Курс валюты: как состояться в Дубае и избежать ошибок
После года, проведенного в Дубае, я думал: как можно описать этот город, его темп, проблематику и возможности? Как здесь состояться, начать вести бизнес и выйти на международную арену? Что здесь самое важное? Деньги? Нет. Связи.
Связи в Дубае есть самые разные. Кто-то едет сюда выстраивать связи деловые, кто-то – причинно-следственные, кто-то – беспорядочные половые. Я напишу о социальных и деловых. Все ваши связи в конечном итоге здесь конвертируются в самую ценную валюту – intro (introduction, рекомендация). Курс валюты intro в Дубае выше доллара, дирхама, золота и биткоина. Самое ценное, что у вас есть, – ваши связи. Затем идет репутация. Поговорим и о том, и о другом.
Важно помнить, что Дубай – в первую очередь хаб. Точка пересечения потоков людей, денег, стартапов и фондов, богатых и бедных, футболистов и эскортниц. Почти все экспаты здесь проездом, у людей нет привычки долгих отношений. А значит, единственное, что является гарантом при общении, – рекомендация доверенного лица. Почему это важно знать? Как только вы станете воспринимать Дубай как огромный банкет с умными и глупыми гостями и бросите идею делать что-то в лоб, станет проще. Ваша задача – получить приглашение за лучший столик, а не плюхнуться с разгона на случайно освободившийся стул.
Дубай небольшой. Если вы делаете свое дело круто, будьте уверены: о вас, скорее всего, уже знают. Если вы подвели – об этом узнают еще быстрее и всегда будут иметь это в виду. Это не Москва.
Дубай часто называют огромным торговым центром, но я бы скорее сравнил его с огромной выставкой. Дубай был городом всемирной выставки World Expo в 2020–2022 годах, но на самом деле был им всегда, сколько существует. И будет.
Начало
В Дубай я приехал 1 марта 2022 года с семьей.
Получается, я тут уже больше года, успел сделать классический набор дел aka «машина-квартира-визы-права-компания-счета-страховки-школы детям». Я был в первой волне, и для меня, несмотря на всю сложность обстоятельств, это было точно плюсом.
Я расскажу здесь о своем пути и нескольких ситуациях, которые дают представление, чем живет Дубай, что здесь важно и нужно, а что, наоборот, абсолютно бессмысленно. Что ценно на Среднем Востоке, чего не стоит делать при общении с местными жителями, на чем держать фокус и как вообще устроиться в Дубае.
Март 2022-го выдался интересным. Через десять дней после прилета я выступал на Creative Week Dubai Expo, рассказывая о том, как наше агентство работает с брендами, что такое креатив и откуда берутся международные награды в Каннах и Берлине. Мне повезло: русский координатор Катя видела наши клипы для «Ленинграда» и Мирона (признан иноагентом. – «Правила жизни») и предложила меня на интервью местному телеканалу. Именно там стало понятно, что попасть куда угодно в ОАЭ можно изумительно просто, если тебя представит правильный человек. В гостях выпуска были я, посол Доминиканы и какой-то физик – то ли из Сенегала, то ли из Конго. Сюр. Всех нас привели координаторы павильонов, попасть по-другому туда, по-моему, было просто нельзя. Уже потом мне рассказали, что попасть на ТВ в Эмиратах – дело обычно очень непростое, со множеством проверок и номинаций. Но не тут. Редакторам было неважно, кто я, чем занимается компания, – им всем было достаточно того факта, что я Kate’s guest. Это было мое первое дубайское intro.
Через несколько дней последовало второе. Мой давний приятель, руководитель европейского венчурного фонда, позвонил мне:
– Митя, привет! Видел, ты в Дубае, уже и на ТВ – круто! Меня попросили порекомендовать интересных предпринимателей к встрече с министром экономики Дубая. Хочешь?
Помню, что, отвечая, пытался максимально держать лицо и выдавил из себя сухое: «К-к-когда?»
Мне пришло приглашение на почту. Здание Министерства экономики и туризма Дубая находится рядом с Музеем будущего, в районе One Central. Там сидят IT-компании, финансисты, консалтеры, и шесть этажей занимают правительственные департаменты. Это объективно совсем непохоже на привычную нам госструктуру. Идеальный офис уровня McKinsey, ресепшен с милой арабской девушкой, никакой охраны. Когда я подошел, девушка спросила мою фамилию и радостно сообщила, что меня ждут на седьмом этаже. Не проверяя документы, не выдавая карт доступа, мне просто показали на лифт. В комнате для встречи нас было человек пятнадцать. Сначала к нам вышел помощник министра, Юсуф, он сказал, как здорово, что мы нашли время встретиться с министром экономики, Его Высочеством Хелалем Аль Марри. Затем появился сам министр. Английский без малейшего акцента, MBA Лондонской бизнес-школы за плечами и очень легкий тон. Без протокольных речей он почти сразу перешел к рассказу о том, чем нам могут помочь, предварительно попросив каждого рассказать, кто из какой сферы. Он много говорил о возможностях Дубая, экономической привлекательности, ресурсах правительства по тем самым рекомендациям. Мы задавали вопросы. В конце он сказал фразу, которая прочно засела у меня в голове: First of all we are looking for prosperity and happiness of the people. («В первую очередь мы стремимся к процветанию и счастью людей».)
