Цена по запросу: как молодому художнику себя продавать?
Продвигать себя в интернете
Выкладывать свои работы в социальных сетях — самое простое, с чего можно начать. Не стесняйтесь показывать не только свои работы, но и себя. Показывайте рабочий процесс, рассказывайте о том, что вас вдохновляет.
Есть онлайн-платформы, которые помогают молодым художникам продать свои работы, — например, Sample и «Объединение». Крупнейший сайт в СНГ, где можно создать интернет-магазин и размещать свои работы, — «Ярмарка мастеров».
Многие подобные проекты размещают работы молодых художников бесплатно, что очевидно повышает клаттер, но все равно позволяет вашим работам найти свою аудиторию. Оставляйте заявку — и вперед.
Знать себе цену
Большинство молодых художников не могут понять, сколько они стоят, даже если к ним напрямую выходит покупатель. Изучите стоимость работ из схожих материалов, посмотрите, сколько стоят работы других молодых художников в аналогичном вашему стиле.
Существует ряд онлайн-инструментов, которые помогут вам определить цену вашего произведения искусства. Рассчитывайте ее с учетом стоимости материалов, размера работы, стиля и ваших регалий как художника: образование, участие в выставках, наличие работ в частных коллекциях и публикации в СМИ.
Главное, помните одну из основных манипуляций арт-маркетинга (и не только): не очередь, потому что вкусно, а вкусно, потому что очередь.
Составить Artist's statement, СV и портфолио
Заявление художника, или Artist's statement, — это, собственно, описание вашего искусства, какие ценности вы разделяете и переносите в свое творчество. Не всегда визуального восприятия достаточно для покупателя. Многие люди хотят знать историю создания работ, ваш манифест.
Для большинства опен-коллов, тендеров, конкурсов и выставок художнику нужно предоставлять CV, или Curriculum Vitae. По сути, это резюме, как если бы вы устраивались на работу, но представляющее из себя короткое эссе о вашем творческом пути: образование, заслуги, награды, история участия в ярмарках, выставках, кому и сколько работ вы продали. Обязательно смотрите примеры правильного оформления CV. Это не тот случай, когда нужно «надевать все лучшее сразу».
Портфолио ваших работ должно меняться в зависимости от того, кому вы его высылаете. Стоит предварительно изучить, какие ваши работы будут интересны, например, галерее, с которой вы хотите сотрудничать, или под формат выставки, в которой вы хотите принять участие.
Не забывайте следить за такими банальными вещами, как размер файлов. А иногда удобнее создать онлайн-визитку, в которую можно вшить ссылку на портфолио.
Нарабатывать портфолио
Следите за опен-коллами* галерей, ярмарок, резиденций, образовательных программы, свободных мастерских и т. д. Чтобы не пропустить подходящий проект, подпишитесь на телеграм-каналы — например, Open Call for Artists и «Open call Россия».
* Опен-колл (англ. open-call) — отборочная программа, как правило, в виде конкурса, для участия в каком-либо арт-проекте. Предполагает определенные требования к работам и возможность выставить подготовленные работы в проекте в случае выбора работ куратором / победы в конкурсе.
Самая известная ярмарка молодого современного искусства blazar проходит с 21 по 24 сентября. Принять участие в blazar могут не только галереи, но и независимые художники и творческие объединения, работающие с авторами моложе 35 лет. В этом году уже очевидно не успеете, но определенно стоит попытать счастья в следующем. В 2024 году пройдет очередная российская ярмарка Art Russia Fair, где также будут представлены и галереи, и художники.
Обратите внимание на проект «Винзавода» — ярмарку Win-Win, которая буквально недавно проводила open-call для своей осенней ярмарки, где тоже могут принимать участие молодые независимые художники.
Есть и другие проекты, с меньшим порогом входа. Даже если вас не отберут на конкретный проект, вы получите отличный опыт, обратную связь от коллег с арт-рынка, которая пригодится вам в будущем, и, кто знает, может, приглянетесь кому-то из экспертной комиссии для других инициатив. Здесь как в студенчестве: сначала ты работаешь на зачетку — потом зачетка работает на тебя.
Найти себе арт-менеджера
Чтобы не решать все описанные выше вопросы самостоятельно, лучше как минимум посоветоваться с арт-менеджером или начать полноценно сотрудничать с галереей. Ведь сам художник редко бывает предпринимателем (хотя есть исключения, конечно). Обычно творческий тип мышления вытесняет бизнесовый. Когда ваша работа заключается в том, чтобы создавать искусство, довольно сложно найти время и силы еще и на вопросы организации его продажи.
Тем более сложно человеку, не имеющему отношения к арт-рынку, с ходу грамотно и успешно сформулировать стратегию продвижения и продаж.
Отношения художника и галереи подробно обсуждали в одном из эпизодов нашего подкаста #на_изящном. Галерист берет на себя обязательства по продвижению художника, организует выставки как в пространстве своей галереи, так и в рамках ярмарок, в которых принимает участие галерея. На плечах галериста (хорошего) — пиар и публикации в СМИ, общение с арт-критиками, поиск покупателей, согласование коллабораций с брендами (и это тоже часть продвижения), помощь в формулировании позиционирования художника, а также то, о чем забывают многие представители творческих профессий, — финансовые и юридические вопросы. Одному все это делать крайне сложно.
Но галериста еще надо впечатлить, совпасть с ним по ценностям и условиям сотрудничества. Высылать свое предложение в первую понравившуюся галерею не стоит. Изучите предварительно, какие галереи есть на рынке, с какими авторами они сотрудничают. Выберите те, с чьими взглядами ваши могут быть схожи, и отправьте им свое CV, Artist's Statement и портфолио с сопроводительным письмом.