Что такое параллельный импорт и как он работает?
Что такое параллельный импорт?
Это ввоз оригинальных товаров определенного бренда без согласия правообладателя товарного знака, то есть параллельно официальному импорту. При этом импортером считается любое лицо, осуществляющее ввоз брендированной продукции, а не официальные дилеры, дистрибьюторы и т.п. Соответственно, импортер и владелец товарного знака могут быть (и обычно так оно и есть) не связаны договорными отношениями напрямую, а торговля идет через посредников.
Параллельный и серый импорт — это одно и то же. Важный момент: параллельный импорт подразумевает продажу и перепродажу оригинальных товаров, легально введенных в оборот с согласия правообладателя. То есть это не контрафакт, это очень важно.
Какие плюсы для государства?
- Удовлетворение спроса на определенные товары.
- Снижение цен.
- Усиление здоровой конкуренции между поставщиками и противодействие монополизации рынка.
Какие минусы для государства?
- Сложности с контролем качества ввозимой продукции.
- Рост доли поддельных товаров.
- Сложности с постпродажным обслуживанием и запчастями.
- Размывание стандартов качества бренда.
Какие плюсы для предпринимателей?
- Возможность продолжить работу (если основным бизнесом был импорт товаров или продажа товаров) и сохранить ассортимент и целевую аудиторию (если речь идет о розничных продажах).
- Снижение зависимости от правообладателя, бо́льшая свобода действий.
- Возможное снижение цен в связи с исключением ряда издержек (логистика, штрафы от производителя, стоимость разрешения на ввоз от производителя/владельца бренда и т. п.), но это не всегда работает.
Какие минусы для предпринимателей?
- Серьезные репутационные риски (в перспективе правообладатель может прекратить сотрудничество с официальным дилером/дистрибьютором или привлечь его к ответственности).
- Усиление недобросовестной конкуренции.
Какие плюсы для потребителя (для нас)?
- Возможность купить товар определенного бренда, даже по более низкой цене.
- Расширение числа магазинов, где можно купить оригинальный товар.
Какие минусы для потребителя?
- Отсутствие гарантии производителя и фирменного сервиса.
- Высокий риск купить подделку.
- Правообладатель может дистанционно заблокировать устройство, если речь идет о гаджетах.
Как был устроен импорт зарубежных брендов раньше? Почему серый импорт был технически невозможен?
С 2002 года импортировать в Россию продукцию брендов могли только их правообладатели, аффилированные с ними лица или официальные дилеры. Для регулирования рынка был создан Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), куда правообладатели вносят товарные знаки. Если товар, маркированный товарным знаком, вызывает вопросы на таможне, его задерживают и уведомляют правообладателя. Условно, если вы закупили за рубежом партию кроссовок adidas, но не смогли предоставить на таможне документы на право использования этого товарного знака в РФ, вашу партию автоматически задерживали. ТРОИС направлен против контрафакта и серого импорта.
Теперь брендированную продукцию можно закупать без согласия правообладателя торгового знака, напрямую у производителя или его представителя за границей.
При этом серый импорт был запрещен не всегда. Например, в начале 2000-х таким образом ввозились запчасти для автомобилей, однако позже импорт стали ограничивать для того, чтобы иностранные компании построили здесь собственные производственные площадки. Похожая ситуация была и с бытовой техникой и электроникой, косметикой и парфюмерией. Но дискуссия о легализации параллельного импорта шла уже давно, это не новый вопрос.