Кто такие инфоцыгане и за что задержали Елену Блиновскую?

Елену Блиновскую задержали по делу об уклонении от уплаты налогов. Это третье дело против блогера-миллионника за месяц. Мы посчитали, что это повод напомнить, кто такие инфоцыгане и почему вдруг к ним постучался следственный коммитет.
Кто такие инфоцыгане и за что задержали Елену Блиновскую?
«Правила Жизни»

Утром 27 апреля блогера Елену Блиновскую, автора «Марафона желаний», задержали при пересечении российской границы. Следственный комитет возбудил против нее дело об уклонении от уплаты налогов и легализации денежных средств в особо крупных размерах. По версии следствия, Блиновская продавала онлайн-курсы, «дробя» бизнес и занижая в отчетности размер доходов. Используя такую схему, в период с 2019 по 2021 год она не оплатила НДС и НДФЛ на общую сумму свыше 918 млн рублей. В марте схожие дела завели на блогеров Валерию Чекалину, известную как Лерчек (311 млн рублей), и Сашу Митрошину (120 млн рублей).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Всех этих людей объединяет род занятий — инфобизнес.

Что такое инфобизнес?

Ответ кроется в самом названии — это заработок на продаже информации, знаний и навыков, то есть курсов, методичек, вебинаров, марафонов и чего только не. Это обширная категория с размытыми границами, в которую попадают и мастер-классы по выпечке, и чек-листы по медитации, и курсы по SMM с нуля, и далее до бесконечности. Инфобизнесмен с порога ступает на тонкий лед: если его продукт и знания покажутся покупателям поверхностными и бесполезными, его запишут в «инфоцыгане». Звание хоть и популярное, но не новое.

Тони Роббинс в Москве, 1 сентября 2018 года
Тони Роббинс в Москве, 1 сентября 2018 года
АГН «Москва»

Москва, сентябрь 2018 года, СК «Олимпийский». На сцене — мужчина в черной бейсболке и черной футболке экзальтированно рассказывает о потенциале и о том, что бедные беднеют, потому что не верят в себя, а богатые — богатеют, потому что верят. 26 тыс. человек в зале радостно улюлюкают после каждой интонационной точки, вскакивают с мест и танцуют, когда мужчина велит. Нет, это не секта (хотя как посмотреть), а выступление самого известного в мире тренера по личностному росту — Тони Роббинса. Увлекавшийся НЛП швейцар из Калифорнии, не получивший высшего образования, заработал миллионы (его состояние на конец 2022 года оценивалось в $600 млн) на систематическом вдалбливании в умы людей простых истин: «Нельзя из раза в раз делать одно и то же и рассчитывать на новый результат», «Встань и иди» и прочих банальностей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Выступление Анатолия Кашпировского
Выступление Анатолия Кашпировского
Legion media

Что и говорить, даже советские целители и телеевангелисты были изобретательнее. Алан Чумак заряжал воду и прочие субстанции через экран, а Анатолий Кашпировский обезболивал людей с помощью гипноза. Особенно ему нравилось работать по телемосту: например, 31 марта 1988 года в прямом эфире программы «Взгляд» мужчина с прической Джима Керри из «Тупой и еще тупее» «руководил» операцией, которая проходила в Киеве. Анатолий Михайлович разговаривал с пациенткой, которой делали 25-сантиметровый разрез и удаляли опухоль, просил смотреть на него, следил за пульсом и комментировал действия врачей. Позже хирурги признались, что ввели пациентке небольшую дозу местной анестезии. Последователей мракобесного целительства хватает и сегодня, но это тема другого ликбеза. Вернемся в 2023 год.

Если проще, кто такие инфоцыгане и откуда они взялись?

