Благодарю и принимаю: как работают гадалки в соцсетях
А ведьмы кто
Перед тем как открыть бизнес, необходимо ответить на три простых вопроса: что вы делаете, зачем вы это делаете и для кого вы это делаете? К современным эзотерикам в сетях это тоже относится — на первые два вопроса ответ приходит сразу, от третьего зависит позиционирование своих услуг и себя как мага / таролога / эзотерика / ведьмы / парапсихолога и прочего. Даже приверженцам научного мировоззрения и психотерапии можно продать эзотерику, главное — формулировка. Исследовав рынок услуг в социальных сетях, мы поделили магических героев на категории и изучили их целевую аудиторию.
Ведьма классическая (вне зависимости от пола)
Образ прямиком из фольклора и кино — любимец большого и малого экранов (фото таких героев чаще всего попадают в белые конверты «Битвы экстрасенсов»). Одет, как правило, во все черное, любит магическую атрибутику — черепа, перстни, браслеты, символику дьявола и прочей устрашающей чуши. В речи чаще всего звучат такие слова, как «порча», «приворот», «сглаз», «кладбище», «бесы», «демоны», «духи», и другие оккультные термины. Бравирует общением с миром мертвых, тонкими энергиями и в достаточно агрессивной форме разговаривает с аудиторией — проще говоря, хамит людям под эгидой «говорю как есть» или «рублю правду-матку».
Аудитория таких персонажей перекочевала с телевизионных каналов. Если раньше и «спасителям» надо было звонить на горячую линию, сейчас можно оставить комментарий в соцсети или написать по номеру телефона (все контакты — в инфобоксе). Скорее всего, страждущих ожидают шантаж, микрозаем, угрозы и другие уловки.
Ведьма современная
Здесь, как и у предыдущего героя, упор на тонкий мир духов. Рассказывает про энергии, общается с мертвыми, проводит ритуалы и раздает предсказания. Образ уже не такой мистический, но посыл тот же: информация приходит через поток, все видит, все чувствует, за консультациями — в директ и личные сообщения. Аудитория тут воду заряжать вряд ли будет, а привороты-отвороты закажет.
Цыганка
Ни в коем случае не хотим обидеть кочевой народ, но некоторые люди до сих пор ставят знак равенства между магией и цыганской национальностью. Кажется, что цыганам тайные знания передаются из поколения в поколение, словно рецепт окрошки или пирога, а за прилагательное «цыганский» (обряд, расклад — что угодно) в прайс-листе можно брать дополнительную плату.
Таролог
В этой категории работают все и сразу. Здесь можно встретить как мистического героя, рассказывающего про души усопших, так и простого смертного с колодой карт, мол, «трактую как бог пошлет, но все срабатывает». Большинство таких персонажей продавать обряды на деньги и любовь не будут (аудитория не та), но с удовольствием вселят надежду на возвращение бывшего партнера. Некоторые из них умудряются трактовать те же карты Таро с помощью науки, другие соединяют психоаналитику с картонками. В общем, кто во что горазд, главное — продается. Если с персонажами выше все более-менее понятно, то тарологи — относительно новый вид эзотерических бизнесменов, о которых стоит рассказать подробнее.
Псевдопсихолог
Отдельная категория инфоцыган с марафонами желаний, гайдами с раскрытием женской-мужской энергий и прочей ерундой. Подробнее о таких персонажах мы рассказывали здесь.
Дорогие подписчики
TikTok, YouTube, прямые эфиры, сторис и Reels в инстаграме (социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории РФ) — от выбранной соцсети и зависит формат эзотерического контента.
В запрещенной соцсети, например, любят формат прямых эфиров, где в режиме реального времени таролог X ответит на любой интересующий вопрос (демоверсия бесплатно, остальное — в директ). Уже ставший популярным мем «Михаил, 37, и Наталья, 43. Будут ли вместе?» (подставьте любые имена) — как раз отсюда. Ответ, как правило, расплывчатый, никаких подробностей, в конце — call-to-action или «нужно индивидуально разбираться, напишите мне в личку».
В YouTube более благодатная почва для подобного бизнеса. Здесь процветает формат длинного общего расклада (хронометраж иногда превышает полтора часа), вам нужно лишь выбрать одну из позиций (как правило, одну из трех карт), дальше — слушать и примерять трактовку на себя (о том, как это работает, поговорим ниже). Площадка же взрастила звезд (порог входа низкий, сразу предупреждаем, если возникла мысль быстро обогатиться). Тут и ведьма Алина (@alinashamilova3664), которая «рубит правду-матку» о ваших врагах, и Нейроведьма (@NeuroWitch_Life), объясняющая, что в голове у вашего «пингвина» (она так называет объекты симпатии своих «девочек»-зрительниц, причем возраст этих «девочек» — от 15 до 45 лет), и таролог Гриша (@ShoyTaro), разбирающий на запчасти любого суженого. Call-to-action не агрессивный — приглашение разобрать вашу ситуацию и поболтать тет-а-тет. Большинство тарологов не используют страшных терминов «порча» и «сглаз» и умело применяют психологические уловки на доверчивых зрителях (то есть прицельно бьют в больные места). Прайс-лист знаменитых тарологов в открытом доступе вы не найдете, но редакции известно, что два года назад за консультацию нужно было выложить минимум $100.
