Мягкая сила. Как управлять бизнесом в новой реальности: правила первого зампреда правления Росбанка Перизат Шайхиной
Безусловно, мир за последние полгода существенно изменился. Как на происходящие изменения отреагировали ваши клиенты и банк в целом?
Да, сегодня всем участникам рынка необходимо адаптироваться к работе в новых, более стрессовых условиях. Это касается и банковских расчетов, и логистики, и регулирования.
Весной изменения были чуть ли не ежедневными и уж точно еженедельными. В какой-то момент реальность для корпоративного бизнеса изменилась до неузнаваемости: поставщики начали требовать предоплату вместо рассрочки, поменялись сроки поставки товаров и запчастей, осложнилась логистика. Компаниям потребовалась дополнительная ликвидность. К новым правилам игры бизнесу в России пришлось привыкать без какой-либо раскачки. Основной вызов этого кризиса в том, что имеющиеся ограничения сложно интерпретировать. Проведение платежей в долларах и евро усложнилось, это привело к удорожанию процессов. Сократилось количество банков, которые осуществляют эти платежи. При этом корпоративные клиенты не всегда точно понимали, что делать в изменившихся условиях.
Мы столкнулись с резким ростом спроса на расчеты в новых мягких валютах. Нам, как банку, нужно было оперативно адаптироваться и выстраивать новую инфраструктуру, сеть корреспондентских счетов.
Для обслуживания возросшего потока платежей в валюте мы расширили штат сотрудников, которые обеспечивают этот функционал, и инвестировали в электронные сервисы.
Можем представить, что это был непростой опыт для управленца. Какие советы по кризис-менеджменту можете дать?
Главное, сталкиваясь с трудностями, сохраняйте объективность, контролируйте свои эмоции, старайтесь сосредоточиться на текущих проблемах. Помните, что любая проблема — это только эпизод.
Любые процессы можно проконтролировать, если сохранять холодный ум.
Отличаются ли женщины-управленцы от мужчин? Есть мнение, что они более чуткие менеджеры.
Последние исследования свидетельствуют, что у мозга нет пола, так же как у почки или печени. И я, конечно, против нейросексизма.
При этом нужно понимать, что мозг пластичен. Разница в поведении лежит в плоскости общества, психологических ограничений и социальных клише. Девочек и мальчиков воспитывают по-разному.
Возможно, в чем-то женщины и более эмпатичны. Но эмпатию нужно развивать любому руководителю независимо от пола. Особенно в условиях неопределенности, тревожности и стресса.
Лидерство, основанное на внимании к человеку, к сотруднику, к людям, — это как раз ответ на вызовы новой реальности. На первый план сейчас выходит команда — необходимо присматриваться к людям, вести живые разговоры, выстраивать доверие, предлагать помощь. Это важно и для женщины-руководителя, и для мужчины.
От себя скажу, что женщине-управленцу помогает роль матери. Во мне очень много материнских черт. И мне здорово помогают навыки общения с детьми-подростками. Если у тебя здоровые отношения с детьми, то и управленец из тебя получится отличный. Необходимо стараться понять, принять и услышать свою команду.
В интервью вы часто подчеркиваете тот факт, что в составе правления Росбанка 50% — это женщины. Почему для вас это важно?
Для меня лично важны справедливость и принцип равных возможностей для всех — вне зависимости от гендера и национальности. Для банка, который до недавнего времени был частью международной группы, принципы равенства являются частью ДНК. Jamais sans ellеs (фр. «Никогда без них») — принцип группы. И сейчас, расставшись, мы оставляем хорошее.
Состав правления Росбанка сложился так стихийно, никто не подгонял гендерный состав специально. Но мы по праву гордимся — к сожалению, нечасто встречается, что в правлении крупного банка 50% женщин.
Женщина в банковском деле и управлении 20 лет назад и сегодня — как она изменилась? Стала ли она увереннее в себе, смелее? Прислушиваются ли к ней сегодня «на равных»?
Изменились не женщины, изменился подход к управлению в целом.
Когда я участвовала в тренингах по управлению, мне всегда говорили, что у меня слишком тесный контакт с подчиненными. Нам объясняли, что нужно держать дистанцию со своими сотрудниками.
Но время показало, что я была права. Сейчас теория менеджмента отходит от больших дистанций, лидерский стиль можно и нужно выстраивать иначе.
Мне говорили, что я должна быть самоуверенной и напористой. Но мой опыт показал, что стиль управления необязательно должен быть «мужским» или «авторитарным». Если посмотреть на наши показатели под моим управлением, то корпоративный и инвестиционный бизнес в Росбанке показал рост доходности на 76% за последние несколько лет. Количество активных клиентов выросло на 65%. Корпоративный бизнес стал опорой для банка, своеобразным атлантом, который держит банк на плечах. Для достижения таких показателей не нужно быть напористой и авторитарной.
