Король вампиров, сын дьявола и кровожадный тиран: самые популярные мифы о Владе Дракуле
Влад Дракула — потомок дьявола
Влад III родился в начале 1430-х годов в Сигишоаре — саксонском городе, расположенном в нескольких сотнях километров к северо-западу от современного Бухареста. Воспитывалась будущая легенда кинематографа в семье валашского господаря Влада II Дракула (да-да, именно Дракула, а не Дракулы). Свое знаменитое прозвище, которое впоследствии перешло и к сыну, правитель Валахии получил из-за принадлежности к обществу Дракона — рыцарскому ордену, основанному королем Венгрии Сигизмундом I Люксембургом для защиты католической церкви от еретиков. Но и Цепешем Влада II называли неслучайно: это слово происходит от румынского «кол» и буквально переводится как «колосажатель». Можно только предположить, какая дружелюбная атмосфера царила на семейных посиделках дома, где рос Цепеш-младший.
Так почему же позднее Влада III стали именовать «сыном дьявола», подпитывая таким образом миф о его потустороннем происхождении? Оказывается, в то время как в румынском XV века «дракул» означал безобидную (относительно сатаны, конечно) рептилию, в современном языке он потерял прежнюю безобидность и теперь отсылает к властелину ада. Влад III, который во всех документах подписывался как Дракула, то есть «сын дракона», будущие этимологические эволюции предугадывать не умел, а потому сам обеспечил себе репутацию наследника князя тьмы.
Влад Дракула правил как безумный тиран
Отрицать безжалостность и насилие, окрасившие шесть лет пребывания Влада III на валашском троне, — бессмысленное занятие, как и забывать о том, что в Средние века это было обычным делом. Авторитарный стиль правления и многочисленные казни неверных служили единственной защитой для неустойчивой власти, свергнуть которую порывались чуть ли не каждые выходные.
Зимой 1446 года венгры совершили попытку государственного переворота: политический деятель Янош Хуньяди вторгся в Валахию, чтобы свергнуть Влада II. По приказу полководца господаря обезглавили, а старшего брата Дракулы похоронили заживо. Это наложило свой отпечаток на психику Дракулы, которая и так находилась в нестабильном состоянии после четырехлетнего заточения в Османской империи (в 1444 году Цепеш-старший отправил двух своих сыновей — 14-летнего Влада и пятилетнего Раду — в качестве «залога» султану, желая уверить того в своей преданности).
Вернуть власть в княжестве Цепешу помог все тот же турецкий султан, воевавший с венгерскими отрядами уже не первый год. При поддержке турок, щедро одаривших его деньгами и роскошными одеждами, Влад III стал воеводой. Однако на этом история не закончилась: вскоре Дракула снова был смещен Хуньяди и вынужденно бежал в Молдавию. Только восемь лет спустя ему удалось собрать армию добровольцев, чтобы вновь занять престол — на этот раз успешно.
Заняв пост господаря, первым делом Дракула взялся за расследование гибели своих родных. Бояре, которые оказались причастны к кровавой расправе, были казнены (их, кстати, было не 500 и тем более не несколько тысяч, как иногда говорят, а около десяти). Сам Влад III после этого начал особенно подозрительно относиться к знати. Предателей, воров и других уголовных элементов ожидало жестокое наказание: независимо от степени тяжести проступка, возраста и пола их сажали на кол в качестве урока другим. И такая кровавая политика принесла свои плоды: согласно хроникам того времени, в Валахии настолько снизился уровень преступности, что можно было спокойно оставить золотые монеты на улице и забрать их оттуда же несколько дней спустя.
Слухи о бессердечности Дракулы, которым способствовали и его военные достижения в сражениях с Османской империей (плен туркам он так и не забыл), быстро распространились по Европе. В конце 1460-х годов Михаэль Бехайм сочинил поэму с говорящим названием «О злодее, который звался Дракул и был воеводой Валахии», а позже появилось и «Сказание о Дракуле воеводе», написанное дьяком русского посольского приказа Федором Курицыным. И хотя судить об их достоверности сложно, факты из этих произведений достаточно красноречиво описывают представления простых людей о валашском правителе. Например, там рассказывается о случае, когда Дракула оказался настолько возмущен дерзостью иностранных послов, не снявших в его присутствии головных уборов, что прибил к их головам колпаки.
