Принцесса и драконы: 7 теорий заговора вокруг гибели Дианы Спенсер

31 августа 1997 года Mercedes-Benz S280, за рулем которого был и. о. начальника охраны парижского Ritz-Carlton Анри Поль, разбился в тоннеле у моста Альма. Из четверых пассажиров погибли трое: водитель, продюсер, наследник египетского миллиардера Доди Аль-Файед и Диана Спенсер. По этому делу состоялось два расследования: в 1999 году во Франции и в 2008-м в Великобритании. Официальное заключение сводится к следующему: ДТП произошло из-за неисправности ремней безопасности в автомобиле, кровожадности папарацци, из-за которых водитель был вынужден превысить скорость, и из-за алкоголя в крови водителя. Поклонникам и противникам короны, а также обычным наблюдателям официальная версия кажется сомнительной, поэтому за 25 лет после гибели Дианы возникло множество конспирологических теорий ее кончины. Делимся самыми жизнеспособными.
Принцесса и драконы: 7 теорий заговора вокруг гибели Дианы Спенсер
Gavin Kent /Mirrorpix/Getty Images

Принц Чарльз приложил руку к убийству бывшей жены

Prince Charles and Lady Diana Spencer at Balmoral 6th May 1981. (Photo by
Принц Чарльз и принцесса Диана в замке Балморал, 6 мая 1981 года
Daily Record /Mirrorpix/Getty Images)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2004 году британская полиция развернула по делу о смерти Дианы целую операцию под названием «Пэджет», ее возглавил начальник Скотленд-Ярда Джон Стивенс. Первым делом Стивенс хотел пролить свет на странную записку, которую принцесса написала за два года до смерти и передала своему дворецкому Полу Баррелу. В 2003-м The Mirror опубликовала фрагмент текста, в котором леди Спенсер подозревает, что принц Чарльз намерен избавиться от нее посредством инсценированной аварии, а затем жениться на Тигги — няне их сыновей. Стивенс допрашивал Чарльза как свидетеля, разговор вышел коротким и, по некоторым оценкам, бессмысленным. Зачитав вслух записку, Джон задал ровно три вопроса: «Как вы думаете, сэр, почему принцесса написала это?», «Вы не обсуждали записку с принцессой?», «Как вы считаете, что могло вызвать у принцессы подобные чувства?» Чарльз ответил, что узнал о существовании записки из прессы и понятия не имеет, зачем Диана ее написала. На том и разошлись.

Диану убила корона, чтобы она не вышла замуж за мусульманина

Принцесса Диана с хирургом Магии Якубом и Мохаммедом Аль-Файедом на благотворительном ужине госпиталя Harefield, 1996 год
Принцесса Диана с хирургом Магии Якубом и Мохаммедом Аль-Файедом на благотворительном ужине госпиталя Harefield, Лондон, февраль 1996 года
Jayne Fincher/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разбитый горем отец Доди, египетский миллиардер Мохаммед Аль-Файед, настаивал, что произошло не просто ДТП, а спланированное убийство, за которым, по одной из версий, стоят британские спецслужбы и Виндзоры. Повод избавиться от леди Спенсер прост — исламофобия. Мол, если бы принцесса вышла замуж за Доди, египтянин стал бы отчимом наследника престола, а это якобы недопустимо. Кроме того, по показаниям Аль-Файеда-старшего, Диана ждала ребенка от Доди. Анализ крови на ХГЧ оказался отрицательным, и судмедэксперты выяснили, что принцесса не просто не была беременна, но принимала противозачаточные, следовательно, не собиралась замуж за возлюбленного. Версия о замужестве возникла не на пустом месте: 30 августа камеры наблюдения засекли Доди выходящим из ювелирного бутика Alberto Rossi — по одним данным, миллиардер приобрел лишь каталог, по показаниям друзей — два кольца и собирался сделать Диане предложение, на которое она ответила бы отказом (зачем — история умалчивает). На деле обвинения семьи в исламофобии были безосновательными: до Доди Диана встречалась с пакистанским кардиологом Хаснатом Ханом и даже хотела сменить вероисповедание. Союз одобрил принц Чарльз (естественно, из собственной выгоды: если бы бывшая супруга счастливо вышла замуж за врача, Чарльза и Камиллу оставили бы в покое). Тем не менее версия с любвеобильностью Дианы муссировалась долгих десять лет. В 2007 году представитель Мохаммеда Аль-Файеда Майкл Мэнсфилд зачитал перед присяжными список предполагаемых любовников Дианы, составленный со слов личного секретаря принцессы Майкла Гиббонса, и в конце перечисления добавил ироничное «и так далее», как бы намекая, что реальное количество мужчин Дианы не знает никто. Этот список стал частью обвинения против королевской семьи и британских властей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Водитель злополучного «мерседеса» работал на MI6