Опишите идеальную среду для карьерного роста женщин в России. Какой она должна быть? Что должно поменяться в нашей стране, чтобы женщины могли развиваться и занимать должности в топ-менеджменте крупных компаний?
Нужно изменить отношение людей к теме карьеры для женщин в России. Исследования показывают, что стереотипы — у нас в головах. Сотрудникам обоих полов по-прежнему предпочтительнее видеть руководителем мужчину.
Нужно отказаться от стереотипа о том, что женщина должна впахивать в два раза больше, чем мужчина, чтобы достичь высот. И уж тем более забыть о том, что она должна отказаться от семьи и детей, если хочет посвятить себя карьере.
В идеале мне бы хотелось, чтобы тема гендера руководителя перестала быть важной и острой. На первый план должен выйти профессионализм, а не пол или цвет глаз. Пока мы этого не достигли.
Какие «вредные советы» вы можете дать в управлении?
Нужно слушать только себя и доверять только себе. Считать, что прав только ты и только ты знаешь лучше всех.
Необходимо закостенеть и принимать решения только на основе своего прошлого опыта. Следуйте одобренной раз и навсегда стратегии, не пробуйте ничего нового, не следите за тенденциями и трендами.
Разумеется, вы должны перестать делиться важной и полезной информацией со своей командой. Информация — это власть, поэтому пусть ваши подчиненные сами додумывают. Важно также сфокусироваться на слабостях, а не на талантах сотрудников.
И мой главный вредный совет — нужно считать самым важным в жизни достижения и успех, а не счастье.
Любой руководитель должен в первую очередь вдохновлять своих сотрудников на развитие. Расскажите, как искать подход к своим сотрудникам, чтобы они не стояли на месте? Как это делаете вы?
Наш региональный департамент как раз недавно провел исследование настроений сотрудников. Выяснилось, что самый большой драйвер для развития — это обучение, тренинги, получение новых навыков. В современном мире суперсила — это способность быстро обучаться и адаптироваться к изменениям. Предчувствовать будущее, анализируя тренды.
И это во многом история об устойчивом развитии и корпоративной культуре. Мы делаем упор на развитие онлайн-платформ для самообучения, на тренинги и специальные курсы. Это дает результат — в мае 46% открытых позиций в Росбанке было закрыто собственными сотрудниками.
Наш индикатор «переобучения» — 82%. Это говорит о том, что для сотрудников эта функция остается востребованной. Пока мир меняется вместе с профессиями — часть исчезает, часть трансформируется, — мы должны обеспечить фундамент, который позволит людям адаптироваться к этим изменениям.
О профессиональном выгорании. Как вы справляетесь с выгоранием членов своей команды?
Тема выгорания на самом деле сегодня является одной из самых важных. Сейчас мы постоянно находимся в стрессовых обстоятельствах — это наша новая реальность. И мы понимаем, что внутренние ресурсы сотрудников не бесконечны.
Мы стараемся смотреть правде в глаза, открыто говорить о своих страхах, прорабатывать всевозможные сценарии. Нельзя держать слона в комнате — это деструктивная установка. Важно анализировать негативные сценарии. Тогда мы понимаем, как будем действовать при каждом из них, и продолжаем работать, давая себе при этом иногда выдохнуть.
Любой врач скажет, что профилактика болезни лучше, чем ее лечение. Если ты держишься до последнего и отказываешь себе в элементарном отдыхе, ты сваливаешься без сил на неделю. Лучше выпасть из рабочих процессов на пару дней, чем лечить выгорание весь следующий месяц. Как отдыхать, каждый решает сам. Это может быть спорт, прогулки на свежем воздухе. Молитвы, мантры и медитации — все это тоже эффективные способы для отдыха, если это вам помогает.
Вы говорили, что важно развиваться не только профессионально, но и личностно. Почему для вас это так важно? Что вы подразумеваете под личностным развитием?
Постоянное развитие — это смысл моей жизни. Причем развитие не только на работе, но и в других областях жизни. Ты можешь быть интеллектуалом, отличником, топ-менеджером, но, например, отставать в духовном и эмоциональном плане.
Я верю, что развиваться в личностном плане может только тот, чей разум всегда открыт к новым знаниям. Важно задавать себе вопросы, мечтать, искать смыслы, ставить цели, быть дисциплинированным в их достижении, воспитывать свой дух, регулярно читать. Ведь все, что с тобой происходит, уже происходило с кем-то еще до тебя, и в книгах уже есть ответ на любую проблему.
Хочется жить с чувством внутренней гармонии, это приводит к духовному росту. Важны принципы сострадания, смирения, терпения, честности и мужества. Все это непросто и требует бесконечной работы над собой. Но, совершенствуя себя, ты улучшаешь жизнь людей вокруг.