Романская империя: что Роман Абрамович значит для футбола
«Футбольный рынок превратился в Советский Союз, где не хватало ни денег, ни товаров. Роман Абрамович откроет новый мир, с икрой и водкой» — это фраза Ксавье Ривуа от 2003 года — журналиста французской спортивной газеты L’Equipe. Репортер отреагировал на новость из Англии, где лондонский «Челси» вдруг превратился в The Roman Empire — так гласил баннер на домашнем стадионе команды, «Стэмфорд Бридж».
С чего началась любовь Абрамовича к футболу, неизвестно. К 2003 году Роман подошел губернатором Чукотки и директором «Сибнефти» — ни одна из должностей олигарха не была напрямую связана со спортом. Партнер бизнесмена Евгений Тененбаум рассуждал: «Роман любит погружаться в новые сферы. Думаю, поэтому он и полюбил футбол. Он знает, что в футболе нет точной формулы победы». Герман Ткаченко, приятель Абрамовича и владелец агентства ProSports Management, уверен: на предпринимателя повлиял конкретный футбольный матч (речь об игре между «Манчестер Юнайтед» и мадридским «Реалом» в 2003 году).
Британская и испанская команды выдали крупную перестрелку в Лиге чемпионов, самом статусном футбольном турнире Европы. На двоих «МЮ» и «Реал» забили семь мячей. Два гола обеспечил Дэвид Бекхэм, еще три — Роналдо. Абрамович наблюдал за игрой вживую. «Когда устал в бизнесе, ты можешь проявлять себя здесь, в конкурентной среде, и становиться лучше. Футбол для мужчины — в какой-то мере секс. И я уверен, после того матча Роман Аркадьевич задумался о покупке клуба», — рассказывал Герман Ткаченко, который посетил матч вместе с Абрамовичем, в интервью Sports.ru. «Я купил "Челси" не ради денег. В мире есть и более надежные способы заработать. Разбрасываться средствами не буду, но главная цель — веселиться, а значит, и побеждать», — косвенно подтверждал Роман в 2003-м.
«Челси» был не первым клубом, который привлек Абрамовича. В 2003-м Роман рассматривал несколько футбольных проектов, включая российские. Олигарх окружил себя советниками (от тренера сборной Англии Свен-Йорана Эрикссона до аналитиков UBS) и погрузился в поиски. Бизнесмен остановился на Великобритании. «Любая команда, даже из самого мелкого британского городка, может свести матч с "Челси" к ничье и подарить радость, создать уникальную атмосферу. В этом — красота местного футбола», — объяснял он выбор в 2006 году.
Сначала Абрамович задумался о покупке впечатлившего «Манчестер Юнайтед». По словам Кена Бейтса, бизнесмена, у которого Роман выкупил «Челси», олигарха оттолкнула атмосфера домашнего стадиона «МЮ», «Олд Траффорд». «Ему понравилась игра, но не обстановка на арене», — утверждал Бейтс в разговоре с BBC.
Альтернативой для Романа оказался «Тоттенхэм», клуб крылатой фразы из фильма «Залечь на дно в Брюгге». Не сложилось: местный управленец отказал в продаже контрольного пакета, а Абрамович на меньшее не соглашался. Результат — футбольный агент Пини Захави свел олигарха с «Челси».
К 2003 году будущий актив Романа оказался в двояком положении. С одной стороны, команда достигла первых успехов на международном уровне: в 1998-м выиграла Кубок обладателей кубков и Суперкубок УЕФА. С другой — «Челси» медленно тонул в долгах, а клубный директор Марк Тейлор признавал, что будет вынужден продавать футболистов.
Абрамовича убедил последний матч весны 2003 года. «Челси» переиграл «Ливерпуль» (2:1) и отобрался в Лигу чемпионов — ту самую, которая впечатлила олигарха в Манчестере. Роман убедился в качестве команды и выложил £140 млн, 60 из которых перешли прежнему владельцу, а 80 — покрыли долги.
