Медуза-гейт: активистка Лиза Лазерсон объясняет, почему всех так задел скандал с сексуальными домогательствами в «Медузе»
Что произошло: Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и Telegram вторую неделю не был признан результатом систематического неподобающего поведения, и разработать внутренние правила поведения сотрудников «Медузы». После этого муж пострадавшей уволился — по неподтвержденной информации, его вид на жительство в Латвии, где находится редакция, будет аннулирован.
Лиза Лазерсон:
«Откройте Фейсбук (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и посмотрите, на какое СМИ чаще всего ссылаются ваши френды. Дайте я угадаю — это "Медуза". Уникальный журналистский коллектив, который не стесняется проверять чужие новости и давать им свою оценку. Журналисты всей России ненавидят "Медузу" за то, что она отбирает у них трафик, а еще часто ставит чужую новость и издевательски пишет: "Ненадежный источник".
«Медуза» занимает несколько комнат в небольшой рижской квартире, но ведет себя как старший брат всех российских СМИ. Она всем все объясняет на карточках, рассказывает в подкасте «Как жить» и от имени редакции призывает Леонида Слуцкого уйти [весной широко обсуждались обвинения в сексуальных домогательствах, которые журналистки выдвинули против депутата Госдумы Леонида Слуцкого; он в итоге сохранил должность; редакция Meduza занимала очень жесткую позицию по поводу этого скандала, — Правила жизни].
Казалось бы, так же уверенно должна себя вести «Российская газета», орган правительства РФ. Но почему-то стесняется. А в современном мире не надо стесняться, нужно хайповать и представляться экспертом по всем вопросам. С первого раза не поверят, а с пятого — прислушаются. С десятого дадут грант. Но проблема в том, что если тебя считают экспертом по всем вопросам, это не означает, что ты им являешься.
В 2015 году «Медуза» решила сделать «Карточки» про сексизм. Модная тема, западная повестка, креативно и современно. Сделали серьезный материал, а в соцсетях не смогли удержаться: «Мужики, тут инструкция, как не обижать телочек».
Понимаете, в чем смысл? Уже тогда закралось подозрение, что рижская редакция на самом деле не разделяет тех ценностей, о которых пишет. В серьезный текст про феминизм они хотят всунуть шутки про телочек и сиськи. Им правда кажется, что это смешно. Они действительно не понимают, в чем тут проблема.
Как троечник на контрольной, они списывают решение у соседа-отличника, не вдаваясь в суть: что нужно делать, когда начальник приставал к подчиненной? Нужно его отстранить и разобраться! Так бы поступили в газете «Нью-Йорк Таймс». Сделали бы заявление, и уважаемая публика увидела бы, что редакция соблюдает приличия: «Какие они молодцы! Не побоялись!»
Вынося этот скандал в публичное поле, редакция «Медузы» не учла, что простым заявлением не отделаешься. А они хотели отделаться — теперь нужно идти до конца: увольнять начальника с волчьим билетом или принимать другие серьезные дисциплинарные меры.
— Но это же не их Вайнштейн, а наш Ваня. Он хороший. Как так?
А вот так. Вы транслировали эти ценности. Давайте теперь вместе посмеемся над «телочками». Вам смешно?
«Медуза» как будто сломалась и начала вести себя как зеркальное отражение Госдумы. И те, и другие цинично и довольно хамски отмазывали своего сотрудника, выдавливая с работы потерпевших. И если поменять местами фамилии Тимченко [генеральный директор «Медузы», — Правила жизни] и Володина, то уверяю вас, вы не отличите их заявления друг от друга. Посты Галины Тимченко с каждым разом все больше смахивали на ответы думским журналисткам: «Опасно у нас работать? Увольняйтесь. Никаких комментариев больше не будет».
В этом смысле рижская редакция ведет себя очень по-русски. Фирменная видимая российская демократия вместо реальной: потемкинские деревни. Липовое православие с оскорбленными чувствами верующих. Нищее социальное государство, которое не просило нас рожать. Стражи порядка, которые могут запросто убить. Суды, разыгрывающие комедию.
Мы привыкли так жить, но верили в душе, что где-то есть классные правильные ребята, которые точно знают, как надо. Потому что у них самих все по-настоящему.
А оказалось, что этих ребят на самом деле не существует. «Медуза» оказалась не братом с большой демократической земли с настоящими либеральными ценностями, а точно таким же дикарем, собирающим самолеты из соломы. «Прогрессивным» СМИ, оправдывающим домогательства. Добро пожаловать домой».