Diana, Princess of Wales and Dodi Fayed (both partially visible in back seat), bodyguard Trevor Rees-Jones (front, left) and driver Henri Paul, in their Mercedes-Benz S280, shortly before the fatal crash which killed Diana, Fayed and Paul, Paris, 31st August 1997. Jacques Langevin's photo was presented as part of the evidence at the Scott Baker Inquest into the crash, in which the jury found that Diana and Dodi had been unlawfully killed because of the reckless driving of Henri Paul and the pursuing paparazzi.
Принцесса Диана, Доди Аль-Файед, Тревор Рис-Джонс и Анри Поль незадолго до аварии
Jacques Langevin/scottbaker-inquests.gov.uk via Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начнем с того, что Анри вообще не должен был вести машину в тот вечер. Он освободился в 19:00 и на момент, когда его вызвонили из «Ритца», уже несколько часов отдыхал дома и, соответственно, выпил (по оценке британского следствия — пять бокалов аперитива Ricard). Теперь следите за руками: по данным судмедэкспертизы, количество алкоголя в крови водителя в три раза превышало допустимую норму — почему ни Доди, ни Диана, ни ее телохранитель Тревор-Рис Джонс не учуяли характерного амбре? Сторонники теории утверждают, что его подменили другим погибшим в тот же вечер водителем. Вторая необъяснимая деталь: за полгода до роковой поездки на счет Поля в общей сумме поступило 170 тысяч фунтов стерлингов. Расследование «Пэджет» пришло к выводу, что Анри не могли подкупить спецслужбы, поскольку он не планировал работать 31 августа, и в целом тот вечер выдался хаотичным. Взять во внимание хотя бы то, что Доди в последний момент изменил маршрут поездки: у ресторана, в котором для них с Дианой был забронирован столик, уже столпились папарацци, и Поль повез их в другое место. Устранить Диану с учетом таких непредвиденных мелочей было невозможно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ангажированности MI6 сторонники теории обвиняют и телохранителя леди Спенсер Тревор-Риса Джонса — единственного выжившего в той аварии, но не способного дать показания из-за черепно-мозговой травмы. Бывший сотрудник MI6 Ричард Томлинсон утверждал, что физическая подготовка Джонса позволила ему пережить аварию, а амнезия (конечно, мнимая) стала отличным поводом отделаться от показаний.

В смерти Дианы виноват водитель Fiat Uno (опять же, не без помощи MI6)

Фотограф Джеймс Андонсон.
Фотограф Джеймс Андонсон.

Мохаммед Аль-Файед, убежденный в том, что без спецслужб не обошлось, поддерживал еще одну полумистическую версию. По данным свидетелей (и по оценке криминалистов), в тоннеле, помимо «мерседеса» и машины папарацци, проезжал третий автомобиль — Fiat Uno, подрезавший «мерседес». Под подозрение попали два человека: фотограф Джеймс Андонсон, ранее фотографировавший пару на вилле Аль-Файедов в Сен-Тропе, и уроженец Вьетнама Ле Ван Тхань, рассказавший полиции, что давно перекрасил «фиат» в красный цвет. Андонсон же уверял следствие, что его девятилетний «фиат» физически был неспособен обогнать «мерседес», несущийся на скорости 150 км/ч, но вскоре после допроса продал машину, что насторожило следствие еще больше. Впрочем, на его «фиате» не обнаружили следов краски «мерседеса». Кроме того, по показаниям жены Андонсона, 31 августа он был в 177 милях от Парижа. Об обоих подозреваемых на некоторое время забыли. А в мае 2000-го обугленное тело Андонсона нашли в машине, брошенной в лесу. Затылок мужчины пробила пуля. На основании показаний друзей о том, что фотографа в последнее время мучала депрессия, полиция заключила: самоубийство. Но семья Андонсона настаивала, что он был в прекрасном расположении духа, следовательно, его убили — того же мнения придерживался Аль-Файед, считавший, что MI6 устранило неугодного свидетеля. Что до Ле Ван Тханя — в 2006 году его отец сообщил прессе, что парень перекрасил автомобиль только после аварии. Дело Ле Ван Тханя до сих пор находится в подвешенном состоянии — мужчина утверждает, что французская полиция запретила ему комментировать трагедию, чтобы дело о гибели Дианы не возобновилось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спецслужбы убили Диану без посторонней помощи

