Конец сладкой жизни: почему не стоит истерично скупать сахар и что будет с ценами на потребительские товары?
Инфляция в России по состоянию на 18 марта ускорилась до 14,53% в годовом выражении с 12,54% неделей ранее.
Рейтинговое агентство Fitch предполагает, что к концу 2022 года стоит ожидать показателя в 18%. ЦБ РФ не дает прогнозов, однако ожидания регулятора выражаются в значении ключевой ставки, которая была поднята до 20%.
Что будет с ценами?
По словам генерального директора информационно-консалтингового агентства INFOline Ивана Федякова, рост цен будут провоцировать два фактора. Первый и самый очевидный — обесценение национальной валюты. С такой ситуацией Россия встречается не часто, но с завидной регулярностью: в кризисы 1998, 2008 и 2014-2015 годов. «Конечно, этот фактор подталкивает рост цен на все, что связано с импортными товарами и компонентами. На поверку оказывается, что мы очень серьезно как зависели, так и зависим от зарубежных поставок», — замечает Федяков.
Вторым фактором эксперт называет падение производственных мощностей предприятий. «Такое нечасто встречается в экономике и в нашей деятельности. Ни в 2008 году, ни в 2014-м, когда происходило то же самое обесценение национальной валюты, производства не останавливались», — подчеркивает аналитик.
Более того, в прошлом импортоориентированные производства даже выиграли от падения рубля, потому что продукция на международном рынке по соотношению «цена — качество» оказалась более привлекательной. В этом смысле показателен пример «РусАла». Из-за проседания рубля себестоимость производства алюминия стала самой конкурентоспособной в мире. Так, мрачный для российской экономики 2014 год стал прорывным для «РусАла», который существенно нарастил объем поставок за рубеж.
Сейчас же многие производственные цепочки нарушены, и, соответственно, российский рынок столкнулся с падением объемов производства, что может привести к дефициту.
Это касается и продуктов, которые производятся в России, так как они нередко изготавливаются на зарубежном оборудовании (чаще европейском) и зависимы от зарубежного сырья и компонентов. Например, ЦБК в Светлогорске — производитель всем известной по зеленой упаковке бумаги SvetoCopy — остановил оборудование для изготовления листов А4. Казалось бы, в стране с самой большой площадью лесов с материалами для производства бумаги проблем быть не должно, но случился дефицит химикатов для отбеливания массы. Перекупщики на различных сайтах объявлений уже было стали просить баснословные деньги за заветные зеленые пачки, но производитель нашел выход в продаже неотбеленной, чуть желтоватой «экобумаги».
Многие предприятия оказались в аналогичной ситуации и уже начали заявлять об изменении ассортиментной матрицы. Так, некоторые компании стали производить товары, менее зависимые от зарубежных компонентов.
Сочетание двух факторов и приведет к ценовому цунами. «Многие сравнивают нынешнюю ситуацию с кризисом 1998 года. Но нарушение производственных цепочек — это ситуация даже не 1998, а 1992 года, когда выпадали "звенья" на фоне расхождения государств, входящих в состав Союза. Целые производственные кластеры не могли продолжать работать, потому что сырье перестало поставляться из страны, где производилось, в страны, где обрабатывалось, — замечает Федяков. — Мы непременно столкнемся с дефицитом, потому что цепочки разорвались неожиданно — никто не готовился к вoйне. У большинства предприятий складские запасы исчисляются неделями, в редких случаях — месяцами».
Как считает партнер агентства M.A.Research и руководитель направления «ретейл» Анна Синявская, кроме обозначенных факторов цены разгоняет и паника потребителей.
Дожить до лета: когда рынок стабилизируется?
Весной цены станут галопирующе высокими, предсказывают аналитики. «Однако начиная с середины лета, когда отечественный товар начнет поступать на полки, по крайне мере по части продуктов питания ситуация стабилизируется. Традиционно в середине лета — начале осени в стране профицит, что позволит говорить даже о снижении цен на некоторые товары», — считает Иван Федяков.
Такие продукты, как сахар, гречка и другие крупы, в дефиците не будут. Кроме того, они просты в производстве и почти не зависят от курса рубля. Поэтому, по прогнозам, базовые продукты не должны подорожать даже на значение изменения курса валюты. Кроме того, как отмечает Анна Синявская, ретейлеры уже работают над изменением цепочек поставок, и серьезный дефицит на складах маловероятен.
«Переживать стоит за ассортимент кондитерских изделий: в России не выращивают пальмовое масло, и из-за логистических проблем могут возникнуть сложности с его ввозом в страну, — отмечает Иван Федяков. — Тот же алкоголь очень импортозависим. Например, в России производится очень много пива, но на импортном хмеле. И таких примеров много».
По словам экспертов, крупные российские ретейлеры, хотя и испытают сложности, удержат позиции на рынке. «Как и всегда, во время кризиса выживают крупнейшие компании. Чем меньше сеть, тем сложнее работать в жестких условиях, и в итоге расстановка сил на рынке изменится за счет ускорившейся консолидации федеральными ретейлерами. Выиграть от сложившейся ситуации могут сети жестких дискаунтеров, поскольку их целевая аудитория явно вырастет в ближайшем будущем», — считает Анна Синявская.
Государственное регулирование: кнут или пряник?
Ключевой вопрос: как государство будет реагировать на изменения цен и дефицит товаров? Потому что в болезненной ситуации важно не вызывать ажиотаж и панику у потребителя. Сейчас правительство лишь провоцирует панику (хотя кажется, что пытается предотвратить). Например, Россия ввела эмбарго на вывоз пшена и сахара за рубеж. В краткосрочной перспективе это, вероятно, сможет защитить наш рынок: текущие складские запасы останутся в стране и помогут скоротать ближайшие несколько месяцев. Но в среднесрочной перспективе (представим следующую посевную кампанию) в условиях эмбарго на экспорт продукции (заметьте, это не квоты или повышенные пошлины) непонятно, какой здравомыслящий предприниматель в условиях рыночной экономики будет активно сеять пшено, сахарную свеклу?
То есть уже этой осенью складские запасы могут иссякнуть, потому что многие предприниматели выращивали продукцию именно на экспорт.
«На мой взгляд, необходимо было создать наиболее благоприятные условия для бизнеса. Запреты в этой ситуации худшее решение, которое только откладывает последствия проблемы. Можно было, например, субсидировать поставки на внутренний рынок или предложить другой "пряник", но не кнут. Но правительство выбирает путь запретов, который может оказаться очень болезненным для потребительского рынка», — считает Иван Федяков.
«В целом действия правильные, опасения вызывают планы по регулированию цен на довольно широкий круг потребительских товаров, что всегда приводит либо к дефициту товаров, либо к отложенному росту цен после того, как заканчивается государственное регулирование. Кроме того, компании в такой ситуации лишаются возможности быстро реагировать на изменения рынка», — подчеркивает Анна Синявская.