят о неэффективности ЕГЭ), с 2001 года, когда экзамен ввели в качестве эксперимента, он только набирал популярность. В 2002 году ЕГЭ сдавали примерно 250 тыс. школьников из 8,4 тыс. школ в 16 регионах страны, а в 117 вузах абитуриентов принимали с учетом оценок, полученных на основе баллов госэкзамена. В 2003 году тест сдали уже более половины всех выпускников России из 47 регионов, хотя до момента, когда экзамен стал обязательным, оставалось еще много лет. В то же время больше чем в два раза увеличилось число университетов, принимавших абитуриентов на обучение на основании результатов ЕГЭ. Уже в 2004 году экзамен был проведен в 65 регионах, среди которых были и Москва, и Санкт-Петербург, впервые присоединившиеся к эксперименту. В 2006 году почти 950 тыс. школьников участвовали в сдаче ЕГЭ, а в 2008 году — свыше 1 млн по всем регионам России.
По мнению Чугринова, при всех положительных моментах (уравнивание всех поступающих и проверка общих знаний) появление ЕГЭ повлияло на понимание предметов, снизив эрудицию детей. «В старших классах дети тренируются сдавать тесты по "своим" предметам и перестают погружаться в остальные. Это видят преподаватели вузов, которым приходится дотягивать первокурсников до приемлемого уровня», — говорит эксперт.
В появлением экзамена в школах стали развиваться новые дисциплины. 20 лет назад никто не мог представить, что на классных занятиях дети будут проходить китайский язык, учиться в медиаклассе (в этих тематических классах дети изучают медиасферу и учатся азам журналистики) или заниматься робототехникой.
Среди привычных иностранных языков, английского, немецкого и французского, в сетке расписаний теперь появились африканские языки — амхарский и суахили. А родителям предоставляется на выбор несколько дисциплин, направленных на знакомство детей с другими культурами, — например, уроки «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
При этом уроки направлены теперь не только на усвоение новых знаний, но и на воспитание детей. В 2023 году появилось отдельное занятие «Разговоры о важном», на котором дети вместе с учителем обсуждают важные морально-этические вопросы. С 2024 года планируется введение дисциплины «Основы безопасности и защита Родины», в рамках которого девочек будут обучать первой медицинской помощи, а мальчикам расскажут об основах воинской подготовки.
Как будут учиться дети будущего
Система образования — репродуктивная система государства. Она или адаптируется к новому времени и становится эффективной, или приходит в состояние деградации. «Сейчас ответственность за образование детей больше не лежит на школе. Родители вынуждены брать на себя планирование образования детей и вникать во все детали, справляясь с этим в одиночку», — считает Алексей Чугринов. И тогда возникает вопрос: как научить детей учиться? Перспективы сферы образования напрямую зависят от открытости новым технологиям и государственно-частного партнерства. В традиционном образовании есть проблема устаревания учебных материалов или же доступа к новейшим, однако ее решает гибкая онлайн-система.
Существует также проблема персонализации, о которой много говорят, но пока не достигли реализации этой концепции. Пока что ни одна компания не просто в России, а в мире не решила вопрос создания интересного урока для каждого ребенка. Если раньше для создания контента нужны были методисты и опытные педагоги, то сегодня каждую неделю нейросети способны генерировать нужный контент высокого качества. Правда, они пока не умеют создавать учебные материалы, интересные и гуманитарию, и технику. Будущее образовательной системы зависит от принятия новых технологий и их удачного внедрения, а также от переформирования учебного процесса с точки зрения новых трендов.