Ищи то, не знаю что: как работает и для чего нужна рандонавтика — новое увлечение зумеров?

Миллионы людей по всему миру скачивают приложение Randonautica, работающее якобы по законам квантовой физики. Программа генерирует для пользователя точку, до которой он должен добраться, чтобы обнаружить там то, о чем до этого подумал. Иногда находки бывают по-настоящему зловещими. Два бесстрашных редактора «Правил жизни» не испугались таинственных алгоритмов, отправились на поиски загаданного и отыскали много интересного.
Ищи то, не знаю что: как работает и для чего нужна рандонавтика — новое увлечение зумеров?
«Правила жизни»

Петля на потолке и чемодан с трупами

В тот день, когда мы решили отправиться на поиски неизведанного, с погодой нам определенно повезло. Солнце нещадно било в глаза, а тепло было как в июне. Учитывая то, что в качестве отправного пункта мы выбрали кофейню в районе Полянки — то есть самый что ни на есть уютный и благообразный московский центр, — выглядело все, пожалуй, даже слишком жизнерадостно. «Лучше бы поехали в Бирюлево, чтобы помрачнее», — вслух размышляла я, пока мы петляли старинными переулками на пути к точке, которую выдало нам приложение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Флер загадочности на грани с мистикой окружает рандонавтику уже давно, и неспроста. Самая растиражированная в СМИ история, связанная с приложением, — случай, когда несколько американских подростков, отправившись на поиски своей точки в районе Сиэттла, обнаружили на пляже бесхозный чемодан, а в нем — останки двух расчлененных тел. Впоследствии полиция идентифицировала жертв и нашла убийцу, а суд приговорил его к нескольким десяткам лет тюрьмы.

Есть и другой пример — чуть менее зловещий, но все же впечатляющий: тиктокерша из штата Колорадо по имени Микена Рэй, загадавшая в качестве цели «смерть», наткнулась на мужчину, лежащего на земле. Склонившаяся над ним жена в панике сообщила, что в ее мужа стреляли, и попросила рандонавтов вызвать скорую и полицию. Пострадавшего спасли, но у Микены от ужаса случалась истерика, и она записала видео, в котором слезно умоляла своих подписчиков «никогда не заниматься рандонавтикой».

«Правила жизни»

И это, как говорится, только верхушка айсберга. Интернет полон подборок — текстовых и видео — вроде «10 самых криповых историй об использовании рандонавтики» или «хоррор-истории, связанные с рандонавтами». Кто-то оказывается в эпицентре места преступления — и попадает в точку, где стоят десятки полицейских машин. А кто-то находит заброшенный монастырь, а внутри — странных людей, совершающих загадочный ритуал. Один мужчина загадал «что-нибудь грустное», и рандонавтика привела его в заброшенный дом, где с потолка свисала петля, другой пришел на кладбище — к могиле своего полного тезки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Игра, наука и искусство

Чтобы понять, что представляет собой рандонавтика и почему в последние три года весь мир кинулся бродить по странным локациям в поисках интересных (или страшных) находок, не обойтись без краткого введения в теорию.

Приложение запустилось в 2019 году на основе бота Fatum Project, а в в феврале 2020 года — уже как самостоятельная программа. Рандонавтика получила свое название от французского randonnée — «длинная прогулка» (но и английское random, «случайный», тоже подходит) — и стала невероятно популярной после пандемийных локдаунов, а заодно на фоне той самой жутковатой истории с трупом на пляже: ее растиражировали в медиа, а сами герои снимали все на видео, которое затем выложили в TikTok. К июлю 2020 года приложение скачали уже около 11 млн раз. Сегодня видео под тегом #randonautica насчитывают более миллиарда (!) просмотров в TikTok, а в YouTube приложению посвящено 2,5 тыс. каналов.

Если кратко, то Randonautica генерирует случайную точку на карте, куда вам предлагается отправиться, но не просто так, а с определенной целью. Цель (или намерение) вы формулируете для себя самостоятельно и загадываете — исключительно в уме, ничего никуда вписывать не нужно. Загадать можно все что угодно: от пространных философских категорий («смерть», «любовь», «вдохновение» и т. д.) до вещей вполне конкретных и прозаических. Мы, например, после долгой дискуссии пришли к компромиссу и решили, что конечной точкой нашего пути будет слово «гуси». Ничего зловещего искать не хотелось, абстрактные понятия казались слишком... абстрактными. Гуси же птицы милые и не слишком агрессивные. К тому же они, как известно, спасли Рим, а Римская империя и все, что с ней связано, в последнее время в тренде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изобретатели рандонавтики утверждают: в основе ее работы лежат квантовые процессы. Они же предполагают, что человеческое сознание влияет на реальность и меняет ее сообразно нашим запросам. Если чуть подробнее, то устроено это так: вы задаете желаемый радиус вокруг своего местонахождения, загадываете намерение и выбираете один из типов прогулки — поиск так называемых аномалий или слепых пятен (тип распределения точек в пространстве). Приложение при помощи аппаратного генератора случайных чисел создает координаты места, в которое вам нужно прийти, — по идее, там вы найдете что-то связанное с вашим намерением. Такой эффект достигается за счет того, что наше сознание якобы воздействует на материю и может создавать статистические отклонения в распределении квантовых случайных точек — аттракторы (места скопления) и войды (пустоты), что и приводит к необычным находкам. Впрочем, воспринимать эту гипотезу с полной серьезностью тоже не стоит. «Проект не претендует на соответствие академическим стандартам. Мы находимся где-то посередине между игрой, наукой и искусством и стараемся взять как можно больше от каждого из них», — говорят создатели.

