Новые челноки: как в Россию ввозят люксовые бренды
Сколько лет себя помню, всегда был связан с модой. Работал стилистом, байером, фэшн-маркетологом, дизайнером, чтобы понять индустрию с разных сторон. Но настолько любопытного времени, когда мода стала дефицитом, а шопинг — роскошью, я не заставал. Выискивать классные вещи — базовая задача стилиста, а достать вещь по адекватной цене — задача со звездочкой, и тем приятнее ее решать.
Мне не очень нравился самый простой и действенный подход — скупить коллекции Zara или ЦУМа, чтобы клиенты были счастливы, но раздобыть то, чего нет в стране, или найти желаемую вещь по более низкой цене, приобрести что-то лимитированное или менее популярное — это для меня. То есть я и раньше делился своим дилерским функционалом, но лишь с клиентами, а сейчас раскрываю карты перед более широкой аудиторией.
Шопинг всегда был игрой, теперь нас ее лишили, а фантомные боли остались (а именно — неугасимое желание купить новую сумку или кроссовки любимого бренда). То есть спрос остался, а где спрос, там предложения. Их сейчас немало.
Грузия — ван лав
Раньше у нас с подругой был магазин грузинских дизайнеров. С тех времен у меня осталось несколько приятелей в Грузии, которые всегда готовы помочь. Помимо них есть несколько знакомых, которые регулярно привозят в Москву массмаркет, но иногда я заказываю через них и люкс.
Fashion-VPN
Этот термин придумал мой приятель, байер Гоша Ростовщиков. Он идеально описывает одну из схем поступления коллекций: в одну страну A товар закупается из страны B через страну C, оформленную как дочерняя. Это как раз тот самый параллельный импорт, о котором все говорят. Ранее в подобной схеме не было необходимости, так как везде можно договориться и решить любой вопрос, но думаю, к новому сезону VPN включится у многих. Я слышал, что летом в России откроют несколько подпольных магазинов, в которых можно будет купить люкс за наличку. На самом деле это не новшество — так всегда было, просто количество операций за кэш увеличится в разы.
Париж и Милан
Знакомые байеры из Европы до сих пор могут купить товар и прислать его в Россию — усложнилась лишь логистика и оплата, но это вопрос времени и денег (прибавляйте 30–40% к заявленной стоимости). До России долетает почти все, кроме ювелирки (с ней тоже есть схемы, но это уже не мой профиль). Существуют два варианта доставки: либо курьерская пересылка через другую страну, либо более бережная — самолетом через знакомых. Иногда, даже с учетом сложной логистики, это выходит дешевле, чем покупать в российских магазинах.
Остатки
В российских магазинах остались вещи сегментов люкс и премиум — их не всегда размещают на сайтах и в торговых залах, мне помогает прямая коммуникация со знакомыми из этих точек. Всегда найдутся нераспроданные, оставшиеся на складе вещи и те, которые нельзя реализовывать онлайн.
Farfetch и прочие
Я могу выкупить и привезти почти любой товар из онлайн-магазинов. Через тех же знакомых в разных странах формирую общий заказ и отправляю в ближайшую к России страну, а дальше — посылкой в РФ. Комиссия также составляет от 30%, в которые входит многослойная логистика, налоговые пошлины и доля участников цепочки.
Настроение международных брендов разное, все очень индивидуально. Я занимаюсь маркетингом российского бренда, который продавался в 12 магазинах в десяти странах, со всеми поддерживаем связь — настроены магазины позитивно и готовы сотрудничать дальше, просто не понимают, каким образом. Думаю, к осени этот вопрос решится.
Другому отечественному бренду, заказавшему кожу на немецком заводе, отказали категорически, даже выкупить заказ через местного партнера не удалось. Ряд брендов готовы вернуться в РФ, но пока не понимают, в какой форме. Далеко не всем подходит серый рынок — партнеры в других странах эту идею явно не поддержат. Но о параллельном импорте сами бренды могут и не догадываться: просто внезапно страна, выписывавшая 80% коллекций, сейчас выпишет 200%. Но в целом все не так критично, как кажется, и те, кто любит моду, всегда найдут лазейку.