Джон Стивенс держит копию отчета об операции «Пэджет», 14 декабря 2006 года
Джон Стивенс держит копию отчета об операции «Пэджет», 14 декабря 2006 года
Scott Barbour/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В пользу этой версии говорит самый странный факт: все пошло не по плану в последний момент. Во-первых, на злополучный «мерседес» пара пересела только вечером, весь день они передвигались на другом автомобиле, но техслужащие заменили его по неясным причинам — причем на старую модель, которой нельзя развивать скорость больше 60 км/ч (напомним, что Диана разбилась на скорости 150 км/ час). Кроме того, ремни безопасности были неисправны именно на задних сиденьях, где расположились Диана и Доди.

Следующая странность: ни одна из 14 камер в тоннеле не работала. Это объяснили тем, что систему видеонаблюдения контролирует общество городского транспорта Парижа, сотрудники которого уходят с работы в 23:00 — соответственно, записывать происходящее на камеры некому.

И третий аргумент «за» спецслужбы: Анри Поль потерял управление, потому что его сначала подрезали (и это доказано), а затем ослепили. Бывший сотрудник MI6 Ричард Томлинсон рассказывал, что это излюбленный прием разведки, который придумали специально для нейтрализации Слободана Милошевича в 1992 году. Впрочем, следствие, с которым согласилось сотрудничать MI6, эту версию опровергло (да и сам Томлинсон вскоре отказался от своих слов). Полиция тогда нашла проект убийства другого сербского политика, однако и там никаких намеков на использование вспышки не было.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Умереть должен был только Доди

Diana, Princess Of Wales is seen in St Tropez in the summer of 1997, shortly before Diana and boyfriend Dodi were killed in a car crash in Paris on August 31, 1997. The inquests into both of their deaths are due to start in early 2004. Michel Dufour/WireImage/Getty Images
Доди Аль-Файед.
Aaron Rapoport/CORBIS OUTLINE/Corbis via Getty Images

Хоть эту версию и отмел Аль-Файед-старший, она небеспочвенна. Владелец магазина Harrods, футбольного клуба «Фуллхэм» и парижского Ritz не отличался благостной биографией. Вспомнить хотя бы, как он безуспешно долгие годы добивался британского гражданства, а осознав, что заветный документ ему не светит, начал мстить парламентариям. Например, член кабмина Джонатан Эйткин с позором покинул должность после того, как Мохаммед рассказал, что тот останавливался в парижском «Ритце» одновременно с торговцами оружием из Саудовской Аравии. Очевидно, фантазер и нечестный игрок нажил немало врагов, и, вполне вероятно, в ту ночь целились только в него (посредством сына).

Диана инсценировала свою гибель и живет себе припеваючи

Диана и Доди в Сен-Тропе летом 1997 года
Диана и Доди в Сен-Тропе летом 1997 года
Michel Dufour/WireImage/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Некоторые фанаты леди Ди уверены, что она — женщина с не самой стабильной психикой и израненным сердцем — могла просто раз и навсегда сбежать от Виндзоров. Очевидцы говорят, что каждый раз, когда принцессе предстояла долгая поездка, она шутила, что умрет в ДТП (мол, так предсказали тарологи). Более правдоподобно версия выглядит на фоне того, что Диану хоронили в закрытом гробу на отдельном кладбище на Овальном острове (по сути, кладбище домашних животных Спенсеров), чтобы избежать паломничества зевак.