«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С ними отчасти согласна Катрина Арье, ученый и ведущая Telegram-канала «Квантовая физика с Катриной Арье», — к ней мы обратились за комментарием перед тем, как отправиться в захватывающее путешествие по Замоскворечью. «Рандонавтика использует квантовый генератор случайных чисел. Есть предположение, что разум человека может создавать отклонения в распределении случайных чисел. Однако на данный момент эта теория не доказана», — предупредила физик.

Много голов и один ангел

Точка, которую сгенерировала для нас программа, когда мы, сидя за кофе в Спасоналивковском переулке, запустили приложение и ознакомились с инструкцией, находилась в довольно популярном месте. Настолько популярном, что я немедленно предалась мечтам о Бирюлево и заброшенных домах, а моя коллега и подруга даже слегка расстроилась: вряд ли можно найти нечто ошеломительное на крыльце Новой Третьяковки!

Но правила есть правила — мы двинулись в путь к парку «Музеон», по дороге рассуждая о том, как на нашу жизнь могут повлиять случайности (например, то, какой вход в подземный переход мы выберем в эту минуту), и пытаясь подмечать вокруг себя необычные детали, а также хоть что-нибудь связанное с нашей конечной целью: вдруг наше мышление уже начало влиять на пространство?

Первое (впрочем, оно же единственное) совпадение не заставило себя долго ждать: на земле валялась обертка семечек «От Мартина» — с изображением милого мультяшного гуся. Воодушевленные, мы двинулись дальше — и уже через несколько сотен метров на нашем пути возник большой мурал: на черном фоне были неразборчивым почерком написаны какие-то имена. Подойдя ближе, мы прочитали табличку: оказывается, арт-объект создал художник Покрас Лампас совместно с поисково-спасательным отрядом «Лиза-Алерт», а имена принадлежат пропавшим без вести детям. Ничего общего с гусями, но у меня по спине пробежал холодок: мы наконец набрели на нечто хотя бы немного загадочное. К тому же о существовании мурала я не знала и, если бы не рандонавтика, вряд ли когда-нибудь рассмотрела бы его вблизи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пару сюрпризов подбросил и сам парк «Музеон». Меня, например, поразила инсталляция, посвященная жертвам сталинских репрессий, — она представляет собой сваленные друг на друга человеческие головы за металлической решеткой. Подруга же сильно прониклась деревянной статуей ангела с большими крыльями. «Скульптура поразительным образом резонирует с большим клубком мыслей о семье, корнях, идентичности — и с другими экзистенциальными вопросами о собственном прошлом, которые в последнее время крутятся у меня в голове, — объяснила она потом. — Табличка с фамилией скульптора усилила ощущение неслучайности происходящего. Фамилия такая же, как у моих мамы и дедушки, да еще и инициалы совпадают!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нам Нефермаат

Однако парк, хоть и произвел на нас впечатление, все-таки не был конечным пунктом маршрута. Точка, которую сгенерировала Randonautica, находилась где-то в районе крыльца Новой Третьяковки — причем неясно, с внутренней или с внешней стороны.

— На какую вы выставку? — строго спросил нас охранник, когда мы с видом шпионов на задании вошли через главный вход.

— Мы... Да мы просто в магазин пришли! — недолго думая, соврала подруга.

Чтобы не вызывать подозрений, мы и правда прошли сначала в музейную лавку. Будь наша точка там, отыскать гусей не составило бы труда — они наверняка нашлись бы на части полотен в многочисленных альбомах по искусству. Но приложение, видимо, решило не дать нам пойти по легкому пути. Выйдя из магазина, мы, осторожно оглядываясь, незаметно осмотрели холл — никаких признаков птиц. Таким образом мы дошли до коридора, ведущего в служебные помещения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— Это же рядом с крыльцом. Что, если точка там? — предположила я.