Сделка с Абрамовичем оставалась тайной до самого объявления. О переговорах не знали ни журналисты, ни даже технические сотрудники «Челси». Марк Тейлор рассказывал, что сначала в руководстве опасались неизвестного олигарха. Ситуацию исправили адвокаты Романа, которые привезли в Лондон выпуск Forbes — бизнесмен из России красовался на 15-м месте.
При этом личность Абрамовича сохраняла загадочность. В Англии об олигархе знали лишь несколько фактов: сложил состояние в России, контролировал «Сибнефть», один из крупнейших нефтяных бизнесов страны, и инвестировал в несколько компаний, включая «Аэрофлот». «Мы продали клуб человеку, о котором ничего не знаем», — сокрушался бывший министр спорта Великобритании Тони Бэнкс.
Абрамович не спешил выходить из тени даже после покупки. За время контроля над «Челси» Роман дал лишь два крупных интервью для СМИ: The Observer в 2006-м и Forbes в 2021-м. Личность олигарха гораздо лучше описывали действия.
Первые же поступки Романа показали: «Челси» попал в руки автократа. Спустя год после покупки Абрамович уволил Клаудио Раньери — тренера, который выводил лондонцев в Лигу чемпионов даже без крупных денежных вливаний. «Ко мне подошел Тревор Берч, клубный директор. Он сказал, что у "Челси" появился новый владелец и что я покину организацию первым. Новый менеджмент решил назначить близких людей», — рассказывал коуч в 2015-м.
Причина перестановки — Абрамович увлекся Жозе Моуринью, который неожиданно выиграл Лигу чемпионов с «Порту». Богатый и амбициозный проект из Лондона вышел идеальным для дерзкого португальца, который на первой же пресс-конференции заявил: «Я особенный». В последовавшие три года «Челси» Моуринью выиграл два чемпионата и один Кубок Англии.
Жозе не всегда соглашался с тотальной властью Абрамовича. Тренер и владелец чуть не поссорились в первый же месяц работы. Моуринью захотел купить в «Челси» Дидье Дрогба, неприметного форварда из французского «Марселя». «Кого ты хочешь взять в атаку? Кто это?» — усомнился Роман. «Мистер Абрамович, платите. Платите и не разговаривайте», — ответил Моуринью.
Жозе оказался прав. За девять лет карьеры в «Челси» Дрогба забил 164 гола — это четвертый показатель в истории клуба. Признал ли Абрамович правоту Моуринью, неизвестно, но с каждым следующим тренером команды олигарх работал лишь строже.
В эпоху Абрамовича «Челси» менял коучей 14 раз, в среднем каждые полтора года. Импульсивность олигарха отталкивала лучших тренеров Европы, которые боялись потерять работу при минимальных неудачах. Например, по данным Daily Mirror, лондонцы шесть раз получали отказ от Хосепа Гвардиолы, одного из самых титулованных тренеров Европы XXI века. На первый взгляд, отношения с менеджерами — следствие личного самодурства Романа. На деле в них отразились страсть к игре и внутренние компромиссы.
Абрамович влюбился в зрелищный футбол, но «Челси» побеждал сухо. Лучший пример — триумф лондонцев в Лиге чемпионов — 2012. Роман мечтал о победе в турнире, который не давался «Челси» ни разу за всю историю. В 2012-м желание олигарха исполнилось: столичная команда победила в соревновании.
Абрамовича не устроило лишь одно: ради победы «Челси» играл в слишком оборонительный футбол. Игроки садились в тотальную оборону и отказывались от любых вылазок в атаку, только чтобы не рисковать. К историческому триумфу команду привел тренер Роберто Ди Маттео. Спустя месяц после финала Лиги чемпионов контракт коуча с клубом истекал. Несмотря на заветную победу, Абрамович не спешил продлевать специалиста и выкатил оффер Гвардиоле, тренеру с более атакующей философией. Хосеп отказал — только тогда Роман отказался от мечты о смелом «Челси» и продлил Ди Маттео. Спустя полгода Роберто был уволен.