Однако безумным тираном Влада III можно было назвать с большой натяжкой. Несмотря на зачастую необоснованные зверства, достойные пера Джорджа Мартина, он все еще заботился о благополучии народа, развивал торговлю и укреплял православную церковь, жертвуя ей немалые деньги. Дракула также основал монастырь Комана и один из храмов в городке Тыргшор — тем нелепее выглядят толки о том, что валашский господарь был как-то связан с демоническими силами.
Влад Дракула обладал бессмертием и был вампиром
Самая распространенная легенда, за которую можно сказать спасибо безграничной силе литературы и кинематографа. Образ архетипического вампира «культивировал» Брэм Стокер в романе 1897 года (и последовавшие за его публикацией бесконечные экранизации), но вот молва о том, что валашский правитель наделен сверхъестественными способностями, уходит корнями далеко за пределы XIX века.
Как мы уже упоминали, Влад Дракула так никогда и не забыл свое вынужденное пребывание во владениях турецкого султана. После прихода к власти он бросил практически все силы на ослабление ненавистного противника, что было задачей повышенной сложности, учитывая военную мощь Османской империи и почти 100-тысячную армию Мехмеда II. Сражения требовали не только человеческих, но и материальных ресурсов, которые иссякали с невероятной скоростью.
В конечном итоге империя победила, а валашская аристократия, помнившая репрессии Цепеша, перешла на сторону Раду, его младшего брата (тот остался при дворе султана и даже принял ислам). Пообещав народу спокойствие, а боярам — возвращение всех привилегий, он фактически гарантировал себе трон.
Владу III же пришлось спасаться бегством в Венгрию, но и там он не нашел поддержки. По ложному обвинению в сотрудничестве с турками его заключили в тюрьму, и в течение почти 13 лет о беспощадном Дракуле никто ничего не слышал. Неудивительно, что за это время родилась легенда, которая на протяжении веков трансформировалась в сегодняшний миф о вампирах. Поспособствовали этому и венгерские придворные, при поддержке саксонских врагов валашского принца распространявшие небылицы о его злодеяниях.
Брэм Стокер вдохновлялся личностью Влада Дракулы
Культовый эпистолярный роман ирландского автора — классический пример хоррора, который, может, сегодня уже и не пугает, но все еще служит образцом жанра. Вопреки расхожему мнению, у вымышленного графа Дракулы, чье мертвенно-бледное лицо и неизменный черный плащ до появления на горизонте Эдварда Каллена служили неизменными атрибутами вампирской расы, и у существовавшего в XV веке Влада III совсем не так много общего.
По словам Ирвинга, сына Брэма Стокера, его отцу приснился сон о встающем из гроба чудовище, который и лег в основу произведения. Первоначальная версия и правда делала главным действующим лицом графа-вампира, однако загадочный антагонист оставался безымянным и жил вовсе не в Трансильвании, а в Штирии, на юго-востоке Австрии.
Что касается имени, некоторые литературоведы уверены, что Стокер позаимствовал его либо из книги Иоганна Христиана фон Энгеля, посвященной истории Молдавии и Валахии, либо из отчета о валашских правителях английского консула Уильяма Уилкинсона. Третьим по популярности «информатором» называют венгерского профессора и краеведа Арминия Вамбери, который мог предоставить писателю информацию о Цепеше.
Во всех этих источниках, как и в нескольких саксонских гравюрах из Британского музея в Лондоне, вероятно, найденных Стокером, в общих чертах раскрывалась жестокая природа Влада Дракулы. К слову, из свидетельств о том, что господарь пронзал своих жертв колами, вполне мог родиться и небезызвестный способ убийства вампиров.
Так что изображенный в виде кровожадного монстра Цепеш стал идеальным прототипом для готического романа, но вот его реальная личность к этому не имела никакого отношения.