TikTok любит формат коротких видеороликов в духе «что он думает о вас» или «имя человека, который думает о вас». Соцсеть хороша для прогрева, чтобы заманить аудиторию на прямой эфир (здесь в ход идет «Михаил, 37, и Наталья, 43») и личные консультации.
Существует и другая сторона тиктока — вичток (Witchtock — от слова witch, то есть «ведьма»). Как правило, там сидят подростки, увлекающиеся эзотерикой, картами Таро и прочими паранормальными явлениями. Там вы найдете все, что душе угодно: и привороты на иголку, и техники, чтобы «краш думал о вас», и собственно составленные методички по картам Таро, и духовные практики, и расклады Таро за 50 рублей, и инструкцию по рунам и общению с богами любой религии. Создается впечатление, словно каждый подросток думает про эзотерику столько же раз на дню, сколько каждый мужчина думает о Римской империи. Подростки умудряются объединятся в «кланы» и «сообщества» против друг друга, чтобы решить, кто из них потомственный чародей, а кто несет отсебятину.
Особенно предприимчивые зумеры не просто заводят блог, но и открывают бизнес — с привязками на свечах за тысячу рублей, ритуалами на деньги, счастье и прочие блага. У большинства из них есть менеджеры (да, сами они слишком заняты, чтобы общаться с клиентами), которые и делают всю грязную работу (в том числе «ритуалы»). Если обряд не сработал, сами виноваты: слишком много думали о нем, надо было «отпустить и забыть».
Разрешить приложениям доступ к микрофону
Если у вас когда-нибудь возникала мысль, что TikTok читает ваши мысли и подсовывает в рекомендации видео о том, что вас беспокоит, не волнуйтесь: это не знак судьбы, а механизм контекстной рекламы. Стоит вам пару раз поговорить с подругой о человеке по имени Дмитрий, Сергей, Алексей, как китайская социальная сеть начнет подсовывать вам видео о том, что Сергей думает о вас. Все просто.
Мир эзотерики — эдакая площадка, где игроки перекидывают ответственность друг на друга, как в «горячей картошке». Зрители (или клиенты) хотят получить ответ на вопрос «Как жить?», а маги отвечают: «Карты все знают, а я лишь проводник».
Любой онлайн-расклад будет сопровождаться словами: «Если резонирует, то слушайте. Если нет, то нет, обращайтесь лично». То есть в любом случае ответственность на вас. А что, если резонирует? Значит, работает? Тоже нет. Пока вы сами не свяжетесь c Дмитрием/Сергеем/Алексеем, он о вас не подумает, сколько бы сладко ни пела гадалка.
Мысли, чувства, действия, или мир иллюзий
Самые популярные онлайн-расклады, конечно же, про отношения. «Все о нем», «Мысли, чувства, действия», «Партнер на пороге», «Что решил по поводу вас» и прочее. Читая комментарии, вы можете подумать, словно это мы чего-то не понимаем, а у людей-то все работает и резонирует. Но давайте обратимся к критическому мышлению.
Кто основная аудитория такого контента? Очевидно, люди с проблемами в личной жизни. Онлайн-тарологи применяют к ним несколько сценариев: расставание, эмоциональные качели, любовный треугольник, неразделенная любовь и далее по списку. Клиенту (или зрителю) нужно лишь подтверждение, что это не с ним что-то не так, а с другим объектом: любит, но не может признаться; любит, но не может уйти от другой; любит, но гордость не позволяет сделать первый шаг и так далее. Производителю (или тарологу) нужно лишь удержать человека на крючке. Общается таролог, естественно, общими фразами: «Человек он сложный, честолюбивый, вряд ли первым сделает первый шаг». Согласитесь, такое можно сказать о многих людях.
Зависимость
Возвращаясь к теме бизнеса, поясним: все производители борются за три ресурса: время, деньги и внимание, где первый пункт главный, ведь это единственный невосполнимый ресурс. И если с вас напрямую не требуют денег за онлайн-расклады, это еще не означает, что перед вами честный, сердобольный специалист.
Большинство зрителей таких раскладов подсаживаются на иглу иллюзий и мира Таро, а затем отрицают факты (а еще и находят оправдания тех или иных действий других людей). Если вам не пишут, значит, не хотят (а не потому, что кто-то гордый или боится своих чувств). Если вас не выбирают, значит, не хотят. А если вы все свое время проводите за просмотром онлайн-раскладов, время бить тревогу. Некоторые люди становятся настолько зависимы, что перестают принимать решения сами и надеются лишь на картонки (или символы, или знаки судьбы — что угодно). О магическом мышлении мы рассказывали в соседнем материале, но еще раз напомним: если вы перекладываете ответственность за свою жизнь на алгоритмы социальных сетей или на таролога Алину, быть беде.