Это важно понимать. Политика государства здесь именно такая. Если ты инвестор и хочешь припарковать свои деньги – пожалуйста, делай, пройдя все нужные проверки. Что им действительно интересно – чтобы ты открывал компанию, декларируя публично, что ты – Dubai based business. Денег у них хватает. И главная их задача – собирать интересных людей, бизнесы и события тут, в Дубае. Они прямо говорят, что люди – новая нефть, и качают именно этот ресурс. Это очень важно осознать и использовать. Вы – потенциальный ресурс по улучшению жизни Эмиратов.
По итогам встречи я и мой партнер были номинированы на золотые десятилетние визы с приятной формулировкой exceptional talent. Что важно знать о визах: никаких особых преференций они вам не дадут. Чуть сэкономят денег: обычную нужно продлевать раз в два года. Дубайскую золотую визу проще всего воспринимать как почетную грамоту, которую тебе выдали за то, что ты молодец. Приятно, можно козырять, ввернуть где-нибудь, как в этом тексте, но никаких ультрапреимуществ перед обычной у тебя нет. Я доделал все документы по компании и начал залезать в рынок сначала Дубая, а потом и всего MENA региона.
Дальше были бешеные шесть или семь месяцев: мы стали подрядчиками Google Сreative Team, завели первых дубайских клиентов, летали в Эр-Рияд и Табук, попали в пул креативных агентств Неома. Запускали несколько русских компаний, пришедших в Дубай, и, наверное, наша главная гордость – стали агентством Dubai Media Government, отвечая за контент Brand Dubai. Кстати, о работе с правительством. Бытует миф про миллиардные бюджеты от «арабских шейхов, которые денег не считают». Любая серьезная компания, особенно госсектор, будет очень тщательно считать каждых дирхам, заказывая кросс-проверки вашего бюджета, торгуясь с вами, предлагая опции. У руля здесь стоят почти всегда люди с очень серьезным американским, британским или европейским образованием, главная цель которых – извлечь из вас максимальную пользу, не переплатив. Этого в целом никто и не скрывает. Компетенция клиента в некоторых сферах может быть значительно выше Европы или России. И это мне тоже нравится.
Абсолютно каждая возможность, контракт и переговоры – результат бесконечных встреч и поисков человека, который сделает intro. Мы подготовили презентацию компании, я показывал и рассылал ее десятками писем в день – результат был всегда одинаковый. «Вы классные, работы супер, передадим начальству». Это не работает. Вам нужен человек, который представит вас. Дальше в целом, что у там вас в портфолио, – дело десятое. При правильном intro встречу с вами поставят на завтра, пришлют за вами водителя. Если собеседник будет чувствовать, что не может помочь, то познакомит вас со своим окружением, партнерами, семьей.
Вообще, важное знание про эмиратцев – они все огромные патриоты ОАЭ. Здесь есть классическая вражда Питер – Москва – это Дубай – Абу-Даби. На предложение дубайским эмиратцам сделать что-то про Дубай и Абу-Даби вам ответят вежливым отказом. Если вы знакомы дольше одной встречи и intro хорошее, человек начнет вам рассказывать, что и в Дубае есть все что угодно – не хуже, а еще и лучше, чем в Абу-Даби.
Хотите расположить к себе жителя Эмиратов? Один из неочевидных, но безупречно работающих ключиков к его сердцу – начать говорить с ним о его культуре. Не стесняйтесь своего незнания. Спросите про типы воротников кандор, чем эмиратская отличается от сауди, можно ли вам как экспату ее носить (можно). У меня был случай на съемке, когда я расспрашивал нашего героя, эмиратца, часа два. После второго вопроса он просто расплылся в улыбке и был счастлив мне все это рассказать. В итоге на следующий день прислал своего личного портного ко мне домой и полностью оплатил мне две невероятно дорогие кандоры.
Про бытовые ошибки, нетворкинг и экономику
В Дубае немножко по-другому работает экономика и вообще другой подход к деньгам. Например, купить в кредит машину здесь дешевле, чем ее арендовать. Средняя ставка по кредиту – 2,2%, новую машину можно купить без первоначального взноса. В Дубае много рифм с Великобританией и США, будьте готовы учиться пользоваться чековой книжкой и копить кредитную историю. Это очень важно.
