«Не будут больше надо мной смеяться у твоего подъезда пацаны»: краткая история Юры Шатунова и «Ласкового мая»
В ночь на 23 июня в карете скорой помощи умер Юрий Шатунов, солист «Ласкового мая». Причина — острая сердечная недостаточность. Уточнение места смерти неслучайно — 6 сентября 1973 года будущая суперзвезда родилась в городе Акбулак Оренбургской области в карете скорой помощи.
Детство мальчика, мягко говоря, не задалось: разошедшаяся с его отцом мать — Вера Гавриловна Шатунова — пыталась устроить личную жизнь, а потенциальные отчимы не находили общего языка с Юрой. Будущий певец часто сбегал из дома, в конце 1970-х жил у тети в селе Старая Отрада и недолго ходил в местную школу, а в 1982 году Вера Гавриловна определила сына в интернат Кумертау в Башкирии и умерла спустя два года.
В 1985-м подростком заинтересовались правоохранительные органы — Шатунов много бродяжничал. И тут в его жизни случился новый твист: решено было собрать комиссию, которая определила бы дальнейшее место жительства и учебы трудного ребенка. Одним из заседателей оказалась Вера Тазекенова, руководительница детского дома в родном Юре Акбулаке — она прониклась к Шатунову и оформила мальчика в свое учреждение. Вскоре они переехали в Оренбург, где Тазекенову назначили директором школы-интерната №2, привязавшийся к ней, как к матери, Шатунов, не захотел оставаться в области. В Оренбурге же и началась история «Ласкового мая»: Сергей Кузнецов, руководивший музыкальной студией второй школы-интерната, и Вячеслав Пономарев, бывший воспитанник Тазекеновой, прекрасно игравший на басу, приметили симпатичного новобранца с неплохими вокальными данными и предложили организовать музыкальный коллектив. Сам Шатунов позже вспоминал, что вдобавок научился играть на гитаре за две ночи.
Дебютное выступление квартета (Сергей Кузнецов — автор песен, Вячеслав Пономарев — басист, Юрий Шатунов — вокал, Сергей Серков — главный по светомузыке) состоялось в оренбургском ДК в декабре 1986 года.
Первые песни Кузнецова — «Тающий снег» и «Метель» — быстро стали дискотечными бэнгерами, а каждый оренбургский подросток узнавал трогательный голос Юры Шатунова с трех нот. В том, что группа прогремела за пределами Урала, тоже виноват случай: некий Виктор Бахтин, помогавший реализовывать кассеты, передал запись новоиспеченного коллектива Андрею Разину, менеджеру группы «Мираж». Того впечатлило не только звучание, напоминавшее набиравший популярность евро-поп, но, конечно, и бэкграунд будущих суперзвезд, легенда, на которой группа с немыслимым успехом пять лет будет колесить по миру, собирая полные залы, гонорары и покоряя девичьи сердца (что поклонницы при виде Юры бились в истерике и натурально падали в обморок на концертах — не секрет).
В 1991 году 18-летнему Шатунову стало тесно в образе сироты-суперзвезды и он решил выйти из коллектива после масштабного тура по США.
Как сказали бы (и на самом деле говорили) в телевизионных сюжетах нулевых, тут в жизни группы началась черная полоса. Во-первых, в силу вступило так называемое проклятие «Ласкового мая»: в 1992-м ушел из жизни 20-летний бас-гитарист Игорь Игошин — выпал из окна, по одной из версий, из-за неразделенной любви. В сентябре 1993-го у подъезда Шатунова застрелили клавишника «Ласкового мая» Мишу Сухомлинова (как сообщил позже Разин, убийцу нашли в 2000 году — им оказался психически нездоровый человек, изначально покушавшийся на Юру). Вокалист Юрий Барабаш разбился на BMW в 1996 году. Клавишник Арвид Юргайтис сгорел на собственной даче в 2004 году, уснув с непотушенной сигаретой. Клавишник Алексей Бурда погиб в 2012-м при невыясненных обстоятельствах (одна из версий — алкогольная интоксикация). Юрий Гуров, еще один солист, погиб в аварии в 2012-м.
Злой рок обошел стороной только Юру Шатунова — по крайней мере, так казалось. В 1998-м он выучился на звукорежиссера, переехал в Германию, выпустил шесть студийных альбомов в период с 2001 по 2018 год (первый, конечно, назвал символично — «Вспоминай май»), обзавелся семьей и вел обычный образ жизни вчерашней звезды, если бы не одно но — затяжной суд.
По словам адвоката Шатунова, Асель Мухтаровой-Казарновской, в 1992 году автор песен «Ласкового мая» Сергей Кузнецов заключил договор с Андреем Разиным, по которому продюсер получил права на все хиты. В 2005-м Разин закрепил контракт в Промышленном суде Ставрополя. Через три года, когда закончился срок обжалования, Андрей Александрович обнародовал решение и заявил, что ему принадлежат права на все композиции «Ласкового мая». В 2019-м Шатунов все-таки принялся оспаривать решение суда — процесс затянулся на три года, и 16 июня 2022-го дело выиграл экс-солист «Ласкового мая». Адвокат певца рассказывала: пять экспертиз показали, что договор Разина с Кузнецовым — фальсификация, подпись Кузнецова подделана, документ создан по технологии копирования на просвет, а в контракте обнаружены несостыковки: указаны 27 песен, одна из которых никогда не принадлежала Кузнецову, а другая прописана трижды под разными названиями.
В середине июня Андрей Разин прокомментировал решение суда в Instagram (организация Meta, владеющая соцсетью, признана экстремистской и запрещена в РФ) так: «Сейчас команда Шатунова распространяет ложь. Никакие права никакой российский суд отобрать у меня не может, потому что они принадлежат правообладателям из Соединенных Штатов Америки». На момент написания заметки пост удален. Можно сказать, что Юра Шатунов ушел победителем.