Это торговцы воздухом. Люди с большой аудиторией без профильного образования, которые обещают научить вас получать желаемое по щелчку пальцев, зарабатывать столько, что Джефф Безос будет нервно икать, делать «уникальный контент» для соцсетей, а то и просто берутся превратить вас в звезду инстаграма (Meta, которой принадлежит соцсеть, признана экстремистской и запрещена в РФ) и мужских сердец.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пионерами инфоцыганства считаются Петр Осипов и Михаил Дашкиев, создатели тренинга для предпринимателей «Бизнес-молодость». Вкратце: друзья из Чебоксар со студенческой скамьи увлекались ораторским искусством, тренингами личностного роста и маркетингом и, окрыленные успехом (в 20 с небольшим парни зарабатывали около 150 тыс. рублей в месяц) решили нести знания в массы. Первыми «массами» стали участники бизнес-инкубатора ВШЭ: в 2010 году Осипов и Дашкиев провели для них мастер-класс и предложили за 5 тыс. рублей в месяц посещать еженедельные курсы, где им помогут открыть сайт, настроить рекламу и продажи. На курсы записались 30–40 студентов. Расширяли паству Осипов и Дашкиев также с помощью выступлений в главных вузах страны и вскоре сформировали первые программы: «Интенсив» по запуску бизнеса из двух занятий за 8–10 тыс. рублей, двухмесячный расширенный курс «Цех» из восьми занятий за 20–30 тыс. рублей и двухмесячный «продвинутый» курс «Миллион за сто» стоимостью 300 тыс. рублей. К 2013 году выручка «Бизнес-молодости» составила 477 млн рубле, а прибыль — 39,4 млн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом начинка курсов вызывала вопросы: студенты, вскормленные обещаниями о собственном бизнесе и «успешном успехе», на деле получали не разбор стратегий и структурированные знания, а монотонные разговоры об энергии, постановке целей, цигуне, чакрах и проработке внутрисемейных отношений. Впрочем, была и практика: студентов делили на команды и предлагали соревноваться в наращивании выручки бизнеса. А еще тестировали на стрессоустойчивость: Осипов и Дашкиев практиковали жесткие разборки личных кейсов на публичных выступлениях. Например, начинающих предпринимателей определяли в «чистилище», они должны были тянуться к богам — группе участников, зарабатывающих от 300 тыс. в месяц, иначе скатывались в ад — работу по найму. Таже на сцену вызывали случайных людей и распекали их несколько минут: мол, вы не умеете ставить цели и бизнес у вас не идет не потому, что вы чего-то не знаете, а потому, что не любите себя. То есть «Бизнес-молодость» первой продавала задорого старую как мир пилюлю-плацебо: чтобы разбогатеть, нужно настроиться на определенное состояние и мышление, а не получать профильное образование, заводить полезные связи и разбираться в бухучете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проект Осипова и Дашкиева приказал долго жить: первые трудности бизнес-партнеры ощутили в кризисном 2014-м, выручка упала больше чем вдвое по сравнению с предыдущим годом, стали появляться конкуренты (многие из них — выпускники «Бизнес-молодости»), а пандемия вбила последний гвоздь в гроб проекта. Хотя собратья Осипова и Дашкиева по инфобизнесу как раз оперились в это время: по оценке Forbes, аудитория того самого «Марафона» Блиновской в падемийном году выросла до 100 тыс. человек, а в 2017-м падаванов было всего 5 тыс.

И Елена Блиновская, и Валерия Чекалина, и Гусейн Гасанов, и прочие блогеры, якобы заботящиеся о финансовом и ментальном благополучии подписчиков, наследуют Осипову и Дашкиеву и продают ту же пилюлю, но в более разжеванном виде.

Что именно они продают?

Елена Блиновская — Тони Роббинс российского пошиба — с 2015 года успешно (по одним данным, ее годовой доход — около 4 млрд рублей, по другим — 525 млн) продает исполнение желаний. В прошлом году она разработала «Марафон дружбы» и марафон «Муж на диване», призванный превратить ленивого супруга в амбициозного альфа-самца. Дружбу Елена оценила в 15 тыс. рублей за курс, спасение мужа — в 4990.

Схема везде одна: как сказала Ксения Собчак в скандальном интервью, «массам — эсэмэски». После оплаты участникам присылают заранее записанные голосовые сообщения с пространными рассуждениями о чакрах, астрологии, примерами из жизни Блиновской и заданиями. «Марафон желаний» в этом смысле самый показательный и начинается, как и большинство похожих марафонов других блогеров, с реверанса Мари Кондо, то есть с расхламления. Дальше необходимо составить список желаний, выписать ограничивающие установки и страхи, нарисовать точку А (в которой вы находитесь сейчас) и точку Б (в которую хотите прийти), расписать, что именно приведет вас туда и каким вы в ней себя представляете и так далее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, в 2022 году Елена продавала подписку на закрытые сторис и многозначительно молчала за 10 тысяч рублей. Поэтому в доход в 4 млрд верится охотно.

«Правила Жизни»

Блогеры Гусейн Гасанов (автор курса «Мышление миллионера») и Валерия Чекалина («Денежный марафон»), соответственно, учат зарабатывать. На деле советуют то же, что Блиновская, практически слово в слово. А еще рекомендуют прикасаться к богатству, которое вам пока недоступно (например, примерять брендовые вещи стоимостью в три ваши зарплаты), не брать кредитов (спасибо и на том), не размениваться на фейки (энергия денег покинет вас) и не покупать ничего на скидках (по той же причине).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом сами гуру скидки активно практикуют — это одно из ключевых условий успешных продаж: если подписчик поймет, что курс, который обычно (якобы) стоит 10 тыс. рублей, только сегодня и только сейчас стоит вдвое дешевле, — купит и еще друзей приведет.