При этом «Челси» Абрамовича не назвать чисто футбольным проектом. Сначала лондонцы выглядели как пластмассовый клуб с покупным успехом. В 2005 году команда впервые за 50 лет выиграла чемпионат Англии — для этого понадобились две закупки футболистов на более чем €300 млн в сумме. Но в 2010-х годах Романа заинтересовал не только спортивный успех.
Во-первых, «Челси» превратился в один из плацдармов для благотворительных акций Абрамовича. Во время пандемии клуб отдал под нужды британских врачей стадион и гостиницу, а еще участвовал в кампании против домашнего насилия. В эпоху Романа лондонцы углубились в борьбу с антисемитизмом, которой посвятили специальную программу. В 2018-м клуб заключил партнерство со Всемирным еврейским конгрессом, а футболисты поучаствовали в акциях ко Дню памяти жертв холокоста. В 2020-м «Челси» запустил выставку о еврейских спортсменах, которых коснулся геноцид.
Во-вторых, при Абрамовиче «Челси» запустил женскую команду. Коллектив из футболисток возник через год после продажи клуба. На протяжении десяти лет женский «Челси» пользовался формальным статусом — например, игроки тренировались лишь два раза в неделю после основной работы. В 2015-м команду зарегистрировали как профессиональную — с тех пор она взяла шесть из восьми чемпионств Англии.
В-третьих, Абрамович всерьез развил клубную инфраструктуру. Роман доверился Нилу Бату, который возглавил спортивную академию «Челси», перевез янгстеров на основную базу под Лондоном и проспонсировал скаутскую сеть, которая раскапывала столичные таланты. Результат — в составе команды-2022 красуются шесть воспитанников.
Несмотря на футбольный и социальный вклад, британское правительство скептически смотрело на финансовые источники Абрамовича. Журналист Goal.com и специалист по «Челси» Низаар Кинселла утверждает: богатство Романа всегда вызывало опасения власти. Негатив правительства впервые проявился в 2018-м, когда Абрамович столкнулся с проблемами в получении визы. С разрешением на въезд в Великобританию Роман лишился и возможности следить за «Челси» вживую.
Абрамович начал делегировать. «Челси» утратил статус персональной автократии и получил более широкий центр принятия решений. Во главе оказались два человека: Марина Грановская и Петр Чех. Первая работала с Абрамовичем еще в «Сибнефти», где получила статус советницы, а второй отыграл свыше 300 матчей за клуб с 2004 по 2015 год.
По данным The Independent, на фоне сложностей с визой и физического удаления интерес Абрамовича к «Челси» остывал. Олигарх с клубом не расставался, но включился в другие активности — например, устраивал показы авторского кино. В этом смысле санкции-2022 лишь углубили разрыв Романа с футбольным проектом.
Фанаты «Челси» обожали Абрамовича даже на дистанции. После санкций-2022 болельщики скандировали имя владельца с трибун — в знак поддержки. Роман оставался главным спонсором команды и человеком, который обеспечил современный ее успех. Санкции правительства благодарность не отменили.
Еще они не отменили вклада, который Абрамович внес в мировой футбол. После 2003 года крупные инвесторы выкупили несколько клубов, например «Манчестер Сити» и «ПСЖ», чемпионов Англии и Франции. Самая свежая сделка коснулась «Ньюкасла», который перешел к саудовским владельцам за £305 млн.
Абрамович был первопроходцем. Отношения с тренерами, вложения в благотворительность и инфраструктуру, жажда успеха с красивой игрой — история Романа сложилась уникальным образом и повлияла далеко не только на «Челси». Перспективы клуба пока неясны: амбиции новых владельцев еще не отразились на практике. Но Абрамович оставил крупное наследие, которое подсказывает: лондонцы не пропадут.