Расплеснутое время: пассакалия в память о дне ареста Бориса Пильняка

T

Варвара Чуракова, композитор. Выпускница композиторского факультета МГК им. Чайковского (проф. К.К. Баташов, Т.А. Чудова, Ю.Б. Абдоков). Лауреат первой премии Международного конкурса композиторов им. Н.Я. Мясковского, победитель конкурса Союза композиторов РФ совместно с Домом творчества Переделкина на создание музыкальной пьесы «Лекции по русской литературе», лауреат премии президента РФ по поддержке талантливой молодежи, лауреат Всероссийского конкурса по теории, истории музыки и композиции имени Ю.Н. Холопова.

<iframe frameborder="0" width="100%" height="180" src="https://music.yandex.ru/iframe/#track/104825205/22608858" style="border:none;width:100%;height:180px;">Слушайте <a rel="noopener" href="https://music.yandex.ru/album/22608858/track/104825205" title="Расплёснутое время Антон Феоктистов, Алексей Сидоров, Наталья Феоктистова, Ольга Россини, Марина Рубинштейн, Ирина Сопова, Илья Рубинштейн, Фёдор Амиров, Дмитрий Власик, Алексей Сидоров, Наталья Феоктистова, Ольга Россини, Марина Рубинштейн, Дмитрий Власи">Расплёснутое время</a> — <a rel="noopener" href="https://music.yandex.ru/artist/16874641" title="Антон Феоктистов, Алексей Сидоров, Наталья Феоктистова, Ольга Россини, Марина Рубинштейн, Ирина Сопова, Илья Рубинштейн, Фёдор Амиров, Дмитрий Власик">Антон Феоктистов, Алексей Сидоров, Наталья Феоктистова, Ольга Россини, Марина Рубинштейн, Ирина Сопова, Илья Рубинштейн, Фёдор Амиров, Дмитрий Власик</a> на Яндекс Музыке</iframe>

Б орис Андреевич Пильняк — один из наиболее любимых мною писателей. И не просто писателей, а истинных художников духа и слова, которые сформировали мой композиторский язык, мое мировоззрение. Его проза строится по законам не словесности, а музыки: и в драматургическом плане, и на уровне слов, интонаций, фраз. Потому мне давно хотелось написать на его строки музыку, применяя главным образом не текст, а само звучание интонаций его текста в качестве акустических элементов партитуры.

Поэтому, узнав о конкурсе Союза композиторов и Дома творчества Переделкина на написание музыки о переделкинских писателях, я быстро сформировала свою идею музыкального приношения любимому писателю. И дальнейшее проживание в Переделкине в качестве резидента, посещения дачи Пильняка (там необыкновенная первозданная атмосфера, по свету, по воздуху, по пространству, дышащая пильняковской поэтикой!), общение с близкими по духу людьми — все это стало идеальной почвой для создания произведения.

Произведения, несомненно, программного, потому что в основе идеи были тексты Пильняка. И сюжетная канва пьесы была очевидна сразу: день ареста писателя на даче в Переделкине. Сохранились воспоминания его сына о том дне, и судя по ним, этот день был будто написан самим Пильняком (у него в жизни были частыми подобные мистические совпадения со своими текстами). То есть произведение мыслилось не просто программным, а документальным, потому что в его программной основе — «документ» — воспоминания сына. Что наводит на дальнейшее развитие жанра: либо театрализованное воплощение партитуры непосредственно на террасе дачи Пильняка, в пространстве его сада, либо съемка короткометражного фильма там же и в доме писателя.

Само название пьесы — это несколько отвлеченный от сюжета трагический пильняковский символ. У Пильняка был талант давать своим произведениям названия, которые сами — глыба мысли. «Расплеснутое время» — так называется один его рассказ, краткий и намеренно скромный, но своего рода творческий манифест, поймет который только очень близкий ему по строю читатель.

Пьеса начинается в атмосфере теплого семейного праздника — дня рождения сына Пильняка, в общении с женой и близким другом Пастернаком они делятся воспоминаниями — тут опять же случайным образом невероятно подошли автобиографичные отрывки из «Созревания плодов» Пильняка, и оформилась партия «разговаривающих», имеющая под собой намек на прототипы Пастернака, Пильняка и его жены Киры Андроникашвили.

Сюжетная линия развертывается в непрерывном движении пассакалии, ее движение как нельзя лучше подошло для создания метафоры шагов художника, уходящего в вечность. А вот мелодия пассакалии (уже скорее чаконы) оформляется ближе к концу — в маленьком реквиеме Ахматовой по ее любимому Пильняку. В маленьком реквиеме простой русской женщины, которая любит.

Партитура представляет собой намеренно утонченную «подложку» «на просвет» под текст, для этого мне потребовались различные приемы (как ударные, так и «воздушные») расширенной инструментальной техники. В наше время все эти приемы совершено избиты, но они для меня всегда не цель, а средство для расширения палитры фона именно в вокальной, текстовой музыке.

Скачать партитуру

Для голоса, разговаривающих и ансамбля (fl., bongos, pno, vla d’amore, vc.)

Разговаривающие

Все строки текста практически точно прикреплены (что не отменяет свободного произношения текста, это скорее для ориентирования) к реальному времени звучания (отсюда они часто даны внахлест, так как скорость произношения текста не равна метрической организации музыки).



Voice

glissando в несколько народном духе

Flauto

нота с воздушным призвуком

pizzicato

Piano
Все приемы на струнах играются с педалью, кроме специально оговоренных (non ped.!)

все флажолеты — октавные

pizzicato по открытой струне

pizz. клавишное с закрытыми струнами

Archi

игра на подставке (эффект «дыхания»)

вибрация струны посредством левого пальца при pizz.

pizz. fluido винтом смычка

Скачать партитуру

{"width»:1120,"column_width»:75,"columns_n»:12,"gutter»:20,"line»:20}
default
true
960
1120
false
true
true
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: ESQDiadema; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}