К слову, Валерия Чекалина — самая многофункциональная инфоцыганка. В разное время они с мужем, Артемом Чекалиным, учили людей выходить на маркетплейсы, налаживать онлайн-бизнес (с перлами вроде: «Как настроить таргетинг? Конечно, вы можете сами там понаставить галочки, погуглить, разобраться... Но лучше наймите опытного таргетолога») и запустили бренд косметики Letique, продукцию которого скупают не из-за качества, а из-за бесконечных лотерей. Схема такая — Чекалины запустили эдакое казино с элементарным условием: покупаете средство Letique — выигрываете две попытки прокрутить «колесо фортуны» с солидными призами от айфона до BMW. Больше покупок — больше шансов выиграть. Правда, подписчики, выигравшие максимум лайк Лерчек на сообщение в директе, теперь перепродают килограммы ненужных средств Letique на «Авито».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александра Митрошина одной из первых начала продавать курсы по раскрутке и продвижению профиля в инстаграме*. На первый урок в 2016 году записалось 300 человек, съемки вебинаров обходились в 100 тыс. рублей с небольшим, а первая выручка составила 300 тыс. Также блогер продавала фитнес-вебинары и курс по разбору гардероба, но самый известный ее продукт называется «Инсталогия». После запуска второй его версии, «Инсталогии 2.0», Саша заработала 114 млн рублей. Тарифов было три — за информацию из книги Максима Ильяхова «Пиши, сокращай», совет делать баттлы в сторис с другими блогерами и нанять дизайнера для рекламных макетов подписчики отстегивали от 20 тыс. до 500 тыс. рублей. По собственным подсчетам, за 2021 год блогер заработала 303 млн рублей.

Как понять, что передо мной инфоцыганин?

Во-первых, отключить эмоции (понятно, что если вы подписаны на артиста, скорее всего, он вам приятен и вы ему доверяете) и проверить несколько показателей:

  • есть ли у инфобизнесмена профильное образование, выжимку которого он собрался продавать;
  • есть ли у предпринимателя проверенный, осязаемый бизнес, если он собирается учить вас заработку;
  • был ли прогрев.

Прогрев — главный инструмент продаж инфокурсов — эдакий сторителлинг в запрещенной соцсети. Блогеры не слишком изобретательны и идут по отработанному сценарию: рассказывают, как подписчики умоляли научить их краситься, садиться на шпагат, отращивать волосы, зарабатывать и что только не, — и блогеры сдались. Затем открывают продажи и навязчиво напоминают, что места вот-вот закончатся, нечего думать — надо брать. Дальше объявляют скидки (порой до 50%, даром что курс и не собирались продавать за 5 тыс. — за 2,5 тыс. его купят с радостью) и рассрочку (да-да, кредиты перекрывают денежный поток, но не в этом случае).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Выступление Елены Блиновской «А что дальше?» в «ВТБ Арене», 2022 год
Выступление Елены Блиновской «А что дальше?» в «ВТБ Арене», 2022 год
Соцсети

Вскоре авторы курсов начинают более грязную игру: пускают в ход либо личный пример, либо — что эффективнее — пример реального (подставного) человека. Хрестоматийная история Золушки из серии «я была на дне, но Гусейн / Оксана / Матильда вытащили меня» еще никого не подводил. Хотя нет, подвел ту самую Леру Чекалину: для прогрева «Денежного марафона» она рассказала душещипательную историю Даши, своей подружки из Тольятти, которой подарила марафон и — о чудо — та начала зарабатывать на свечах в виде торсов. Даром что таких свечей в интернете больше, чем «баленсиаги» на «Садоводе». Подписчики почувствовали неладное и обнаружили Дашу в других проектах Лерчек (в частности, она была девушкой месяца Letique).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если товар не продается лицом, блогер достает следующий козырь из рукава — призы для участников курса. Например, Виктория Боня на курсе «Я — женщина-Богиня» разыгрывала три дня с собой в Монако, а все та же Блиновская регулярно обещает наугад выбрать автора положительного отзыва на свой марафон и исполнить его мечту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Совсем запрещенный прием — манипуляции на теме здоровья. Елена Блиновская, например, любит рассказывать, как ее подписчицы лечатся от бесплодия.

И главная отличительная черта инфоцыган — ответственность за результаты обучения они не несут. Если ваше желание не исполнилось, на банковском счете не появилось шестизначное число и киста не рассосалась — сами виноваты.

А еще не поленитесь прочитать отзывы где-то, помимо соцсетей инфобизнесмена.

*Компания Meta, которой принадлежит соцсеть, признана экстремистской и запрещена в РФ.