Поупражнялись в girl math и съели girl dinner: как «девчачий ужин» и «девчачья математика» стали мемами
Как все началось?
В мае 2023 года ассистентка шоураннера Оливия Мейхер (в числе прочего, она работала над сериалом «Дикинсон» для Apple TV) сидела без работы из-за забастовки сценаристов. Одним жарким днем она отправилась на прогулку по Лос-Анджелесу с подругой, и девушки разговорились о своих пищевых привычках — в частности, о том, как они любят хлеб с сыром и как два этих ингредиента могут составить абсолютно полноценный ужин. «Мы любим так питаться, — рассказала Оливия в интервью The New York Times. — Это такой "девчачий ужин", потому что мы едим его, когда наших парней нет дома и необязательно затевать "нормальный" ужин — с белком, овощами и крахмалом». Вернувшись домой, Мейхер выложила в TikTok 15-секундное видео, для которого засняла свою трапезу: сливочное масло, сыр, половину багета, виноград, маринованные огурцы и бокал вина. За кадром Оливия произнесла фразу, часть которой мгновенно стала вирусной: «Вот что я называю девчачьим ужином».
В следующие два месяца ролик посмотрели больше 1 млн раз, а понятие girl dinner превратилось в мем и тренд одновременно. Под соответствующим хештегом женщины принялись выкладывать в соцсети фото собственных ужинов — зачастую «не традиционных», собранных из снеков или просто на скорую руку. Сейчас тег #girldinner насчитывает 2,6 млрд просмотров в TikTok и больше 44 тыс. публикаций в Instagram (соцсеть принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ).
Что еще бывает girl-?
Как это часто случается с по-настоящему вирусными явлениями, одной сферой пользователи соцсетей не ограничились — количество микротрендов, названия которых начинаются с girl, стало стремительно увеличиваться. Второй по популярности (после #girldinner) соответствующий тег — #girlmath («девчачья математика»). Считается, что запустили его ведущие новозеландского утреннего шоу, когда обсуждали иррациональный подход к тратам. Под тегом публикуют ироничные посты о когнитивных искажениях, связанных с финансами и ведением бюджета: например, о том, что наличные — это «не настоящие деньги», а поход на концерт — это, по сути, бесплатное развлечение, ведь билеты вы купили давным-давно. В TikTok у видео с этим тегом уже 1,1 млрд просмотров, в Instagram — почти 40 тыс. постов.
Кроме того, в соцсетях, например, мечтают о feral girl summer («лето дикой девчонки», новый вариант надоевшего hot girl summer из 2019-го — для тех, кто любит проводить время не на вечеринках у бассейна, а в походах и прогулках по лесу), наслаждаются rat girl summer (лето, когда никто никому ничего не должен и можно просто наслаждаться тусовками, прогулками и любимыми снеками), ходят на hot girl walks (прогулки, во время которых принято размышлять о жизни и ставить цели на ближайшее будущее) и слушают sad girls music (в первую очередь баллады Ланы Дель Рэй и Тейлор Свифт).
А boy-?
Естественно, где girl, там и boy. Два самых популярных тренда — girl dinner и girl math — немедленно переиначили и придумали им пародийные «мужские» вариации. Под тегом boy dinner, который запустил в июле (почти одновременно с girl dinner) тиктокер с ником @bryaninheelee, пользователи постят типичный «ужин холостого мужчины». В противовес «девчачьей» трапезе, здесь нет оливок, других овощей и фруктов (как и в принципе «здоровых» продуктов), зато присутствуют пицца, фастфуд, чипсы, в лучшем случае — стейки или жареный цыпленок.