Пожалуй, Дубай отличается от Европы или Штатов тем, что на любой ваш запрос, пусть даже абсолютно безумный, обязательно найдется человек. Важно понимать, что человек найдется не для того, чтобы решить вашу проблему, а для того, чтобы на ней заработать. А вот решит он ее или нет – дело уже следующее. Может, и решит. Но вы аккуратнее. Не соглашайтесь на первое предложение, сходите к десяти разным компаниям. Разберитесь в вопросе, который хотите решить, хотя бы базово. И дело тут не в том, что Дубай сплошь место для развода. Скорее это место сервисное. Если есть хоть малейший спрос на какую-то услугу – всегда найдется исполнитель, который хорошо или плохо, но будет оказывать эту самую услугу. Здесь действительно есть все, и поскольку все сюда приехали за деньгами, то все будут счастливы заработать на любом из ваших желаний.
Если вы работаете в сфере, схожей с моей, забудьте об аккуратном минимализме. Показывайте товар лицом, есть награды – обязательно говорите про них, есть международные клиенты – ставьте их на первую страницу вашей презентации. Скромность здесь не оценят. А вот такт – должен быть.
Безумная дубайская забава среди экспатов – нетворкинг-вечеринки на яхтах. Вход, конечно, платный. Здесь стоит помнить всего одну вещь. Выгодоприобретатель этого события всегда один – организатор. Вас ждет 50 недостартаперов с бесконечными идеями чего-то, чего еще нет, но деньги уже поднимаются, и несколько (если повезет) девушек пониженной социальной ответственности. Заявленный инвестор, фонд или группа предпринимателей, скорее всего, не придут, а если и придут – чисто пофоткаться.
Лучший реальный нетворкинг, что я нашел, – спорт. Я влюбился в падел-теннис, доведя количество игр до пяти в неделю. Падел – спорт очень демократичный, с низким порогом входа, и безумно азартный. На играх и турнирах, куда я стал ездить почти каждый вечер, я успел познакомиться с тусовкой руководителей больших международных компаний, владельцев бизнеса, эмиратских спортсменов из сборной, инвесторов, а самое главное – замечательных людей. Когда ты полтора часа мокрый до нитки носишься с кем-то на корте – это сближает. Половина моих intro на данный момент – через партнеров с падел-игр. Еще это прекрасно работает в обратную сторону. Я начал на деловых встречах говорить впроброс, когда рабочая часть закончена, что играю в падел, что почти всегда вызывает живой интерес. Хотите неформально поговорить с человеком – не зовите его на кальян или в ресторан – идите играть. Пользы будет гораздо больше.
Самая большая ошибка – это пытаться в Дубае жить в русском темпе и тем более в московском. Это не просто ошибка, а первое, что нужно принять и довольно долго и мучительно в себе перестраивать. Темп – это не только про скорость и эффективность встреч, но и бытовые вещи. Внимательно смотрите на ценники в магазинах. Любимый сердцу европейский бренд сыра или хлеба будет стоить в три-четыре раза выше местного аналога, ничем не уступающего по качеству. Попытки вести московскую жизнь в Дубае заканчиваются ужасным разочарованием, долгами и плохим настроением. Здесь другая жизнь, примите ее или отбросьте идею тут жить. Следуйте правилам, их много, но они несложные. Уважайте культуру или будьте готовы быть депортированным прямо завтра.
В Дубае абсолютно нормально встретиться с потенциальным клиентом или партнером пять, шесть, семь раз, ни разу не затронув тему работы, бесконечно ведя small talk на отвлеченные темы. Здесь никто не спешит и встречи на уровне «сегодня договорились – завтра отгрузили» штучны и удивительны. У меня был опыт поездок в частный терминал Аль-Мактум для встречи с маркетинг-директором крупной авиакомпании в течение трех месяцев, итогом которых стало важнейшее для меня intro, о котором я даже не просил. Просто прилетело в ходе беседы.
«О, есть же моя хорошая подруга, давай я вас познакомлю?»
Но не может же быть так, что все бесконечно встречаются пить кофе и обсуждать погоду? Конечно, нет. Этот процесс ускоряется невероятно, когда вы обладаете той самой валютой intro, рекомендацией. Вы должны быть представлены вашему собеседнику. Представлены тепло, представлены в нужное время и, самое главное, представлены человеком, которому он доверяет. Но чтобы этой валютой обладать, копите социальный капитал, будьте готовы ждать, тратиться на ужины, переносить встречи неделю за неделей. Это все требует времени, но все окупается. Некоторые из встреч, которые я делал в мае 2022 года, выстреливают только сейчас. И в этом нет ничего удивительного.
Пользуйтесь открытыми источниками информации, их здесь гораздо больше, чем мы привыкли. Например, все сделки по недвижимости находятся в открытом реестре, можно посмотреть, сколько было в месяц, в каком районе и по каким расценкам. Посмотрите планы правительства на 2030-й и 2040-й годы, старайтесь попадать на правительственные гала-завтраки по своей тематике. Там показывают всю статистику той или иной сферы бизнеса, помогают оптимизировать налоги (они, кстати, в Дубае есть) и прекрасно налаживают ваши социальные связи.
Самый частый нарратив, летящий из каждого инстаграма в Дубае, – «Хочешь знать, во что инвестировать?». Мой ответ – инвестируйте в связи.