Куда мы едем: шесть легенд московского метро

Как часто вы спускаетесь в метро? А часто ли смотрите по сторонам, вглядываетесь ли в лица, прислушиваетесь ли к разговорам? Режиссер Руслан Федотов решил посвятить наблюдению за пассажирами целый год — исправно спускался с камерой в подземку и документировал драки, философские беседы Деда Мороза, продавцов странностей, борзых вэдэвэшников, опальных музыкантов и даже аресты. Материала набралось на фильм «Куда мы едем?» — попытку понять обычного русского человека, проехав с ним несколько станций. Док можно будет посмотреть 2 июля в рамках Beat Film Festival . «Правила Жизни», как информационный партнер Национальной программы фестиваля, решили вспомнить конспирологические байки о метро.

Станция-призрак

Тайны метро
Строительство Кольцевой линии Московского метрополитена, 1948 год
Леонид Великжанин/ТАСС
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Диггеры, конспирологи и просто любители мистики особенно любят истории о призрачных станциях, которых нет на схеме метрополитена, — их можно увидеть, если внимательно смотреть в окно при движении поезда. Самый известный призрак — станция «Советская», которая должна была открыться между «Театральной» и «Маяковской», но, как говорят в плохих русских сериалах, у судьбы были свои планы. Говорят, что «Советскую» не заморозили, а превратили в суперукрепленный бункер на случай обороны города, который функционирует по сей день. Относят к призракам и другие станции: «Первомайскую» Арбатско-Покровской линии и «Калужскую» Калужско-Рижской, от которых мало что сохранилось. Ходят слухи, что при их строительстве всех этих станций погибло много рабочих и заключенных, чьи останки замуровали в стены.

«Метро-2»

тайны метро
AA/ABACA/Abaca/East News

Вторая любимая легенда москвичей — якобы на глубине от 50 до 250 метров построена альтернативная сеть подземки из десяти станций, именуемая Д-6. Говорят, ее проложили еще при Сталине и соединили напрямую не то с Генштабом РФ, не то с дачей Сталина. «Метро-2» укомплектовано всем необходимым на случай ЧС: от запасов продовольствия до ядерной кнопки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ



Странные находки

Тайны метро
Kirill KUDRYAVTSEV / AFP /East News

Утварь, гильзы, различные предметы старины и документы истории — привычное дело при строительстве тоннелей, но порой попадаются совершенно неожиданные вещи. Например, на месте станции метро «Боровицкая» строители наткнулись на чудом уцелевший кирпичный дом — не то что с окнами, но и с мебелью и посудой в комнатах. Москвичи стали шептаться, что дом затащила под землю неведомая сила и заходить в него ни в коем случае нельзя. На самом деле виной всему природный катаклизм, из-за которого дом просел на шесть метров.

Другую мистическую находку — развалины опричного двора Ивана Грозного — рабочие обнаружили при строительстве тоннеля метро от улицы Герцена до Калининского проспекта. Как гласит легенда, укрепления были покрыты очень толстым слоем речного песка, призванного впитывать кровь людей, которых там пытали. Бригада «Метростроя» жаловалась, что приходится возиться в зловонной грязи красного цвета, которую потом трудно отмывать. Кроме того, у некоторых рабочих случались звуковые галлюцинации, а по ночам их мучили кошмары.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тайны облицовки

Тайны метро
Ivtorov/WikiCommons


Если рассмотреть стены и колонны метрополитена, можно увидеть немало окаменелостей. Так, на станции «Парк Победы» есть аммониты (вымершие головоногие моллюски) диаметром 70 сантиметров и белые внутренние раковины белемнитов длиной 5−10 сантиметров.

А на красной стене станции «Добрынинская» невооруженным глазом можно увидеть распиленную раковину наутилуса. кроме того, станция облицована маленькими цветами — окаменевшими морскими лилиями. Плюс на переходе с «Библиотеки имени Ленина» на «Боровицкую» пассажиров сопровождают большие раковины брюхоногих моллюсков и брахиоподов. Говорят, что все эти радости палеонтолога относятся к каменноугольному периоду, то есть им 350 миллионов лет.



Поезд-призрак

Электродепо «Красная Пресня»
Электродепо «Красная Пресня»
Александр Лобов/ РИА Новости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Говорят, что после полуночи на Кольцевую прибывает поезд-призрак: состав идет против часовой стрелки и останавливается на каждой станции, но двери не открывает. По словам очевидцев, поезд водит машинист в форме 1940–1950-х годов, а в вагонах сидят изможденные пассажиры в серой одежде — якобы духи метростроителей. Приближаться к составу и тем более заходить в него категорически запрещено — можно исчезнуть навсегда. Впрочем, далекие от конспирологии люди связывают эту легенду с тем, что по кольцу ночью перегоняют старые составы.

Путевой обходчик

Тайны метро
Первый испытательный поезд Московского метрополитена, перед началом пробной поездки от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники», 1934 год
Леонид Великжанин/ТАСС



Пожалуй, самый известный призрак московского метрополитена — ему даже посвящен одноименный русский триллер 2007 года. История фантома незамысловатая: якобы мужчина посвятил работе 40 лет, умер в возрасте 82, но так и не смог расстаться с любимым делом и время от времени посещает Сокольническую линию.


Оговоримся: подобной мистики в «Куда мы едем?» нет. Режиссер Руслан Федотов намеренно не интересовался подземными мифами, сосредоточившись на реальности, которая и так его удивляла. Например, ему запомнился один завсегдатай метрополитена:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«Один мужчина мне хорошо запомнился. Он постоянно ходит с тележкой (наверняка его многие видели), выглядит опрятно, не выпивает. В метро проводит, кажется, целый год — просто сидит на разных станциях: то в полудреме, то спит. Он как-то научился спать ровно в промежутках между приездами поездов. Каждый раз, когда на станцию приходил состав, он подскакивал и внимательно смотрел на выходящих из вагона. Было ощущение, что он кого-то ищет, будто давно договорился встретиться с каким-то человеком и до сих пор его ждет. Но я с ним разговаривал, и, по-моему, он давно уже никого не ждет. И полицию он тоже не высматривает, потому что его все знают. Именно поэтому мне так запомнилась странная реакция на поезд, выглядит диковато».

Также в фильме есть довольно долгая сцена, в которой вэдэвэшники распекают американских солдат, отпускают типичные скабрезные шуточки про Обаму и пытаются выяснить, кто сильнее. По словам Федотова, это самый необычный эпизод в доке. «Сцену снял мой друг-оператор. В тот день я попросил его помочь, мы разделились. Я был на "Парке культуры", это была моя территория, а его — "ВДНХ". Это был ковидный год, но повезло, что все-таки вэдэвэшников ковид не берет. Друг пропал на четыре часа: выяснилось, что он как-то прицепился к этим ребятам, которые каким-то образом наткнулись на американцев. Хотя есть четкое ощущение, что это совсем не американцы, а просто ряженые, потому что выглядят достаточно комично: какие-то рации, очки. Не знаю, что это за косплей, что это вообще такое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На показах в США, в Нью-Йорке, и в Голландии зрители перешептывались, что это точно не американцы. Насчет этого были сомнения и у моего друга во время съемки, и у девушки одного из вэдэвэшников. Но это все сошло на нет, никто не стал проверять документы, в любом случае у ребят получилось до конца доиграть свои роли».