Что касается boy math, то в этот тег юзеры TikTok и Instagram вложили куда больше сарказма. Те, кому рассуждения о «девчачьей математике» показались сексистскими, принялись изобличать «мужскую логику». Например: «"Мужская математика" — это знать, что твоя голова на 75% лысая, и все равно тратить деньги на стрижку оставшихся 25%». Или: «"Мужская математика" — это заплатить $44 млрд за компанию стоимостью $25 млрд, а затем использовать бизнес-сноровку и предпринимательские ноу-хау, чтобы превратить ее в компанию за $8 млрд». К негласному флешмобу присоединилась даже член палаты представителей США Александрия Окасио-Кортес. В сентябре она написала в Х (соцсеть, ранее известная как Twitter) пост о своем оппоненте, спикере палаты Кевине Маккарти: «"Мужская математика" — это когда вам нужно 15 попыток, чтобы корректно подсчитать голоса и стать спикером, а затем — девять месяцев, чтобы приостановить работу правительства».
А что же бренды?
У микротрендов, вроде girl/boy dinner или girl/boy math, нет такого неиссякаемого коммерческого потенциала, как у хештегов, связанных с визуальными эстетиками, типа clean girl или vanilla girl (о них мы писали здесь). Тем не менее некоторые бренды попытались «освоить» новый тренд. Речь прежде всего о girl dinner: сеты и наборы продуктов под таким названием ввели в ассортимент некоторые продуктовые магазины, рестораны — и не только. Так, сеть кафе «луизианской кухни» Popeyes летом предлагала клиентам сайта свой вариант girl dinner, состоящий, в числе прочего, из сыра, картофельного пюре, макарунов, салата и красной фасоли с рисом. А бренд посуды Malacasa предлагает приготовить «идеальный "девчачий ужин" на посуде из специального сета.
О girl math в своей рекламной кампании заговорил международный бьюти-ретейлер Ulta Beauty. Компания выпустила для TikTok видео, в котором женщина наполняет корзину покупками, а подпись гласит: «"Девчачья математика" — единственная математика, которая имеет значение». Тренд подхватил и бренд plus-size-одежды Lane Bryant. На его сайте в сентябре появился лозунг: «Вы называете это "девчачьей математикой", а мы — распродажей ко Дню труда». Не осталась в стороне и сеть дисконтов Five Below — под тегом #girlmath в ее TikTok-аккаунте осенью выложили видео с рекламой новых товаров.
В чем подвох?
Пока одни придумывают очередной мем на основе girl- или boy-трендов или пытаются извлечь из них выгоду, другие стараются обратить внимание беспечных потребителей контента на то, что модные хештеги не так уж безобидны.
Если с girl math все ясно (многим шутки на тему якобы типично женских способов тратить деньги кажутся дискриминирующими — собственно, в пику тегу и придумали boy math), то на girl dinner, например, сперва ополчились диетологи. Некоторые из них обвинили тренд в том, что он нормализует «хаотичное питание», чересчур маленькие порции, а то и вовсе расстройства пищевого поведения. «Если ваша еда состоит только из фруктов, нескольких крекеров и кубиков сыра, то это, скорее перекус, а не полноценный прием пищи», — говорит нутрициолог Маккензи Берджесс.
В конце концов, тренд girl dinner тоже назвали сексистским. Некоторые пользователи соцсетей и журналисты справедливо указывают на то, что навешивать на еду ярлыки и называть ее «женской» или «мужской» — довольно странная практика. В конце концов, женщины часто любят бургеры и стейки, мужчины — сыр и оливки, а пищевые привычки, если кто-нибудь вдруг об этом забыл, не имеют гендера.
Издание Dazed и вовсе предлагает как можно скорее оставить в прошлом моду на любые girl-тренды, усматривая в них «инфантилизацию» женщин и стремление «тривиализировать» их жизненный опыт. «Как сказала однажды Урсула Легуин: почему женщины должны продолжать лепетать как маленькие дети, пока мужчины взрослеют? Почему женщины должны чувствовать себя слепыми, пока мужчины думают? — пишет журналистка Билли Уокер. — В конце концов мы скорее вернем себе право на "девичество", если перестанем бояться быть взрослыми женщинами со множеством сложных черт характера — и перестанем прятаться за детскостью».