Все еще опасливо озираясь, мы прошли в помещение под табличкой «только для сотрудников». По устланным линолеумом коридорам разнеслось эхо наших шагов. Вокруг не было ни души, в полумраке виднелись очертания пустых вешалок, инвалидных кресел и какого-то хлама. Стараясь ступать тише, чтобы нас никто не обнаружил, я пыталась прочитать в окружающем пространстве хоть какие-нибудь знаки от мироздания, свидетельствующие о том, что мы на верном пути. Тщетно! Вместо гусиного гогота мы внезапно услышали невнятные голоса и, в страхе, что строгая охрана уже бежит за нами, попутно вызывая полицию, быстро ретировались. Снаружи мы еще прошлись по длинному музейному крыльцу. Увы, не обнаружили ничего, кроме сосланных в утиль статуй советских писателей во внутреннем дворе да валяющейся на земле бесхозной бейсболки.

— Какая-то ерунда! — разочарованно протянула я, глядя на беспечных отдыхающих в «Музеоне» напротив крыльца.

— А может, и нет, — подруга выглядела загадочно.

— То есть?

— Каких именно гусей ты представляла, когда мы визуализировали намерение?

— Да обычных — белых, с оранжевыми клювами.

— А я вот, — моя напарница перешла на таинственный шепот. — Думала о медумских гусях. Это гуси, изображениями которых была расписана гробница египетского принца Нефермаата, — они считаются настоящим арт-объектом. То есть я представляла гусей именно как произведение искусства. Может, поэтому мироздание привело нас в музей?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»

Гуси — новые покемоны

Сидя на скамейке в парке, мы продолжили обмениваться впечатлениями и пришли к единому заключению: может, гусей мы и не нашли и трупов (к счастью) не обнаружили, зато увидели много других интересных вещей. Проще говоря, настроившись на поиск необычного, мы это необычное отыскали. А это само по себе ценно. «Я шла на прогулку как на эксперимент с собственным подсознанием — и этот эксперимент был стопроцентно успешным, — философски подвела итог подруга. — Рандонавтику можно использовать как медитацию, которая позволяет абстрагироваться от рутины, погрустить, поностальгировать или порадоваться в зависимости от запроса. Наш мозг сам найдет вокруг то, что хочет найти, если дать ему шанс».

С моей подругой согласилась психолог, схема-терапевт, специалист платформы Alter Маргарита Спасская, к которой я обратилась с просьбой прокомментировать такое на первый взгляд загадочное явление, как рандонавтика. «Концепция приложения в том, что выпавшие на карте места неслучайны, но я бы это рассматривала как нарратив игры, — сказала мне Маргарита. — Если выбирать, к какому классу программ относить Randonautica, я бы скорее назвала его приложением дополненной реальности, как, например, Pokemon Go. Процесс взаимодействия с этим приложением подобен поиску клада — он приятен сам по себе, потому что добавляет к рутинному восприятию действительности немного волшебства. Рандонавтика может быть хорошим способом отдохнуть и разгрузить мозг. Многие не знают, чем себя развлечь. И такие непредсказуемые перемещения могут быть полезной практикой, которая меняет привычные маршруты, привносит больше спонтанности в нашу жизнь и тем самым помогает развивать гибкость мышления».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Весьма тепло к рандонавтике относится и физик Катрина Арье — несмотря на то что принципы, по которым работает приложение, вряд ли можно назвать абсолютно научными. «Основа квантовой физики — так называемый двухщелевой эксперимент, — объясняет Катрина. — Он показывает, что присутствие наблюдателя (или датчика, то есть фиксирующего прибора) превращает волны в частицы. Любая частица в отсутствие наблюдателя является волной, а как только ее начинают наблюдать, становится частицей, то есть материей. Получается, что любой наблюдатель создает свой субъективный мир, а объективного мира не существует вовсе? У физиков-ядерщиков есть фирменный ответ: "Да, но не точно". Для того чтобы гипотеза стала официально признанной теорией, она должна быть подтверждена экспериментально. То есть эксперимент постоянно должен показывать прогнозируемый результат. Но микромир и макромир — разные вещи. В макромире мы пока не обнаружили стабильных результатов в опытах влияния сознания на материю. Также было проведено много проверок людей, утверждающих, что они способны влиять мыслью на пространство. Ни одна из них не показала положительного результата. Несмотря на это, мне лично нравится идея рандонавтики. Она вполне может приводить к интересным находкам».

В очередной раз обсудив все произошедшее с нами за день, мы с напарницей попрощались. Я осталась в парке, а подруга спустилась в метро, чтобы отправиться по делам. Через десять минут я получила от нее сообщение в мессенджере: «Только что видела на станции рекламу. На фото мужчина, а у него подмышкой — гусь! Представляешь?» Кажется, мирозданию мы понравились — и оно до сих пор продолжает с нами играть.